Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ярославцева А.Е. Репрезентация речевых стратегий и тактик в агитационном тексте.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
2.37 Mб
Скачать

2.3.2.1. Речевая тактика оскорбления

Для реализации данной тактики используются комуникативные ходы, которые выражаются в негативной характеристике оппонента оскорбительного характера. «Оскорбить» – «тяжело обидеть, унизить. Может выражаться как непосредственно, так и в «оскорбительном намёке», «оскорбительном тоне» (ТСРЯ, 2001, с. 474). «Унизить» – «оскорбить чье-либо достоинство, самолюбие. Унизить насмешкой» (ТСРЯ, 2001, с. 864). «Оскорбительный» – «унижающий честь и достоинство в циничной, неприличной форме» (ст. 130 УК РФ). В данном случае осуждаются моральные качества индивида, происходит умаление его интеллектуальных, профессиональных, физических качеств. Происходит «вербальная дискредитация – подрыв авторитета, доверия, создание предпосылок негаивного восприятия социального имиджа кого-либо» (Кусов, 2005, с. 54). Следует отметить, что проблема отнесения тех или иных языковых единиц к разряду оскорбительных далека от окончательного разрешения как в юристике, так и в лингвистике. Разрешать судебные дела о защите чести и достоинства (причиной которых бывают также и агитационные тексты, в которых содержится оскорбление кого-либо) крайне сложно, так как понятия права не имеют легитимных лингвистических коррелятов, вследствие чего затруднительно квалифицировать конфликтный текст как содержащй или не содержащий оскорбление. Прямой корреляции между понятиями инвектива и неприличная форма нет как в теории лингвистической экспертизы, так и в ее практике. Понятие оскорбления должно функционировать как юридическое, но основания этой юридизации коренятся в языке, следовательно, одной из первостепенных задач юридической лингвистики является разработка указанного понятия, описание его дифференциальных признаков, что предпринимается в настоящее время многими исследователями (см. сборники «Юрислингвистика», «Цена слова» и др.).

Для характеристики концепта «оскорбление» был предложен термин «коммуникативная перверсия», который означает «речевое решение, подчиненное выбору речевых тактических ходов, приводящих к нарушению социокультурной нормы и наносящих вред социальной привлекательности личности путем использования маркеров такой речевой модели социальной стратификации, с которой лицо не может согласиться ввиду потери прежнего авторитета или самоуважения» (Кусов, 2005, с. 51). Среди социально значимых признаков концепта «оскорбление» выделяют «табуированность используемой лексемы; умышленное взламывание табу; направленность на понижение социального статуса адресата; публичность; адресность речевого высказывания» (там же, 2005, с. 50).

Мы согласны с трактовкой оскорбления Г.В. Кусова (2005). как двупланового речевого и социального действия: 1) – оскорбление – это социометрический критерий оценки, искажение персональной информации о лице посредством прямой негативной характеристики его качеств. 2) оскорбление –стилистический критерий оценки, создание условий умаления качеств социальной репрезентативности личности через сознательное пренебрежение коммуникативной нормой.

Тактика имеет низкую употребительность вследствие имеющихся «морально-этических» (а также юридических) ограничений на ее применение. Негативно оценочная лексика с отрицательным коннотативным компонентом призвана дискредитировать противника, максимально сокращая путь от посылок до необходимых выводов, которые якобы должна сделать (а на самом деле принять) аудитория. Тактика оскорбления весьма часто употребляется без «привязки» к автору, т.е. анонимно, поскольку «доброе имя» автора рискует быть запятнано («кляузничества» и «открытого очернения» субъекта, пусть даже заслуживающего такого отношения, традиционно не уважают). Подобные методы борьбы (особенно «прямое оскорбление») считаются арсеналом «грязных» технологий. Однако стабильный процент появления данной тактики в агиттекстах свидетельствует о ее притягательности и предполагаемой эффективности. На фоне общей агрессивности предвыборной коммуникации такие «выпады» не шокируют аудиторию. К сожалению, она к ним привыкает. Но о каком-то «иммунитете» говорить пока рано, поскольку кредит доверия печатной информации у читателя пока еще сохраняется.

Можно выделить два вида частных тактик оскорбления: