Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История и теория графики.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
536.58 Кб
Скачать

6. Книжное искусство северо-восточной руси периода

ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Владимиро-Суздальское княжество (до середины Х11 в. – Ростово-Суздальское княжество), крупнейшее древнерусское феодальное государство в Северо-Восточной Руси, с Х до середины Х11 в. было уделом в составе Киевской Руси. Город Владимир, основанный в 1108 г. Владимиром Мономахом, с 1157 г., времени перенесения в него столицы княжества, и до середины Х1У в. был административным, религиозным и культурным центром Северо-Восточной Руси. В Х11 – Х111 вв. здесь сложилась одна из ведущих художественных школ древнерусского искусства.

К числу древнейших рукописей, которыми представлена Владимиро-Суздальская школа книжного искусства, относятся такие книги, как: «Евангелие учительное Константина Болгарского» Х11 в. (ГИМ. Патр. 262) и «Апостол» 1220 г. (ГИМ. Патр. 7). По предположению А.Соболевского обе рукописи происходят из библиотеки ростовского епископа Кирилла 1 (А.Соболевский. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910, с. 206 – 207). На этот источник ссылается В.Н.Лазарев (История русского искусства. Под редакцией И.Грабаря, В.Лазарева и В.Кеменова. Т.1. М., 1953, с. 477 – 478). Пространственные средства выразительности миниатюр этих рукописей не только не схожи между собой, но даже взаимопротивоположны.

В «Евангелии учительном Константина Болгарского» является копией болгарского образца. В миниатюре, где изображен Борис Болгарский, его фигура и архитектурная рамка, в которую вписано изображение, трактуются графически-орнаментально. И только лик святого написан в манере, характерной для владимиро-суздальской иконописи конца Х11 – нач. Х111 вв.

Свободная, живописная трактовка одежд апостолов Петра и Павла в миниатюре из «Апостола» 1220 г., более сложный, трехчетвертной, поворот их фигур придают образам большую внутреннюю экспрессию. В то же время, благодаря плавным линиям внешних контуров архитектурного фона, созвучным контурам нимбов апостолов и Христа, композиции сообщается смысл гармоничного целого, т. е. создается образ идеального мира инобытия.

Эта рукопись была создана еще до разорения Руси полчищами Батыя.

Батый (1208 – 1255), монгольский хан, внук Чингисхана (ок.1155 – 1227), предводитель общемонгольского похода в Восточную и Центральную Европу (1236 – 1243), с 1243 г. – хан Золотой Орды, в 1236 г. завоевал Волжскую Болгарию, в 1237 – 1238 гг. предпринял поход на Северо-Восточную Русь. Страшным разрушениям подверглись города Владимирского Великого княжества: Владимир, Суздаль, Ростов, Переславль, Юрьев, Дмитров; города Поволжья: Нижний Новгород и Ярославль; окские города во главе с Рязанью.

Разграблению и огню подвергнуты были и малые города Владимирского княжества – Тверь и Москва. Однако, став столицами княжеств – Тверского (1246) и Московского (1276), эти города превратились в центры культуры, преемственно связанной с традицией Владимирского Великого княжества. В этих городах, как и в старых центрах культуры переписывали книги, украшали их, на современный той эпохе лад трактовали мировую историю.

О том, что в это время культурная жизнь зависимых от Золотой Орды русских земель не заглохла, что, хоть и в трудных условиях, но книгопроизводство продолжалось, свидетельствуют две рукописи – «Хроника» Георгия Амартола 1294 г. (РГБ, Фонд. 100) и «Федоровское Евангелие» 1321 – 1327 гг. (Ярославский музей). Первая, согласно доказательствам Д.В.Айналова, являет собой древнейший из сохранившихся памятников книжного искусства Тверской школы. Рукопись содержит свыше ста миниатюр, восходящих к византийским оригиналам. Вторая рукопись принадлежит Ярославской школе. Рукопись содержит три вшитые, датируемые Х111 в., и две – современные годам создания книги – миниатюры. Именно они представляют особый интерес и по пластическим качествам и по характеру трактовки традиционного сюжета. Подробнее об этом см. статью В.Н.Лазарева в третьем томе Истории русского искусства (М., 1955, с.12 – 15 и 28 – 30).