Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шляхтина .doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
968.7 Кб
Скачать

§ 2. Теоретический базис деятельности музея

Былое не утрачивалосъ в

настоящем, не заменялось

им, а исполнялось в нем.

А. Герцен

В основе теоретических представлений о направлениях музейной деятельности лежит понимание музееведения как науки о познании музейности. Отбор носителей музейности, познание этой (музейной) ценности и использование ее с учетом социокультурной потребности представляют три фундаментальные теории: теорию документирова­ния, теорию тезаврирования и теорию коммуникации, которые опреде­ляют стратегию и тактику основных направлений деятельности музея.

Теория документирования. Понятие «документ» появилось в научной терминологии в начале XX в.93 В переводе с латинского documentum означает свидетельство, доказательство. Это - материаль­ный объект и сознательно закрепленная на нем или о нем информа­ция. Однако одно без другого не является документом. Функциональ­ное назначение документа - не только закрепление, но и передача ин­формации; документ не только носитель, но и источник информации (передача информации - распространение знаний). Существует и со­временное определение документа: «Документ - это любой матери­альный носитель, на котором человеком зафиксирована социальная информация в целях ее хранения и распространения»94.

В музееведении термин «документирование» понимается на ин­формационно-историческом уровне, т. е. теория документирования связана с познанием различных сторон окружающего мира (информа­ционный аспект), в процессе которого выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеоб­разных документов, удостоверяющих реальность и выступающих эле­ментами исторической памяти (исторический аспект). Документальный подход к действительности выражается в том, что объекты реаль­ного мира (свидетельства развития природы, общества, культуры) -носители музейности - должны быть не только опознаны, но и ото­браны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания различных эпох. Отбор предметов в музейные собрания опирается как на музее­ведческие, так и на профильно-научные исследования, причем для музееведческого документирования характерен интегрирующий под­ход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины. Теория документирования научно обосновывает критерии отбора и методику музееведческого исследования действительности. Музейное докумен­тирование (комплектование) - специфическая деятельность, заключа­ющаяся в планомерном и систематическом накоплении свидетельств развития природы и общества. Эта работа проводится музейными ме­тодами, а результатом ее являются музейные фонды. Цель докумен­тирования - достижение адекватного соотношения между явлением (событием, фактом) и документами, свидетельствами этого явления, отобранными в музей. Предпосылкой научного музейного документи­рования выступает знание процессов и явлений, происходящих на конкретной территории, которое достигается не только изучением ли­тературы специального характера, но и уже существующих коллекций и, главным образом, собирательской, исследовательской работой на местах.

В ходе комплектования выявляется музейная ценность предмета (первая ступень познания музейности). Для этого изучаются его соб­ственная информация и информация о предметах, полученных из сре­ды, в которой они бытовали. Эта сопутствующая предметам информа­ция помогает полнее раскрыть их жизненные связи, стоящие за ними отношения людей, (например, свидетельства о назначении предметов, времени, месте изготовления, а также об истории бытования, принад­лежности определенной семье и т. д.) Сопутствующая информация мо­жет быть собрана ранее (биографические справки, сведения из книг и газет); она может закрепляться в момент комплектования. Кроме того, предметы, несущие сопутствующую информацию и не представляю­щие ценности в качестве музейных предметов, пополняют фонд научно-вспомогательных материалов (со временем он может приобрести самостоятельное музейное значение). Вся информация предметов и о предметах, полученная извне или добытая в ходе музейных исследова­ний, находит отражение в специальной внутримузейной и учетно-хранительской и учетной документации. Сам музейный предмет как доку­мент эпохи и относящиеся к нему внутримузейные документы (науч­ные карточки, научные паспорта и т. д.) представляют два уровня документационной деятельности музея и неотделимы друг от друга.

Смысл документирования состоит в переводе части предметов ре­ального мира в предметы музейного значения, а затем в музейные предметы. Вопрос о том, стоит ли включать предмет в музейный фонд, решается с помощью оценки. Оценка, т. е. суждение о ценности предме­та зависит от избранных критериев и заключается в выявлении отно­шений, объективной стороной которых выступают качественные ха­рактеристики предметов (их информационный потенциал), а субъек­тивной - потребность в информации и эмоциональном воздействии, оказываемом данным предметом на музейных сотрудников и посети­телей.

Следует подчеркнуть, что это не общая, специфически докумен­тальная, нейтральная в идеологическом отношении ценность «в себе». Она устанавливается обществом и связана с задачами определенной области знаний. Основным критерием ценности выступает типичность предмета для конкретной социальной или природной среды, отраже­ние в нем сущностных свойств, определенных явлений и отношений действительности.

Главным принципом музейного документирования является прин­цип преимущественного собирания подлинных предметов как перво­источников познания; кроме того, отбираются пространственные трехмерные предметы (исключение составляют те сферы собирания, где основными музейными предметами выступают изобразительные или письменные материалы), поскольку они более эффективны как составные части экспозиционного пространства. Предпочтение отдает­ся типичным предметам, отражающим сущность определенных явле­ний. Не менее важный принцип музейного документирования - прин­цип планомерности, предпочтение качества количеству отбираемого материала и, самое главное, отраслевая направленность, т. е. соответ­ствие профилю музея.

В широком смысле термин «научное документирование» употреб­ляется не только в значении базовой социальной функции музея, но и в значении одного из научных направлений музееведческой теории, логически развивающегося в процессе познания ценности музейных предметов, т, е. теории тезаврирования95.

Теория тезаврирования (научно-фондовая работа) связана со вто­рой ступенью (после теории документирования) познания музейности, т. е. с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, содержащейся в них информации. В ходе данной деятельности накапли­вается документация, которая фиксирует и юридически закрепляет ценность музейных предметов, т. е. происходит ее учет. Это необходимо не только с юридической точки зрения, но и в связи с тем, что музей­ные предметы материальны (подвержены разрушению под действием различных факторов) и поэтому нуждаются в сохранении - охране.

Таким образом, теория тезаврирования связана с тремя аспектами научно-фондовой деятельности музея:

- с исследованием музейных предметов;

- с учетной деятельностью музея;

- с охраной музейных предметов.

В процессе исследовательской работы - в ходе классификации96, систематизации97 и интерпретации98 музейных предметов - углубля­ется понимание их документально-информационного значения, что позволяет теории тезаврирования рассматривать собрание музейных предметов как особую модель реального мира - документальную систе­му, поскольку музейные коллекции, составляющие это собрание, пред­ставляют собой уже новое качество в сравнении с единичными предметами. Музейной коллекцией мы называем совокупность музей­ных предметов, связанных общностью одного или нескольких призна­ков и представляющих научный, познавательный либо художествен­ный интерес как единое целое. Музейная ценность коллекции опреде­ляется полнотой в количественном и качественном отношениях. Коллекции также связаны между собой способностью документиро­вать те или иные стороны действительности. Например, коллекция монет, коллекция керамических изделий, найденных на одной террито­рии, могут документировать развитие торговли в данном регионе. Информация, содержащаяся в одной коллекции, способна дополнить и подтвердить информацию, содержащуюся в других коллекциях. Поэто­му информация совокупности коллекций имеет новое качество. Сово­купность коллекций представляет собой музейное собрание.

Изучение музейных предметов как составной части фонда, выявле­ние новой информации, содержащейся в самих предметах и материа­лах, фиксирующих их связи со средой первоначального существования, сопровождаются накоплением соответствующих научно-охранных материалов, т. е. учетной документации.

Наконец, тезаврирование включает исследования, связанные с за­дачами охраны музейных предметов как национального, культурного, исторического достояния, потенциал которого раскрывается благодаря коммуникационным возможностям музея. Осмысление данных вопро­сов музейной деятельности связано с развитием теории музейной коммуникации.

Теория музейной коммуникации. Термин «коммуникация»99 обо­значает систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой каналом сообщений (печать, радио, телевиде­ние, кино, звуко- и видеозапись). Коммуникацию различают как моно­лог или как общение-диалог100.

Поясняя данное обозначение, можно отметить, что всякое собра­ние музейных предметов, изъятых из первоначальной среды бытова­ния, возникает как осмысленное собрание, создаваемое специалиста­ми, наделяющими вещи определенными ценностными значениями. Данное собрание не существует как «самодостаточное», а предназначе­но для включения его в музейную деятельность по отношению к посе­тителю, который воспринимает этот материал с учетом своих культур­ных установок. Если взгляды посетителей соответствуют культурным и научным нормам музейных специалистов, то между ними возможно взаимопонимание, и смысл, вкладываемый в собрание или в отдель­ные предметы, будет точно воспринят. В этом и заключается эле­ментарный акт коммуникации в музее, причем в данном случае - успешный.

Если же культурные установки субъектов различны или если цен­ностная природа предметов недостаточно выявлена в их структуре, коммуникация может оказаться нарушенной. Для устранения комму­никационных нарушений и достижения взаимопонимания необходим диалог между субъектами (возможно, с участием третьего лица), на­правленный на выработку «общего взгляда на вещи». Этот диалог мо­жет включать элементы вербального комментирования либо попытки пространственной визуальной организации предметов, делающие смысл собрания наглядным.

Первым в разработке коммуникационной теории в музееведении в конце 60-х гг. XX в. стал канадский ученый Дункан Ф. Камерон101. Его работы102 оказались поворотными в развитии музееведческой теории и позволили по-новому взглянуть на музей как на место, в котором со­зданы все условия для общения посетителя с «реальными вещами». Условиями этого общения являются, с одной стороны, способность посетителя понимать «язык вещей»103, а с другой - способность орга­низаторов экспозиции выстраивать с помощью произведений особые невербальные пространственные высказывания.

Такой подход позволил Камерону сформулировать ряд выводов, касающихся как организации профессиональной музейной деятельно­сти в части коллекционирования и хранения произведений искусства, так и в отношении его просветительной деятельности взаимодействия музея и аудитории. Прежде всего это было связано с экспозицией104, в создании которой ведущая роль отводилась художникам-дизайнерам, профессионально владеющим языком визуально-пространственной коммуникации. При этом акцентируется роль музейных педагогов, которые в отличие от экскурсоводов не переводят визуально-про­странственные «высказывания» на язык «слов», а развивают, воспи­тывают и обучают посетителя воспринимать специфическую музей­ную информацию.

Здесь важным также оказывается наличие «обратной связи». Ее обеспечение связывается с деятельностью музейных психологов и со­циологов. Их задача - способствовать повышению эффективности му­зейной коммуникации105 путем совершенствования процессов созда­ния экспозиции (с помощью хранителей и дизайнеров) и ее восприя­тия (через работу музейных педагогов).

Таким образом, теория коммуникации лежит в основе экспозици­онной деятельности, музейной педагогики, а также социально-психоло­гических исследований в музее.

Принципиально новым для понимания проблем экспозиции в кон­тексте теории музейной коммуникации является подход немецкого ученого-музееведа Ю. Ромедера106, который представил музейную эк­спозицию как знаковую систему. По его мнению, музейный предмет не может рассматриваться как самоценный, потому что он «всегда явля­ется лишь знаком некоторого общественно-исторического содержа­ния»107 и, таким образом, музейная экспозиция является средством выражения смыслов, которые лежат за пределами музейного предмета.

Музейная экспозиция создается на основе предметного материа­ла108 и выступает как особая информационная система, отображающая явления историко-культурного процесса через музейные предметы-эк­спонаты как знаковые компоненты109. В ней отображается не сама дей­ствительность, а концепция понимания ее автором (экспозиционером) в виде определенной логики (концепции) и художественного образа110 (дизайна).

Особенностью восприятия информации такого рода является ее визуальный характер. Однако в последнее время музеи задействуют и другие каналы коммуникации, например тактильный, когда создают­ся специальные экспозиции для людей с ограничением по зрению111 или детские музеи, где коммуникация осуществляется через получение новых тактильных ощущений, развивающих новые представления об окружающей действительности112. Постепенно музеи осваивают и ка­нал электронной коммуникации, выражающейся в создании «вирту­альных музеев»113, как воплощение собственных представлений о му­зеях, не существующих в реальности и являющихся результатом лич­ностного отношения к культурному наследию.

Таким образом, в основе всех сфер практической деятельности музея находятся теоретические представления о том, что в окружаю­щем нас мире существуют предметы, которые представляют ценность как носители особого качества, называемого «музейность». Процесс отбора носителей музейности связан с теорией документирования, в практической сфере, осуществляемой через научное комплектованиефондов. Познание научного и культурного характера ценности предме­тов окружающего мира, ставших музейными, - суть теории тезавриро­вания. В музейной деятельности она реализуется через исследование, учет и охрану музейных предметов. Выявленный в процессе тезавриро­вания информационный и культурный потенциал музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний - необходимое условие для осуществления музейной коммуникации, теоретические основы кото­рой важны для эффективной реализации экспозиционной деятельнос­ти и различных внеэкспозиционных форм взаимодействия музея с по­сетителем.