Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ярославцева А.Е. Репрезентация речевых стратегий и тактик в агитационном тексте.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
2.37 Mб
Скачать

2.3. Речевая тактика. Тактический ход

Если стратегия определяет общую канву речевого поведения кандидата и соотносится со сверхзадачей общения, то тактика представляет собой способ реализации стратегии путем последовательного достижения локальных интенций.

Поскольку в предвыборной коммуникации можно наблюдать стандартный набор стратегических и тактических целей по причине стереотипности, ритуальности (термин О.С. Иссерс, 2002) избирательного процесса, ситуацию выборов можно квалифицировать как общий фрейм для всех участников коммуникации: избирателей и избираемых.

По нашему мнению, тактики, реализующие стратегию формирования положительного образа, можно представить в виде «концептуальных фреймов», алгоритма «ответов» на одни и те же «вопросы»: 1) кто выдвигаемый кандидат? (статусная идентификация, тактика презентации); 2) каковы мотив и цель его выдвижения? (ролевая идентификация, тактика позиционирования); 3) что это за человек вне «политического контекста», чем он интересен? («личностная» идентификация», тактика расширения положительного образа); 4) как он может нейтрализовать свой «антиобраз»? (в случае изначально имеющейся негативной информации, т.е. «антиобраза» в виде отрицательных отзывов, обнародования каких-либо фактов, свидетельствующих не в пользу кандидата, – возникает необходимость в реабилитации (тактика компенсации антиобраза).

Стратегия дискредитации обычно применяется, когда оппонент является достойным соперником кандидата и для последнего существует реальный риск проигрыша. Для «нейтрализации» условного «врага» задействуются конфронтационные тактики, главная цель которых – превратить соперника в «чужого» (в глазах аудитории) посредством индуцирования желательных оценок его личности или профессиональной деятельности. Это достигается путем: 1) прямого/косвенного выражения отрицательных эмоций, суждений в адрес фигуры претендента (тактика оскорбления); 2) демонстрации его несостоятельности, несоответствия «заявки» соискателя требуемым критериям (тактика развенчания). Особую задачу выполняет еще одна конфронтационная тактика – тактика обвинения, суть которой заключается в обозначении совокупного «врага», виновного в существующем положении дел (власть, мэрия, коммунисты), в отношении которого усиливается протестный пафос кандидата.

В свою очередь, тактика реализуется в тактических ходах. Использование таких речевых ходов – способ «пошагового» достижения коммуникативного эффекта, заданного в тактической установке.

Понятие «фигуры» речи и мысли, которое исполь­зует традиционная риторика, является достаточно близким к по­нятию тактического хода. Однако в описании риториче­ских фигур в большинстве случаев не учитываются те пара­метры (коммуникативные, психологические), которые делают их эффективными в плане речевого воздействия либо обрекают на неудачу.

О.А. Крылова использует термин «прием» для обозначения способа достижения речевой стратегии автора текста, причем, призывает к тому, чтобы не сводить это понятие к описанию тропов и фигур речи, поскольку задача стилистики не в обнаружении и перечислении этих средств самих по себе, а в исследовании того, каким образом построен текст. Таким образом, «оставляя тропы и фигуры речи риторике (хотя, естественно, учитывая их), стилистика речи должна изучать стилистические приемы. Это композиционно-речевые способы организации языкового материала, которые определяются, с одной стороны, особенностями содержательной стороны текста, а с другой – авторским замыслом» (Крылова, 2006, с. 234).

О.С. Иссерс (2002) делает акцент на реляцион­ном характере ходов: выбор тактического хода может происходить с учетом контекстных последствий предыдущих ходов. Так, для реализации тактики компенсации антиобраза могут потребоваться ходы, которые ней­трализуют негативную информацию. Ходы «опровержение», «оправдание» в рамках избранной тактики могут быть применены только с учетом того, что говорилось ранее.

В вопросе разграничения тактик и ходов следует опираться на различия между уровнями функционирования этих единиц: тактика задает локальный семантический план сообщения (в рамках глобального стратегического), определяет прагматическую цель, направление и контент повествования, релевантные для имеющейся коммуникативной ситуации. Тактики как способы реализации стратегического замысла представляют собой фрагменты когнитивных планов. Тактика в нашем понимании – это технологическая модель направленного речевого воздействия, план содержания, который манифестируется в плане выражения посредством тактического хода – конкретного речевого приема, представленного совокупностью определенных языковых и внеязыковых средств, непосредственным образом стимулирующих проявление планируемой отправителем сообщения реакции адресата. Множественность таких «направляемых» реакций в конечном счете приводит адресата к нужному решению (политическому действию).

Исследователь структурной семантики А-Ж. Греймас отмечает, что коммуникация есть осуществление определенной свободы, но свободы ограниченной. Это означает, что свобода формулировок ограничена целой системой априорных принуждений в рамках того универсума, в котором осуществляется коммуникация, реализуются события-сообщения. «Таким образом, свобода коммуникации ограничена привычкой, что на лингвистическом уровне выражается повторяемостью. Повторяющимся ситуациям соответствуют идентичные или сопоставимые сообщения» (2004, с. 51).

Применительно к нашему исследованию сопоставимыми сообщениями будут являться агитационные тексты, построенные по одному типу коммуникативного планирования с использованием определенного набора тех или иных тактик и реализующих их ходов. Наша задача – описать продуктивные модели тактик, применяемых в агитационных текстах, а также выявить наиболее частотные речевые ходы, реализующие данные тактики. Анализ текстов будет производиться по приведенной ниже схеме.

Отметим также, что при лингвостилистическом анализе агитационных текстов внимание будет уделяться значимым репрезентантам разных уровней функционирования, которые вносят наиболее весомый вклад в реализацию авторской интенции и, в конечном счете, – в достижение глобального намерения коммуникатора.

Схема комплексного анализа агитационного текста