Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие лекции КИМ.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
986.62 Кб
Скачать

3.3. Частица

Частица представляет собой служебное слово, в ближайшем окружении которого мы можем обнаружить только одну валентность. Поэтому для частиц важно их место по отношению к знаменательному слову, составляющему их валентность. По этому признаку частицы делятся на препозитивные и постпозитивные. Существуют, однако, частицы, позиция которых по отношению к знаменательному слову не задана жестко, например, модальная частица бы. Условия употребления частиц бывают довольно причудливы. Например, частица то-то вообще может употребляться абсолютивно.

Понял?

Понял.

То-то.

Ср. То-то он, бедненький, извертелся весь.

Семантически частицы очень разнородны. Среди них можно выделить две большие группы: одна выражает логические отношения, а другая – модальные значения, то есть отношение говорящего к содержанию высказывания и/или к слушающему.

В 70-е гг. 20 века интерес лингвистов в большей степени распространялся на логические частицы. Было установлено, что одновалентность многих логических частиц мнимая: либо вторая валентность находится за пределами ближайшего окружения частицы, оставаясь в пределах высказывания или текста, либо в высказывание вносится только смысл этой второй валентности в виде пресуппозиции.

Под пресуппозицией (или презумпцией) в лингвистике понимается смысл, который явным образом не выражается в высказывании, однако требуется для понимания этого языкового выражения. Пресуппозиции были обнаружены при описании лексического значения. Выяснилось, что в семантике слова есть компонент, который именуется ассерцией и поддается действию логического оператора отрицания, то есть при отрицании меняет истинностное значение. Есть также компонент значения, который называется пресуппозицией и не поддается действию оператора отрицания.

Напомним шутку Карлсона, который доказал фрекен Бок, что не на всякий вопрос можно ответить «Да» или «Нет», задав вопрос: Ты перестала пить коньяк по утрам?:

...Повторяю свой вопрос: ты перестала пить коньяк по утрам?

Да, да, конечно, – убежденно заверил Малыш, которому так хотелось помочь фрекен Бок. Но тут она совсем озверела.

Нет! – закричала она, совсем потеряв голову. Малыш покраснел и подхватил, чтобы ее поддержать:

Нет, нет, не перестала!

Жаль, жаль, – сказал Карлсон. – Пьянство к добру не приводит <…>

Глупая ты, теперь сама убедилась, что не всегда можно ответить «да» или «нет»... Дай мне блинка! (Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне: пер. со шведского С.З. Лунгиной. М.: Мир, 1993. С. 269).

Х перестал делать нечто значит: ‘не делает нечто’ (ассерция) + ‘ранее делал нечто’ (пресуппозиция). Ни отрицательный, ни утвердительный ответ не отменяет пресуппозицию ‘Фрекен Бок раньше пила коньяк по утрам’.

Е.В. Падучева различает прагматические и семантические пресуппозиции. Прагматические пресуппозиции требуют обращения к прагматической ситуации или к тому, что называется «знаниями о мире». Семантические пресуппозиции выводимы из семантики языковых выражений, входящих в высказывание [Падучева, 1985].

Семантика частиц связана именно с семантическими пресуппозициями, то есть адресат высказывания может воспринять невыраженный смысл, не зная никаких обстоятельств и не учитывая прагматических условий высказывания. Сравним описание семантики частицы даже, сделанное И.М. Богуславским.

«Над прошедшим даже боги не властны.

…(а) некоторые существа Q’, отличные от богов, не властны над прошедшим;

(б) говорящий мог с большим основанием ожидать, что Q’ будут не властны над прошедшим, чем того, что боги будут не властны над прошедшим;

(в) говорящий ожидал, что боги будут властны над прошедшим,

(г) боги не властны над прошедшим [Богуславский, 1985. С. 121]

Семантике и синтаксическим условиям функционирования частиц посвящена монография И.М. Богуславского «Исследования по синтаксической семантике: Сферы действия логических слов» [Богуславский, 1985]. Автор различает синтаксическую и семантическую сферы действия, которые могут не совпадать (быть неизосферными). Это означает, что значение частицы может не полностью описываться синтаксическими условиями ее употребления.

В 80-е гг. интерес лингвистики сместился к модальным частицам. Так, например, можно обнаружить различия в речевых жанрах, в которых императив может сопровождаться частицами же и -ка. Частица же выражает приказ, просьбу, мольбу, но не совет, инструкцию или разрешение, а -ка может выражать просьбу или совет.

Частицы могут употребляться в сочетании друг с другом, образуя комплексы, иногда с новым, неразложимым значением.