Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
межд. 2 на 1.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
737.79 Кб
Скачать

6.Теория сравнительного преимущества

Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII — начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А.Смит в своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нес независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Д.Рикардо в работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817 г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

При анализе направлений развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, трудовые и др. — распределены между странами неравномерно. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. При этом важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Другими словами, преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.

Дальнейшее развитие теории международного разделения труда и международной торговли связано с именем Давида Рикардо,1 которому удалось доказать, что абсолютные преимущества, рассматриваемые А.Смитом, представляют собой лишь частный случай общей теории сравнительных, или относительных, преимуществ.

Д. Рикардо, в частности, обосновал выгодность внешней торговли для любой страны, даже если она вообще не располагает абсолютными преимуществами или, напротив, имеет абсолютные преимущества перед другими странами в производстве абсолютно всех товаров и услуг.

Чтобы разобраться в теории А. Смита и Д. Рикардо, рассмотрим и проанализируем две конкретные числовые модели, при помощи которых можно проиллюстрировать все основные, ключевые доводы в пользу выгодности внешней торговли для любой участвующей в ней страны.

2 Под абсолютным преимуществом понимаются либо более низкие затраты ресурсов на производство единицы продукции, либо большее количество продукции, изготовленное с использованием единицы ресурсов.

В соответствии с законом сравнительного преимущества Д.Рикардо каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара1 и получает выигрыш, торгуя им в обмен на остальные.

Таким образом, мы еще раз смогли убедиться в том, что международная специализация и свободная торговля могут позволить странам потреблять на уровне, превышающем их производственные возможности.

Сравнительное преимущество в условиях возрастающих

альтернативных издержек

Рассмотренная модель исходит из предпосылки, что альтернативные издержки производства обоих товаров, участвующих в международном обмене,

постоянны1. Данная предпосылка Д.Рикардо вызвала впоследствии возражения экономистов по поводу такого упрощения модели как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Дело в том, что для производства разных продуктов требуется самое разное сочетание факторов, другими словами, при производстве разных продуктов ресурсы используются с различной эффективностью. Когда из производства, например, природного газа изымаются ресурсы для переброски в производство пшеницы, они высвобождаются совсем не в тех пропорциях, какие в данный момент необходимы для производства пшеницы. Газодобывающая промышленность сможет предоставить значительно больше труда и капитала (как факторов производства) и намного меньше земли по сравнению с тем, сколько их применяется в производстве пшеницы. Прибавление значительной массы труда и капитала в условиях ограниченного роста земли приводит к тому, что доходность производства пшеницы уменьшается (это результат действия закона убывающей доходности, который, строго говоря, относится к ситуации, когда к неизменному количеству одних факторов последовательно добавляются дополнительные единицы другого). Таким образом, с каждой последующей непроизведенной 1 тыс. м3 газа мы можем получить все меньше и меньше добавочных тонн пшеницы.

Самым же серьезным возражением против предпосылки о постоянстве альтернативных издержек было то, что она никак не коррелировала (не совмещалась) с действительной структурой внешней торговли и производства. Из постоянства альтернативных издержек следовало, что каждая из стран будет максимизировать выигрыш от внешней торговли, полностью специализируясь на товаре, в производстве которого она обладает сравнительным преимуществом. В реальной же действительности нам не удается найти примеров полной специализации.

Д. Рикардо показал в своей теории, что взаимовыгодность внешней торговли сохраняется и тогда, когда международный обмен товарами осуществляется с участием денег. Какую же роль играют при этом деньги? Конечно, вспомогательную. Если торговлю А.Смит уподобил колесу, при помощи которого движется вперед человеческая цивилизация, то деньги (а в международной торговле - валюту) можно рассматривать

как масло, смазку, которая делает это движение плавным и легким.

Если при данном обменном курсе национальной валюты стране не удается покрыть расходы на импорт поступлениями от экспорта, их можно уравновесить путем изменения относительных цен на собственные и заграничные товары в денежном выражении.

В мире, где существуют деньги, такое выравнивание платежей достигается:

  1. либо установлением нового равновесия обменного курса валют;

  2. либо корректировкой всех уровней цен в одной или обеих странах.

Действительно, нетрудно установить связь между коэффициентом обмена в физическом выражении (t) и понятием обменного курса валют.

Рассмотрим, например, торговый обмен между Россией и Германией, предполагая, что коэффициенты обмена установились на равновесных уровнях, выраженных в виде отношения к 1 т масла: для вина t = 100 л/т; для автомобилей t = 1 авт./т; для холодильников t = 6 хол./т.

Денежный обменный курс, или, другими словами, валютный курс, должен уравнять для двух стран цены на все товары (так как торговый обмен является

свободным). Так как установившиеся условия торговли (0 обеспечивают

равенство относительных цен (например, вина в расчете на 1 т масла), то

достаточно определить денежный обменный курс только по одному из

продуктов, например маслу:

для Германии 1 т масла =10 000 DEM;

для России 1 т масла = 40 000 RUR.

Откуда следует, что 10 000 DEM = 40 000 RUR. Значит, обменный курс равен 4 RUR за 1 DEM.

Рассчитанные таким образом национальные цены (с обязательным учетом обменных коэффициентов {) будут адекватно отражать состояние равновесия в международной торговле.

Естественно, все эти соображения пригодны лишь для свободного торгового обмена, когда каждый может купить данный товар там, где пожелает (транспортные издержки не учитываются).

Таким образом, тот факт, что в реальной действительности торговля ведется посредством денег (национальной валюты), нисколько не умаляет значение открытого Д. Рикардо закона сравнительного преимущества.