Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.Г. Лешкевич — Философия (вводный курс_1998).doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
2.5 Mб
Скачать

Тема 9. Философское мировоззрение

О специфике философского мировоззрения. — Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция чело­веческой жизнедеятельности на ось исторического времени ". —Деятельностный аспект, историческая оптика, этничес­кая архитектоника мировоззрения.— Структурные компо­ненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оце­нок, целепалагающих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропони­мание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, установка, уверенность, вера — результативные составля­ющие мировоззрения. — Теоретический и практический уров­ни мировоззрения. — Обыденное мировоззрение повседнев­ности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоз­зрения. — Смысл подлинного этического мировоззрения.

Столь притягательный и трудноразрешимый вопрос: "Что та­кое философия?" — содержит в себе многие компоненты. Сле­дуя требованиям императивности обучающей методики, попро­буем предложить лаконичный ответ. Философия — это система воззрений или мировоззрение, которое должно найти себе под­тверждение и проявить себя в реальных науках. И действитель­но, именно в том, что философия есть рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении, видят правиль­ный ответ многие исследователи. Но если суть философии в том, что она мировоззрение, то как следует понимать последнее?

Распространенная дефиниция, согласно которой мировоззре­ние — система взглядов на мир в целом, влечет за собой череду вопросов. Во-первых, иксом оказывается понятие "мир". О каком мире идет речь? Мир сущего и должного? Земной шар, Вселенная или известный из физики микро-, макро- и мегамир? А может, это внутренний, глубинный мир человека? О. Шпенглер, напри­мер, предлагает взглянуть на "мир-как-историю". Его противопо­ложность составляет "мир-как-природа". Можно еще увидеть

127

"мир-как-действительность", который включает в себя "Я-как-воз-можность" 41.

Во-вторых, не менее трудной оказывается расшифровка суж­дения "мир в целом". Если "мир в целом" мыслить,как нечто за­вершенное, в котором все давно уже известно и пережито, то к чему же тогда мои желания и стремления, да и Я сам, готовый начать все сызнова? Если мир — это вечно длящаяся, становя­щаяся и изменяющаяся бесконечность, то она не охватывается как завершенное целое, и нет того всеведущего субъекта, кото­рый бы обладал таким знанием.

В-третьих, не совсем ясно, что представляют собой "взгляды", которые в приведенном определении выступают в роли ключевого понятия. По логике вещей их смысловая нагруженность предпола­гает более глубинные слои, нежели просто формально-логическая информация, нейтральная осведомленность либо безличные сведе­ния. Взгляды (воззрения) — это и видение, и понимание, и отноше­ние, и оценка. Это некий синтез, включающий в себя обобщенный образ реальности, помноженный на знание, мнение и позицию лич­ности. Тогда при их формировании осуществляется некий отбор представлений, тех или иных связей и зависимостей, приоритетов и предпочтений. Взгляды могут быть сформированы под воздей­ствием сложившихся норм, эталонов и стереотипов, и тогда на вы­ходе образуется известная унификация воззрений, усредняющая или даже нивелирующая уникальность и своеобразие индивидуаль­ности. В таком случае "система взглядов" предстает как некое ин­ституционально-идеологическое образование, весьма далекое от ми­роощущения индивида. В нем личностный элемент затушеван и от­теснен на второй план. Отвечает ли подобная ситуация тому лич-ностно значимому и энергийно гуманному заряду, с которым инту­итивно связывается само понятие "мировоззрение"?

В-четвертых, как же быть с тем, что мировоззрение бывает не только философским, но и религиозным, мифологическим, на­учным, прогрессивным или регрессивным? В чем специфика соб­ственно философского мировоззрения, т.е. понятого в самом широком смысле слова, ведь философия есть учение о всеобщем?

128

Хотелось бы думать, что философское мировоззрение должно быть представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, озирающих универсум как сферу непосредственного или потенциального практического интереса, среду жизнеобитания. В этом случае одним из наиболее важных его структурных компо­нентов станет устойчивая картина мира. Она рисует онтологию и задает ориентиры научных изысканий. В нее вписываются основ­ные результаты научных исследований. Она ответственна за дос­товерность предлагаемых знаний о закономерностях развития мира. В ней отражательная способность мировоззрения реализует достаточно высокий уровень теоретизации и рационализации.

Но именно потому, что философия есть нечто большее, чем зна­ние причин естества и отражение закономерностей его развития, а сам мир — это не лишенный смысла анонимный процесс, но аре­на нашей жизнедеятельности, сфера, где субъект может жить и тво­рить, сугубо важен деятелыюсгный аспект мировоззрения. Он кон­центрируется вокруг значений, смыслов и ориентиров нашей жиз­недеятельности, создавая простор для выражения жизненного опы­та, оценки действительности, убеждений, принципов и идеалов.

Не следует сбрасывать со счетов и историческую оптику мировоз­зрения. Она сфокусирована на конкретно-историческое видение мира и связана с тем, что каждый человек рождается в определенное исто­рическое время и в определенном историческом месте. Он как бы по­мещен в лоно культурно-исторической традиции и во многом обус­ловлен приоритетами своей эпохи. Внимательный взор может прочи­тать в поступке каждого автограф духовной атмосферы своего века.

Философское мировоззрение включает в себя и архитектони­ку этноса. Жизнь любого народа сопряжена с определенными иде­алами и специфическими для его национальных предпочтений ориентациями. Названия "греческая философия", "немецкая фи­лософия" или "русская философия" не преследуют сугубо гео­графической цели. Они свидетельствуют об особенностях интел­лектуального освоения мира и времени, о стараниях националь­ной мысли овладеть измерениями универсума, вписать их в при­нятый образ мыслей и подчинить сложившемуся менталитету.

9-Т.Лешкевич 129

По утверждению немецкого философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера (1889—1976), само слово "мировоззрение" как прин­ципиальное отношение человека к миру укоренилось и проникло в язык лишь с конца 18 в.42 И именно потому, что слово "мировоз­зрение" легко истолковать как бездеятельное разглядывание мира, уже в 19 в. начали справедливо подчеркивать, что мировоззрен­ческая позиция означает в первую очередь жизненную позицию. Слово "мировоззрение" предполагает появление человека среди сущего в качестве субъекта, который поднял свою жизнь до ко­мандного положения, всеобщей точки отсчета, который распоз­нает меру и предписывает норму. Одновременно он вовлечен в жизненный процесс, соотнесен с ним и переживает его. Поэто­му мировоззрение правомерно определять как проекцию чело­веческой жизнедеятельности на ось исторического времени.

Можно выделить следующие структурные компоненты миро­ воззрения. Во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире, во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов, в- третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Так проинтерпретированный мир, состоящий как бы из трех царств: действительности, ценности и смысла, — и со­ ставляет суть философского мировоззрения.

В мировоззрении можно различить его интеллектуальную и эмоциональную составляющие. Интеллектуальная компонента мировоззрения охватывается понятием "миропонимание" Пос­леднее достаточно устойчиво, так как включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.

Эмоциональная составляющая мировоззрения отражена по­нятиями "мироощущение" и "мировосприятие". Мироощущение является самым первоначальным элементом, соединяющим субъект (человека) и объект (мир). Мироощущение свидетель­ствует о непосредственно чувственном контакте человека и ми-ра.Оно представляет собой как бы превращение "энергии внеш­него раздражителя в факт сознания". Это тот мостик, благодаря которому данности окружающего мира проникают в человеческую

130

субъективность.Мироощущение достаточно динамично, вклю­чает в себя многообразие чувств и настроений.

Мировосприятие предполагает целостное отражение ситуаций и событий в виде наглядных образов и представлений. Оно обес­печивает чувственную ориентировку человека в окружающем мире и очень зависимо от мотивационной сферы. Мировоспри­ятие может наполнять себя из разных источников: это и впечат-ления от восприятия природы, произведений искусства, и сфера общения, языковая среда, и непосредственная жизнедеятельность. Мировосприятие тесно связано с ценностно-оценочными пред­ставлениями, оно имеет аффектную эмоциональную окраску и может быть в той или иной степени пристрастным.

В отличие от миропонимания мироощущение и мировосприя­тие достаточно подвижные образования.Чувства тревоги, неуве­ренности и подавленности при достижении поставленной цели могут достаточно быстро перейти в ощущения радостного и оп­тимистичного настроя. Многочисленные вариации в мироощуще­нии и мировосприятии возможны вследствие того, что в этих структурах отражается качественное многообразие мира, помно­женное на своеобразие и уникальность субъекта восприятия. Так, мировосприятие молодого человека иное, чем у старого. У боль­ного оно весьма отлично от восприятия здорового. Одно и то же событие принимает тот или иной вид в зависимости от многих об­стоятельств: от особенностей индивидуальной психики, темпера­мента, склада характера, обычаев, нравов, предрассудков. Мелан­холик видит трагедию там, где сангвиник усматривает просто про­исшествие, а флегматик — ничего не значащий эпизод. На миро­восприятие оказывают свое влияние также тип национальной культуры, особенности этноса и социокультурные различия. В ми­ровосприятии следует выделять объективную и субъективную сто­роны; Происходящее при вполне идентичных обстоятельствах, но различном субъективном отношении может быть представлено в том или ином свете, окрашено в контрастные тона.

Результативной составляющей мировоззрения является ком­плекс убеждений, поступков и действий субъекта. В мировоззрении

131

человек и человечество приводят себя к самовыражению. Миро­воззрение оказывается фоном всех поведенческих реакций, по­ступков и действий. Оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности. Ментальным критерием мировоззрения выступают уверенность и вера, выявляющие кон-центрированность сознания. Мировоззрение может быть представ­лено в форме общезначимой и личностно значимой установки.

У Канта есть понятие "гражданин мира". Оно означает отнюдь не единомыслие, а причастность ко всеобщему порядку мироздания, возможность объединения и узнавания себя в другом. Оно служит как бы определенной гарантией постоянства собственного "Я", его самоидентификации.

Мировоззрение предстает как многоуровневое образование. В нем, как в многоэтажном доме, на разных этажах помещены и житейское мировоззрение с его рационально-иррациональными элементами, рассудком и предрассудками, и мифологические, ре­лигиозные, художественные, политические, научные воззрения. Однако вход один, и логика миропостижения напоминает собой не широкую лестницу с табличками на каждом этаже, а, скорее, запутанный лабиринт мироориентаций.

Когда говорят о теоретическом и практическом уровнях миро­воззрения, в качестве примера последнего приводят обыденное ми­ровоззрение повседневности. Как правило, это стихийно форми­рующееся мировоззрение. В нем роль картины мира играет обоб­щение наиболее типичных представлений о жизни, складывающих­ся из часто встречающихся повседневных ситуаций, свойствен­ных данной среде навыков, форм отношений и привычек. Огром­ное влияние на такой тип мировоззрения оказывает профессио­нальная ориентация его носителя. Кто он: чиновник, работник тор­говли, офицер, домохозяйка или врач — становится определяю­щим при формировании типа поведенческих реакций. Носитель обыденного мировоззрения, обобщая наиболее типичные для своей среды стереотипы мироотношения, кодирует их в опреде­ленную рецептуру действий и сплав убеждений, изменить кото­рые нелегко. Однако не всегда следует трактовать обыденное и

132

повседневное мировоззрение как недостаточное и ущербное. Еще Платон в диалоге "Тэатет" показывал, как справедливо мо­лодая служанка посмеялась над мудрым философом Фалесом, ко­торый засмотрелся на небесные светила и упал в колодец.

Синонимами обыденного мировоззрения выступают понятия: "житейское", "повседневное", "практическое", "ненаучное". Имен­но потому, что долгое время обыденное мировоззрение повседнев­ности не признавалось в качестве реально действующего феномена, а иногда и просто отрицалось, исследования его велись крайне вяло.

Вместе с тем обыденное мировоззрение повседневности не фикция и не вымысел. Оно представляет собой хотя и низкий, но не лишенный достаточной меры здравомыслия, прогнозируемый уровень мировоззрения. Хуже, когда человек не поднимается до осознания своего мировоззрения, а живет, ориентируясь на ми­молетность настроений, в потоке, в массе, в толпе. Великий гума­нист Альберт Швейцер (1875—1965), упрекая современного чело­века за его резко ослабленную потребность мыслить, с горечью замечает:"... современный человек явление патологическое. ...По­добно безродным и никогда не трезвеющим наемникам, мы бре­дем без мировоззрения во все более ощущающемся мраке жиз­ни, готовые одинаково преданно служить и возвышенному и низ­кому"43. Пагубность безмировоззренческого состояния велика. Когда нет определенных планов на будущее, принципов действия в настоящем и идеалов, пронизывающих ткань прошлого и гряду­щего, человек находится в состоянии бездумия, а на место миро­воззрения приходят неосознанные импульсы, непредсказуемые порывы и действия. Основной смысл подлинного этического ми­ровоззрения состоит в переходе от неосмысленного бытия к ос­мысленному, в нахождении той степени разумности, которая ос­вещает жизнь и мир жизнеутверждающим светом.

Поскольку философия претендует на выражение фундамен­тальных принципов бытия и мышления, она является духовной основой всех форм осмысления мира. Можно сказать, что совре­менная фундаментальная философия — это высший, теоретичес­кий уровень мировоззрения среди других видов мировоззрений

133

(мифологического, религиозного, прагматического и др.). Теоретичес­кий уровень испокон веков связывался с заботой об обеспечении концептуального приращения знания и в отличие от обыденного должен постоянно способствовать непрерывному обогащению ми­ровоззрения познавательным и ценностным содержанием, помо­гающим человеку ориентироваться в любой конкретной ситуации.

Теоретический уровень мировоззрения нельзя мыслить как нечто, априорно данное каждому индивиду. Напротив, он явля­ется результатом длительного процесса социализации индивида, когда последний в своем отношении к действительности прохо­дит путь от непосредственного присвоения, получаемых от об­щества благ до понимания смысла исторического созидания и гу­манитарных человеческих ценностей.

Теоретический уровень мировоззрения не следует представлять как непосредственное отражение действительности. В его струк­туру входят идеалы и концептуальные модели. Именно наличие иде-алов характеризует мировоззрение не просто как отражение, а как опережающее отражение, как идеальную силу, формирующую и конституирующую то, что еще не существует, — будущее.

Проблема формирования мировоззрения состоит в том, что це­ленаправленное развитие теоретического уровня не отменяет реально присутствующие в многогранном человеческом существе прочие пласты .мировоззрения, атавизмы мифологического или приоритеты житейского. И наоборот, индивид, выступающий от имени только теоретического, научно-систематизированного и предельно рационализированного мировоззрения, мало напоми­нает живое, страдающее, волящее и мечтающее человеческое су­щество. Скорее — лишь разновидность некоего зомби, запрограм­мированного на нормативный реестр принципов.

Каждый уровень мировоззрения в жизнедеятельности чело­века решает свои собственные задачи. В этом их значимость и самоценность. Критика правомерна лишь в ситуации необосно­ванных претензий того или иного уровня мировоззрения— ре­лигиозного, обыденного, прагматического или ециентистского — на универсальность и общезначимость.

134