Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.Г. Лешкевич — Философия (вводный курс_1998).doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
2.5 Mб
Скачать

Тема 42. Сознание и самосознание

Самосознание — стремление к осознаванию и оценке. — Основа формирования самосознания. — Индивидуальный и общественный уровни проявления. — Самосознание индивида, группы,этноса. — Анализ формулы:"Познай самого себя!". —Диалогичность, интроекция, интуи­ция — путь к самоосознаванию. — Самопознание и са­морегуляция — формы самосознания, их различия и взаи­мосвязь. — Роль самосознания в структуре сознания.

Интерес человека к себе и своему "Я" — исконный и вполне понятный. Осознание человеком своего облика, своих стремле­ний, мотивов поведения и идеалов, целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего существа связа­на с такой характеристикой структуры сознания, как самосоз­нание. Уже Платон отмечал, что деятельность души — не пас­сивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой. Размышляя, душа "ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивает сама себя, отвечая, ут­верждая или отрицая". Самосознание характеризуется как стремление к осознаванию собственного "Я". Последнее же за­частую принимается за иерархическую вершину в развитии всех способностей и психического аппарата человека.

Является ли самосознание только индивидуальным образова­нием или оно свойственно социальной общности, этнической группе, той или иной общественной прослойке? Когда какой-либо коллективный субъект, будь то класс или группа, поднима­ется до осознания своего места в системе общественных взаи­модействий, до рефлексивного понимания интересов и мотива-ционной сферы поведения, можно говорить о явно ощутимом строе самосознания. Разные уровни самосознания, личностный и общественный, могут обладать и различной степенью интен­сивности самосознания. Она может значительно различаться. От самого общего контроля над направлением и выражением мысли

27-Т.Лешкевич 417

до углубленной рефлексии на тему: "Кто мы, откуда мы, куда идем и на что можем надеяться?".

Основой формирования самосознания является выделение себя из окружающей среды, из круговорота событий, а также определенный образ жизни, который требует от человека само­контроля над поступками и действиями и принятия личной от­ветственности за них. Мерой и исходным пунктом отношения к себе выступают другие люди. Можно саказать, что самосозна­ние диалогично. "Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе по­добному, человек Петр начинает относиться и к самому себе, как к человеку"63. Самоотражение приобретает развитую форму са­мосознания через феномен другого сознания.

Традиционно в качестве базовых данных при изучении чело­веческого самосознания брались идеи человека о самом себе. Действительно, что может быть дано нам более непосредствен­но, чем наше собственное "Я". Метод интроекции рассматривал­ся как наиболее эффективный для самопознания. Однако живой акт личностного самосознания трудно поддавался объективиза­ции. Как говорится, легче слепому объяснить свойства красного цвета, чем в рациональных терминах передать суть самосозна­ния. Поэтому в помощь интроекции была призвана интуиция. Бергсон определял интуицию как род интеллектуальной симпа­тии (от греч. — сопереживание, сочувствие), путь, благодаря ко­торому переносятся в глубь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем действительного и невыразимого. И если анализ опе­рировал неподвижным, то интуиция помещала себя в подвиж­ность. Интуитивизм во всех его аспектах, будь то интенция (на­правленность) или озарение, сохранял примат глубинного созер­цания, которое раскрывает человеку внутреннюю суть вещей. И если, когда мы говорим о знании, мы, выражаясь гегелевским языком, предоставляем "материалу свободно существовать вне "Я", то самосознание — это знание, которое не имеет свободы существования помимо "Я". Оно предельно сконцентрировано внутри и вокруг нашего "Я". Чтобы понять самосознание, нуж­но себя выспросить. Таким образом, философия превращается в

418

диалог. Человек оказывается существом, которое постоянно ищет себя, в каждый момент вопрошает, испытывает и перепроверя­ет условия своего существования. И лишь благодаря этой возмож­ности давать ответ самому себе и другим человек становится "от­ветственным" существом.

Новый подход к самосознанию человека имплицитно содер­жался в высказывании Спинозы: "Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре". Слова, обращенные к описа­нию какого-либо явления, поименовывают это явление, но одно­временно они раскрывают и внутренний мир самого субъекта — носителя языка. Языковая эманация приоткрывает завесу над творческой лабораторией сознания, обнаруживая ценностную шкалу смыслов, степень модальности и релевантности оценок, дает внешние критерии, по которым можно судить о бытии со­знания посредством объективизации (высказывания вслух) тех или иных суждений. Здесь возникает проблема соотношения языка и сознания, сознания и самосознания.

Традиционно считалось, что не сознание рождается из само­сознания, а наоборот, самосознание возникает в ходе развития сознания. Многие исследователи утверждали, что сознание воз­никло сразу в двух формах: в форме предметного сознания и в форме самосознания. Позиция, признающая единство созна­ния и самосознания, имеющее внутренне дифференцированный характер и предполагающее их качественное различие и взаи­модействие, оказалась наиболее приемлемой.

Самосознание всегда присутствует в двух основных модусах: самопознание и саморегуляция. Установка "познай самого себя", которую, согласно легенде, провозгласил дельфийский оракул и которую Сократ сделал основным принципом своей философии, может сработать не только как источник нового знания о себе. Она может выступить основой саморегуляции или же ее анти­пода — самодеструкции. Это подчеркивает, как тесно связаны самопознание и саморегуляция. Зачастую в интроспективном плане самопознание и саморегуляция как бы сливаются в еди­ном феномене — в общении с самим собой. Однако существуют

27* 419

достаточно определенные отличия самопознания и саморегуля­ции. Если самопознание всегда происходит в состоянии явного сознания, когда включается рефлексия, проясняющая внутрен­нее состояние, обеспечивающее его "прозрачность", то саморе­гуляция как раз наоборот. Она совершается как бы перед поро­гом сознания. Это то "тайное брожение духа", о котором гово­рил Гегель, противопоставляя его процессу познания. Саморегу­ляция всегда осуществляется на уровне смутных ощущений, предчувствий, неудовлетворенности собой, внутреннего диском­форта, т.е. тогда, когда самопознание затруднено. Можно ска­зать, что заинтересованное в себе самопознание имеет психоте­рапевтический эффект и выступает как частичная саморегуля­ция. Однако она не приводит ни к чему новому, а лишь позволя­ет "разобраться в своем состоянии", "упорядочить свои пережи­вания", "сориентироваться в себе".

Характеризуя сознание, необходимо обратить внимание на его уровни: общественный и индивидуальный. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, развивает­ся по законам, независимым от сознания отдельных людей, но тем не менее реализуется в их деятельности. Общественное со­знание воплощается в форме языка, науки, философии, искус­ства, религии, политики и идеологии. Названные феномены, об­ладая собственной спецификой, предстают как формы обще­ственного сознания. Подобно тому как общество не есть сумма составляющих его индивидов, общественное сознание не есть сум­ма сознаний отдельных личностей. Общественное сознание — ка­чественно отличное духовное образование, которое живет сво­ей относительно самостоятельной жизнью. Личное и обществен­ное сознание находятся в тесном и противоречивом взаимодей­ствии. Исторически выработанные и институционализированные нормы мировосприятия переплавляются в личностные убежде­ния. С другой стороны, именно личностные убеждения и пред­ставления, благодаря колоссальной творческой активности их создателей и носителей, приобретают значение социальной силы и входят в состав общественного сознания.

420