
- •Проблемы национальной самоидентификации и «мультикультурный» роман.
- •Французская литература второй половины хх века. Анализ любого произведения из списка (ж.Перек «Вещи»; с.Де Бовуар «Прелестные картинки»; а.Роб-Грийе «в лабиринте»; н.Саррот «Золотые плоды»).
- •"Литературный экзистенциализм". Концепция человека у ж.-п.Сартра. Анализ прочитанного произведения.
- •Мысли об абсурде бытия в эссеистике и прозе а.Камю. Выражение экзистенциальной концепции в повести «Посторонний».
- •Проблематика и художественное своеобразие романа а.Камю «Чума».
- •Проблематика и поэтика французского «театра абсурда». Творчество с.Беккета и э.Ионеско. Анализ одной из прочитанных пьес.
- •Английская литература второй половины хх века: основные тенденции развития.
- •Интерес к жанру антиутопии и притчи в послевоенной английской литературе. «1984» Дж.Оруэлла: исторические аналогии в романе; образ тоталитарного государства и тип нового человека.
- •«Повелитель мух» как притча: жанровая специфика произведения у.Голдинга. Философская и этическая проблематика романа.
- •Творчество г.Грина. Особенности его «серьезных» и «развлекательных» романов. Анализ прочитанного произведения.
- •Творчество а.Мердок: жанровые типы ее романов, творческая эволюция. «Черный принц» как «роман о романе»: структура и проблематика; тема искусства.
- •Черты постмодернизма в творчестве Дж.Фаулза. Анализ прочитанного произведения.
- •Драматургия г.Пинтера. Анализ одной из прочитанных пьес.
- •Немецкая литература второй половины хх века. Анализ любого произведения из списка (г.Казак «Город за рекой»; г.Грасс «Жестяной барабан», «Собачьи годы», «Под местным наркозом»).
- •Творчество г.Белля. Роман «Бильярд в половине десятого»: проблематика и поэтика.
- •Творческая эволюция э.Хемингуэя. Поэтика повести «Старик и море».
- •Своеобразие литературы стран Латинской Америки.
Драматургия г.Пинтера. Анализ одной из прочитанных пьес.
Драматурги 2й волны – англия 60х. мотивы английской социальной драмы. Нарастающий пессимизм. Жанр исторической притчи, в которой освещаются современные проблемы. Политический театр, театр жестокости. Г.Пинтер – при отсутствии занимательного сюжета до самого финала пьесы держат в напряжении. Стилистика пьес определялась как абсурдистская. Но глубина и сложность проблематики не дают причислить его к одному направлению. Первые произведения критики назвали «комедиями угрозы». Герои в замкнутом пространстве, атмосфера ужаса перед неизвестным, но комические ситуации и диалоги, построенные на несоответствии. Комната – спасение героев от внешнего мира, но она превращается в ловушку (пьеса комната). Герои бессознательно ждут незнакомых пришельцев извне, понимая, что замкнуться в четырёх стенах не удастстя. Финал комнаты не вытекает из сюжета и может трактоваться по-разному. «сторож»-3 героя в пыльной мансарде заброшенного дома каждый мечтает о лучшей жизни, но находит повод этого не делать. Герои во власти химер. Символизирует внутреннюю несвободу человека. Мир, заваленным бытовыми мелочами – амтосфера уныния, беспросветной тоски. Инертность, бессилие персонажей. В доме нет часов и зеркала – подчёркивается надреальность происходящего. Конец 60х: «Драмы памяти». Тема прошлого и его влияния на человека.идеи пруста и бергсона. (Пейзаж, на безлюдье). Сравнимают с пьесами беккета. Поток ассоциации, разрозненных воспоминаний героев, попытка показать человеческое сознание. Герои одновременно связаны и разобщены, у каждого своё восприятие реальности, прошлых событий. Влияние эстетики ново францзуского романа. Основополагающий принцип – алогизм. Реализуется на разных уровнях. Мир выглядит обычным, но это мир логики абсурда. «Театр языка» - динамика не в действии, а в речи – традиция новой драмы. Раздёрганные реплики и паузы создают особый мир. Второй монолог, молчание. Опора на метерлинка, стринберга, чехова. Язык, лишённый коммуникативной функции – абсурдистское начало. Слова становятся штампами и ничего не значат. Общение неподлинное, в искажённом виде. «пинтеровская пауза» - воплощение изоляции действующих лиц. Персонажи за языком скрывают подлинные чувства. Синтетический метод, вбирающий в себя разные направления и вкладывающий в них новые смыслы.
Немецкая литература второй половины хх века. Анализ любого произведения из списка (г.Казак «Город за рекой»; г.Грасс «Жестяной барабан», «Собачьи годы», «Под местным наркозом»).
Возвращение многих писателей-изгнанников и новое поколение молодых писателей, переживших войну. Они формируют новую литературу. Как и нация, литра оказывается разделённой, но антифашистская тематика и в ГДР, и в ФРГ при разных акцентах. Вост. Германия: новый чел. В новом мире, кот. д.б. очищен от нацист. Догм. Зап.Герм.: более трагическое настроение – ответственность каждого немца за случившееся и содеянное. Осознание собственной вины. ГРУППА 47 – объединение нем.писателей. Глава – Г.Рихтер. Против идеологизмации прошлого и настоящего. Попытка осмыслить произошедшее. На встречах читали ещё неопубл.произведения. в 60х перестала существовать из-за разного рода разногласий. Г.Грасс – Художник и писателй. Пьесы, которые сам относил к театру абсурда. Жестяной барабан – своеобразная пародия на роман-воспитание. Герой сам решил в возрасте трёх лет больше не расти, чтобы не переходить в мир взрослых, к которому испытывает отвращение. Игра на барабане позволяет ему примириться с миром. Через него выражает восприятие мира. Образ маленького человека, обывателя, которому нацисты внушали, что главная ценность – семейный очаг, который нужно защищать, но этот очаг при нацистах становится аморальным. Герой откровенно смеётся над своими отцами. Образ барабана – армия, строй. Но у оскара барабанная дробь дестабилизирует окружающую действительность, вносит хаос и беспокойство. Крошечный рост героя символизирует нравств. Позицию невинного ребёнка. Он – не соучастник творящегося рядом. Он только наблюдает и иронизирует.
Надо сказать, что Грасса многое связывает с абсурдистами. Но если «театр абсурда», как правило, исчерпывался моделированием ситуаций утраты смысла, то для Грасса абсурдистское разоблачение — лишь одна из составляющих повествования. Специфика его повествовательной манеры состоит в том, что гротескно-абсурдный, неправдоподобный сам по себе сюжет или эпизод разворачивается на фоне весьма конкретных социально-исторических, политических, географически-топографических обстоятельств. Гротескному натурализму описаний Грасс учился у Рабле, Гриммельсгаузена, а также у своего старшего современника А. Дёблина (в особенности, роман «Берлин, Александерплац»), в отличие от которого он создает гораздо более сильный зазор между тем, о нем повествуется, и тем, как повествуется. Читатель Грасса постоянно ощущает, что его разыгрывают, но делают это столь тонко, что это приносит ему эстетическое удовольствие.
Повествование в романе «Жестяной барабан» (Die Blechtrommel, 1959) ведется от лица главного персонажа, Оскара Мацерата. Он предстает перед читателем сразу в нескольких ипостасях. Все они
сходятся в 1954 году, когда Мацерат отмечает свое тридцатилетие. Правда, это событие Оскар «празднует» в сумасшедшем доме: он подозревается в убийстве, но суд признал его психически ненормальным. Однако, как выясняется, герой психически здоров и одиночную камеру организовал себе сам: ему осточертела жизнь в обществе, и свое заключение он использует для того, чтобы написать подробные воспоминания. Они охватывают не только тридцать лет жизни самого Мацерата, но и истории десятков лиц, чьи жизненные пути пересеклись с судьбой главного героя. Автор наделяет Оскара уникальными способностями: он начинает воспринимать мир осознанно уже в утробе матери, а в три года решает остановить свой рост на уровне 94 сантиметров, с тем чтобы остаться «самим собой», освободиться от принуждения играть в «игры взрослых». Оставаясь в глазах «старших» недоразвитым, упрямым ребенком (даже речь и чтение якобы даются ему с трудом), Оскар развивает в себе обостренную наблюдательность, доходящую до ясновидения (так, он способен рассказывать о событиях, случившихся задолго до его рождения). «Ясновидение» Мацерата позволяет автору все время варьировать масштаб повествования, как если бы микроскоп в руках рассказчика в любой момент мог стать телескопом. Но ни микроскопическое, ни телескопическое изображение тех или иных событий не страдает назидательностью — Грасс тщательно скрывает, что умнее своего героя. В три года ему дарят жестяной барабан. С его помощью он научился выражать все свои чувства и эмоции, что позволяет ему впоследствии превратиться в виртуоза, с огромным успехом гастролирующего по стране с сольными концертами. Оскар же не только гениальный барабанщик. При желании он может издавать звуки определенной частоты, которые разрушают все бьющееся — от стекол и люстр до фарфоровых ваз и стаканов. Основная задача, которую решает Грасс с помощью своего Симплициссимуса, это знакомый читателю по эстетике Б. Брехта «эффект очуждения». Речь идет о намерении автора освободить сознание читателя от разного рода штампов, расхожих мнений.
А они затрагивают в калейдоскопической вязи эпизодов всю историю Германии XX века, отношения разных наций (немцы, поляки, евреи). Но Грасс этим не ограничивается. Достигая с помощью героя-аутсайдера гротескно-сатирического и бурлескно-комического эффекта в разоблачении любых идеологем (националсоциалистической, либерально-демократической, коммунистической и т.д.), Грасс одновременно с этим ставит под сомнение и самого своего героя и его бунт, который на поверку оказывается лишь специфической формой обывательского конформизма. Тем самым он наносит удар по немецкому бюргеру, который, пережив все войны и потрясения, снова уютно устроился в своем «бидермайерском гнездышке», так и не сумев по-настоящему осмыслить
уроки немецкой истории.