Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП ЭКГ.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
609.28 Кб
Скачать

3.2. Политика и власть

Термин “политика” получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве правлений и правительстве, названного им “Политика”. В новое время развитие общественной мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособление от политической философии и политической науки.

Политика – это сознательная деятельность людей в политической сфере жизни общества, направленная на завоевание, удержание и реализацию политической власти, определение задач и функций государства.

Политика выполняет важные функции: интеграция общества, поддержание правопорядка, приобщение личности общественным делам, сглаживание конфликтов. Субъектами политики являются как отдельные личности, так и политические лидеры, органы государственной власти.

Политика имеет определенную структуру. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить:

- политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, политические взгляды, которые выражают зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам;

- политическую организацию, характеризующую роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами;

- политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти, нормативные идеи, программные и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы.

Субъектом политики (политическим субъектом) являются участники политической жизни, способные формулировать и реализовать собственные цели, вызывать изменения в политических отношениях в соответствии со своими интересами. Эта способность называется политической субъективностью.

В зависимости от политической субъективности выделяются различные типы поведения личности: а) личность с высокой политической активностью, участвующая в политической жизни; б) личность, выступающая в качестве наблюдателя, проявляющего интерес к политике, но лично не участвующего в ней; в) пассивная личность с равнодушным отношением к политике; г) аполитичная личность с негативным отношением к своему участию в политике. Разумеется, пассивные, аполитичные граждане не могут быть подлинными субъектами политики. В то же время они чаще всего становятся объектами политических манипуляций.

В политической науке принято понимание власти как определенного отношения между объектами и как процесса, вокруг этих отношений складывающегося. Известно, что любое взаимодействие двух или более объектов неизбежно делает их зависимыми друг от друга. Власть — это особый тип зависимости взаимодействующих сторон, когда одна из них обладает устойчивым правом на распоряжение (управление) второй.

В политической теории власть получила множество трактовок. Что касается собственно политологических трактовок, то основные из них таковы. В телеологическом (от латинского teleo — цель) определении реализован так называемый деятельностный подход. Он характеризует власть как способность достигать поставленные цели, получать запланированные заранее результаты. Уязвимым местом телеологической трактовки является то, что она отличается наибольшей широтой, поскольку вольно или невольно распространяется не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром, с природой.

Согласно близкой телеологической бихевиористской (от английского behave - двигаться, действовать) трактовке власть это особый тип поведения, реализуя который, одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход требует рассматривать отношения власти исключительно как разновидность межличностного взаимодействия, обращая сугубое внимание именно на индивидуальную мотивацию участия в отношениях власти.

Интерес представляет большая группа разнообразных психологизаторских версий власти. В соответствии с ними источник властных проявлений следует искать исключительно в человеческой психике. Автор теории и методологии психоанализа, самый известный за пределами науки психолог Зигмунд Фрейд трактовал стремление к власти как сублимативное (замещающее, иллюзорно-компенсаторное) проявление подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера.

Родственно системному структурно-функционалистское понимание власти, согласно которому она есть главный способ и инструмент самоорганизации человеческих сообществ, основанный на целесообразности разделения функций правления и подчинения.

Если попытаться их свести воедино, то станет ясно следующее:

1) наличие властных отношений в обществе есть факт необходимый и закономерный;

2) предпосылки (основания) власти можно разделишь на две группы:

а) объективные — обусловленные системной организацией общества и его потребностями в поддержании целостности, устойчивости и координируемости частей единого целого;

6) субъективные — обусловленные природой человека, его индивидуальными потребностями, наклонностями, страстями, его волей;

3) главной особенностью властных отношений является их асимметричность: это означает, что одна из сторон отношения обязательно доминирует над другой, что их статус в рамках отношения изначально и необратимо разнокачественен.

Таким образом, в современной политологии сложилось понимание власти как реальной способности тех или иных социальных сил и личностей осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личностям, оказывать определяющее воздействие на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие или другие средства.

Структура власти. Независимо от уровня, масштаба и повода, по которому складываются властные отношения, их атрибутивными (обязательными) элементами являются: субъект, объект, ресурсы (источники) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта, а также их взаимозависимостью со средой, в которой этот процесс протекает.

Субъектом власти может быть любой непосредственный носитель, агент власти, выполняющий ее активное, направляющее начало. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это стремление властвовать, воля к власти, проявляемая в приказах или распоряжениях. Субъекты политической власти имеют, как правило, сложную, многоуровневую структуру: ее первичными факторами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями редко бывает простой и ясной.

Объект власти также может быть отдельным человеком, группой лиц, социальным сообществом или институтом. Доминирование воли властвующего субъекта не является единственным условием возникновения отношений власти. Точно также необходимо, чтобы объект проявил волю к подчинению.

Явление подчинения так же органично для человеческих отношений, как и руководство (властвование, доминирование). Наибольшую подвластность, готовность подчиняться (а в своих наиболее последовательных формах — и получать от этого удовольствие) обеспечивает политическая культура патриархального и подданнического типов. А преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, поклонников так называемой “твердой руки”, является благоприятной питательной средой для формирования авторитарных и тоталитарных режимов.

Для того, чтобы претворять свои решения в жизнь, власть опирается на определенные ресурсы. В широком смысле ресурсы власти — это все то, что способствует реализации воли субъекта к властвованию, воли объекта к подчинению; это средства и способы, с помощью которых устанавливаются и воспроизводятся властные отношения.

Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно модели, предложенной А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может “покупать” не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий ресурс — с влиянием непосредственно на сознание человека.

В соответствии с другим подходом ресурсы власти выделяют по сферам общественной жизни. Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, как их всеобщий эквивалент, средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.п. Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Культурно-информационные ресурсызнания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации (СМИ) и др. Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей – жизни, свободы и имущества.

Особое место в жизни общества занимает политическая власть, т.к. она представляет собой способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. Выделим особенности политической власти:

1) легальность в использовании силы в пределах государства;

2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных финансово-экономических корпораций, СМИ и других структур или же вовсе ликвидировать их, хотя это нельзя понимать буквально — как ее всевластие, полную свободу действий в отношении других видов власти;

3) публичность, то есть всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть, во-первых, в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам, она принципиально не локализуема; во-вторых, выражает себя, прежде всего, не через волю отдельных людей, а через властное влияние специальных институтов (власть как “совокупность кресел”);

4) моноцентричностъ, наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная, духовная и информационная власти полицентричны. Причем, если в демократическом обществе плюрализм этих видов власти легализован, то в других случаях полицентричность все равно существует, но в неформальном виде. Впрочем, моноцентричностъ политической власти не означает отсутствия в ее системе различных центров влияния, противоречий конкуренции между ними. Но все они встроены в единую, формализованную иерархию, в пирамидальную структуру взаимозависимостей.

5) особое многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Для описания и анализа отношения населения к политической власти, прежде всего, к ее ключевому институту — государству, в политологии используется понятие легитимности.

Легитимность — это принятие населением формы и сути существующей власти, признание ее правомерной и справедливой и согласие ей подчиняться. Она связана с наличием у власти должного авторитета, верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок является если не наилучшим, то, по крайней мере, приемлемым для данной страны, с признанием де-факто основополагающих политических ценностей.

Сам термин “легитимность” иногда переводят как “узаконенность”. Такой перевод не до конца точен. Законность, понимаемая как действие через закон, юридические процедуры и в соответствии с ними, отражается категорией “легальность”. “Легитимность” и “легальность’ — близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочно-этический и политический характер, второе — юридический и этически нейтральный. Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их осуществление, — легальна. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. Причем, в обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес М. Вебер. Он выделил три типа легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения.

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений. Традиционная легитимность отличается прочностью. Кстати, как считал М. Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, то есть, в харизму руководителя, который иногда даже обожествляется, создается культ его личности. Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженную волю большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящают институты власти, способствуют их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Легальная или рационально-правовая легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам (персональная легитимность).

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть - это один из видов власти в об­ществе, где в качестве субъекта власти выступает госу­дарство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Для современных демократических государств характерно разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Авторами теории разделения властей были Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон. По данной теории все власти равны и автоном­ны, ни од­на из них не может быть уст­ранена лю­бой другой. Никакая власть не может пользо­ваться пра­вами, пре­доставлен­ными конститу­цией дру­гой власти.

Законодательная власть представляет собой систему органов государственной власти, в ведении которой находится исключительное право принимать и издавать нормативно-правовые акты, имеющие высшую юридическую силу. В Российской Федерации законодательная власть представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в РФ 83 субъекта, следовательно, 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.

Исполнительная власть – призвана обеспечивать исполнение законов, она не подчинена законодательной. Высшим органов исполнительной власти в России является Правительство РФ, состоящее из отраслевых министерств и государственных комитетов. Председатель Правительства представляет Президенту на утверждение список своих заместителей и отраслевых министров. Правительство разрабатывает бюджет, проводит единую социально-экономическую политику, управляет федеральной собственностью. Силовые министры имеют двойное подчинение – помимо того, что они подчиняются Председателю Правительства, они подчиняются Президенту.

Президент в Российской Федерации не относится ни к одной ветви власти. Он является гарантом Конституции, прав и свобод гражданина, верховным главнокомандующим. Избирается всеобщим голосованием на 6 лет.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону. Активно реализуется принцип состязательности и равноправия сторон, правосудие осуществляется только судом. В РФ действуют федеральные суды и мировые судьи, составляющие основу судебной системы.

Прокуратура не входит в судебную систему, ее функции заключаются в надзоре за исполнением текущих законов.