Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая. 10.06.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
106.52 Кб
Скачать

3.2. Выбор падежа объекта при отрицании глагола любить (на примере стихотворения в.С. Высоцкого «я не люблю»)

Проанализируем выбор падежа объекта при отрицании при глаголе любить. Е.В. Падучева относить его к глаголам эмоции (каузации эмоционального состояния), которые, в свою очередь, включает группу аккузативных глаголов, т.е. тех глаголов, при которых предпочтительно употребление объекта в винительном падеже. «Обычно объектом при этих глаголах является лицо, а оно наиболее референтно, что предполагает аккузатив. Генитив возможен, если ИГ нереферента (Я не люблю громкой музыки)» [Падучева, 2006].

Далее будут рассмотрены примеры с глаголом любить и нереферентным объектом.

В стихотворении В.С. Высоцкого «Я не люблю» генитивная конструкция (не + люблю + объект) встречается 7 раз:

  • Я не люблю фатального исхода;

  • Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою;

  • Я не люблю холодного цинизма;

  • Я не люблю уверенности сытой;

  • Я не люблю насилье и бессилье;

  • Я не люблю манежи и арены, На них мильон меняют по рублю;

  • Я это никогда не полюблю.

И еще одна конструкция с глаголом ненавидеть: «Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу». Отрицания как такового здесь нет; соотношение понятий такое же, как между контрарными (люблюненавижу) и контрадикторными (люблюне люблю) в логике. Потому и объекты употреблены в винительном падеже (форма червей — винительный падеж одушевленного существительного).

В родительном падеже объект употребляется в предложениях: «Я не люблю фатального исхода», «Я не люблю холодного цинизма» и «Я не люблю уверенности сытой». Все объекты — фатальный исход, холодный цинизм, сытая уверенность — абстрактные понятия, не обозначающие конкретных предметов, и потому нереферентные.

С точки зрения актуального членения предложения объекты поставлены в позицию ремы: «Я не люблюТема фатального исходаРема», «Я не люблюТема холодного цинизмаРема», «Я не люблюТема уверенности сытойРема». Темой будет именно «Я не люблю», а не «Я», т.к., во-первых, эта тема вынесена в заглавие; во-вторых, она повторяется на протяжении всего стихотворения (прием анафоры), тем самым не давая новой информации; и, в-третьих, тема отделяется от ремы паузой, что подчеркивается мелодией. При этом объекты являются ремой, принимая на себя логическое ударение. Это также причина постановки их в родительном падеже.

Время в этих предложениях, как и всего стихотворения, узуальное; автор констатирует свое общее отношение к указанным явлениям. Автор, вероятно, сталкивался с их отдельными проявлениями, но в контексте стихотворения они обобщаются. В каждом предложении можно вставить слово вообще, которое указывает на абсолютность отрицания.

В винительном падеже объекты стоят в предложениях: «Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою», «Я не люблю насилье и бессилье», «Я не люблю манежи и арены, На них мильон меняют по рублю», «Я это никогда не полюблю».

Объект любое время года выражен конкретным существительным (время года можно поставить во множественное число: времена года, — и употребить с числительными: четыре времени года). Кроме того, от него зависит определительное придаточное предложение с союзным словом когда (в другом варианте исполнения — «в которое болею или пью»), конкретизирующее именную группу. Число существительного — единственное. Все в данном случае указывает на предпочтительность употребления винительного падежа. Форма родительного падежа объекта — «Я не люблю любого времени года» — при конкретном существительном создавала бы омонимию с категорией одушевленности, особенно при глаголе любить, для которого обычно употребление его с одушевленными объектами.

Объекты насилье и бессилье выражены абстрактными существительными, которые должны были бы быть поставлены в родительный падеж. Винительный падеж, вероятно, маркирует значение «проявление насилия и бессилия», в отличие от «насилия и бессилия как характеристики» при родительном падеже. В этом случае действует лексический фактор. Кроме того, важно понять, по отношению к кому эти явления применены — к автору или к любому человеку. Судя по контексту, скорее всего, к любому: «Когда я вижу сломанные крылья — Нет жалости во мне, и неспроста: Я не люблю насилье и бессилье, — Вот только жаль распятого Христа». Но если учесть, что стихотворение, как и любая лирика, основано на реальном жизненном опыте автора, то можно предположить, что имелось в виду конкретное проявление. Следует учитывать также тот факт, что этот текст был написан для исполнения в качестве песни, и в этом случае формы родительного и винительного падежа фонетически омонимичны.

Из объектов в этих предложениях конкретными существительными являются манежи и арены. Правда, в данном контексте это понятия обобщенные, никаких конкретных территорий не имеется в виду, а являются метонимическим обозначением мест, где производится шутовское действо. К тому же, множественное число предлагает употребление родительного падежа. Очевидно, семантика места в данном случае оказывается важнее значения количественности.

Предложение «Я это никогда не полюблю» — завершающее в стихотворении, оно подводит итог всему сказанному и обобщает все перечисленные объекты. Слово никогда выступает в пользу родительного падежа, однако есть три других важных фактора, которые противоречат этому. Первый из них — указательное местоимение это. Как и слово когда в «Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою», оно служит конкретизирующим элементом, который делает высказывание референтным. Логически оно относится ко всем явлениям, перечисленным в стихотворении. Второй фактор — совершенный вид глагола — полюблю. Оно указывает на единичный момент в будущем (точнее, на его невозможность). И третий — актуальное членение предложения. В отличие от параллельных конструкций стихотворения, завершающая фраза имеет инверсированный порядок слов. Объект поставлен в тематическую позицию, которая, как было показано, предполагает употребление винительного падежа.

Подводя итог анализу генитивных конструкций с глаголом любить в стихотворении В.С. Высоцкого «Я не люблю», перечислим действующие факторы.

Для родительного падежа:

- абстрактность понятия, выражаемого объектом;

- рематическая позиция объекта;

- узуальность времени;

- абсолютность отрицания.

Для винительного падежа:

- конкретность понятия, выражаемого объектом;

- единственное число объекта;

- наличие конкретизирующих слов (это, когда);

- лексическое маркирование (проявление, а не характеристика);

- семантика объекта (локативность);

- совершенный вид глагола;

- тематическая позиция объекта.