Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Депортация чеченцев.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
89.74 Кб
Скачать

Заключение

Депортация народов, как ни крути, явление само по себе негативное. И если какому-то народу выпала доля пережить ее, то это остается в его исторической памяти навечно, так как переселение с родных мест на новые земли, к которым надо заново приспосабливаться, пренебрегая своими традициями, воспринимается как истинная трагедия. Как сложится судьба народа после депортации, зависит по большей части от него самого. Он либо ассимилируется, либо сохранит свои традиции и культуру.

Чеченскому народу удалось сохранить свою многовековую вайнахскую культуру, возможно иногда агрессивными способами, но они защищали свои традиции до конца и делали это, как могли. Чеченский менталитет имеет несколько ярко выраженных особенностей, которые характеризуются прежде всего утверждением свободы человека, как самой высшей святости, самой главной ценности131. Главное для этого народа – сохранение чести, достоинства, свободу. Возможно, прав был А.Авторханов, когда говорил том, что отряды чеченских банд действовали каждый раз, когда чужеземный завоеватель навязывал горцам свою волю132, т.е. у них не было самоцели противостоять именно советской власти, просто на данный период времени «вражеской» для них оказалась именно она.

Стоит понимать, что бандповстанческие движения образовывались не просто так. Они были реакцией на трудно проходимую коллективизацию и индустриализацию, на сложность перехода от мелкотоварного хозяйства к коллективному, на обобществление скота, на запрет кочевого ведения хозяйства, на жесткий план хлебозаготовок, на недостаток товаров широкого потребления, которые местные власти не завозили в горные районы133. Догосударственному народу сложно было адаптироваться к новой сверхцентрализованной системе управления, где пренебрежительно относились к религии и национальным традициям.

Конечно, никакого оправдания не заслуживает то, что банды сотрудничали с немцами, вместе с ними пытались подорвать советский тыл, организовывали восстания(1942 г.), устраивали саботаж, организовывали массовое дезертирство. Действительно, дезертиров было много, большая часть мужского населения была связана с бандами или была проинформирована об антисоветской деятельности и ничего не предпринимала(либо в силу лояльности с бандитами, либо в силу родственных связей), но не стоит забывать и о том, что были такие чеченцы, которые защищали Брестскую крепость, участвовали в битвах за Сталинград, помогали в тылу фронту, участвовали в искоренении банд. Разве виноваты были старики, женщины и дети в том, что организуются банды, проводятся антисоветские восстания? Не лучше было бы выслать только тех, кто действительно был участником всего того, в чем обвиняла всех чеченцев советская власть, ставя на них клеймо «врагов народа» вплоть до полной реабилитации в 1991 г.? Видимо, для Сталина было легче выслать всех и сразу, нежели устраивать следствие. О том, как проводилась операция нечего и говорить. Это было жестоко и бесчеловечно, происшествие в ауле Хайбахой сравнивают с Катыньской трагедией и другими акциями, которые приобрели международную известность благодаря массовому убийству мирных людей.

Находясь в спецпоселениях, чеченцы жили одной мечтой – вернуться на Родину, но, когда это произошло в 1957 г., радость обернулась новыми испытаниями, столкновениями с населением, которое было вселено в их дома в 1944-1945 гг. Действия советской власти отличались половинчатыми мерами по реабилитации репрессированного народа. Очень хорошо ответил Ахмед Мударов, который прошел через многие испытание в связи с депортацией, на вопрос о том, кого он считает виноватым во всем том, что с ним произошло: «Я не знаю, кого считать виновным. Солдаты выполняли приказ. По всей видимости, русские хотели завоевать наши горы и сделать послушным весь народ. Когда того не смогли, то решили уничтожить всех. Другой причины я не знаю»134. Но, к сожалению, большая часть чеченцев знает, кого считать виновным и психологическую травму, нанесенную всему народу 23 февраля 1944 г. советским правительством, помнит до сих пор.