
- •Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик
- •Глава 1
- •Типы конструктов
- •Конструкты в движении
- •Глава 2 конструкты и элементы
- •Типы конструктов
- •Классификация конструктов
- •Глава 3
- •Глава 4
- •Глава 5
- •Компьютерная обработка
- •Глава 6
- •Глава 7 валидность
- •Клиническая практика
- •Социальные отношения
- •Глава 8 трудности и предостережения
- •Различные типы решеток
- •Глава 9 общее обсуждение
- •Использование репертуарных решеток для предсказания и выявления изменений в процессе групповой психотерапии
Глава 7 валидность
Валидность — это способность теста поставлять уже известные нам сведения.
Дж. Келли
Значение термина
Нам представляется разумным говорить о валидно-сти решетки только в том смысле, в котором мы говорим о валидности, скажем, критерия х-кваДРат' Мы вполне согласны с утверждением, что критерий Х-квадрат, как и любой другой статистический критерий,— это способ представления данных, позволяющий оценить, имеют ли эти данные какую-либо структуру или значение. То же самое можно сказать и о решетках. Решетка не тест: у нее нет специфического содержания, и мы можем говорить о ее валидности, только подразумевая ее способность (или, напротив, неспособность) выявлять структуру конкретных экспериментальных данных.
Это означает, что валидность решеток не та, что, скажем, у опросников. Если мы разрабатываем опросник из 30 пунктов, направленный на измерение степени «подчиненности» испытуемого, то нам необходимо точно определить значение, приписываемое термину «подчиненность», и ответить на вопрос о том, с чем она будет коррелировать и что она будет предсказывать. Решетки не измеряют характеристику или черту — они выявляют связи между конструктами. Можно оспаривать утверждение о том, что измерение «подчиненности» или любой другой характеристики приносит пользу теории психологии, однако весьма трудно доказать, что конструкты человека не связаны между собой или то, что эта связь не представляет интереса для психолога. Сам процесс приписывания значения явлениям уже свидетельствует о том, что наши конструкты связаны между собой. Словарь — это просто выраженный в лингвистических символах каталог взаимоотношений конструктов для данной популяции.
148
Вся
структура логики (как формальной, так
и неформальной) основывается на
представлении о том, что один конструкт
имплицирует другой (если р, то
q). Следовательно,
бессмысленно подвергать сомнению
основное положение о взаимосвязи
конструктов, так как отрицание этого
требует доказательств, то есть привлечения
взаимосвязанных аргументов, что возможно
только в том случае, если такие связи
существуют. Не имеет смысла и оспаривать
положение о том, что решетки выявляют
отношения между конструктами, однако
можно спорить о том, каким образом они
выявляют эти отношения и что именно
можно предсказать, основываясь на
знании этих отношений.
Если мы проведем решетку любого типа, скажем такую, в которой 10 элементов ранжируются по нескольким конструктам, и подсчитаем коэффициенты ранговой корреляции между этими конструктами, то увидим, что число значимых корреляций превышает случайно возможное. Очевидно, что решетка выявляет структуру связей между конструктами, и, следовательно, можно утверждать, что она обладает внутренней валидностью. Для любой решетки можно оценить значимость сделанных испытуемым оценок (см. 52), поскольку все статистические методы (кластер-анализ, биномиальное разложение, определение значимого уровня для корреляций и т. п.), применимые для обработки групповых данных, применимы и для обработки данных, полученных при заполнении одной-единственной решетки. В качестве «популяции» здесь можно использовать совокупность реакций конкретного испытуемого и исследовать эту совокупность любыми методами групповой статистики, традиционно используемыми для анализа групповых данных. Итак, мы утверждаем, что решетка — это, в сущности, способ представления данных, и, хотя имеет смысл определять валидность конкретной решетки, разработанной для получения специфической информации, нет смысла спорить о валидности метода решеток как такового.
Необходимо рассмотреть еще один аспект валидности, тоже связанный с многообразием решеток и невозможностью рассуждать о методе решеток в целом, в отличие, скажем, от метода тестов. Мы хотим здесь снова напомнить одно важное положение, уже приводимое нами при обсуждении проблемы надежности. Если выяснилось, что данная решетка не имеет предсказательной силы и не дает никакой информации, то следует попытаться выявить ее недостатки, а не делать выводы о валидности или невалидности метода в
149
целом. За примерами далеко ходить не надо. Если мы дадим испытуемому такие элементы, с которыми он совершенно незнаком, то при анализе решетки мы почти наверняка обнаружим, что в ней практически отсутствуют данные о связи между конструктами. Однако и в этом случае можно в известном смысле говорить о валидности: решетка сообщает нам, что у испытуемого нет конструктов, посредством которых он может оценить данные элементы. Выражаясь языком теории конструктов, можно сказать, что элементы находятся вне диапазона пригодности системы конструктов испытуемого и вполне естественно, что решетка заполняется случайным образом.
Если мы предложим испытуемому вербальные «ярлыки», с которыми он плохо знаком, он, возможно, припишет им произвольные значения. В этом случае выявленная структура связей натолкнет нас на ложные выводы. Испытуемый может начать сортировать элементы случайным образом, как бы сообщая нам, что он растерялся, столкнувшись с таким странным набором вербальных наименований. В любом случае мы не получим полезной информации и сможем, по-видимому, лишь констатировать факт, что испытуемый действительно незнаком с предложенным ему набором вербальных наименований.
Если мы проводим процедуру иерархизации, стараясь выявить суперординатные конструкты, но плохо формулируем свои вопросы и игнорируем комментарии испытуемого, то может оказаться, что он «спускается вниз» по иерархической «лестнице» конструктов и мы выявляем не суперординатные, а субординатные конструкты, что также приведет нас к ложным выводам.
Существует столько же отрицательных примеров разработки решеток, сколько вообще существует способов их разработки. Каждая решетка — это, по существу, эксперимент, поэтому при ее разработке мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и при планировании эксперимента. Так, если мы решим провести решетку на одном испытуемом или на группе испытуемых, то нам придется дать ответ на множество вопросов: какие именно конструкты мы будем задавать или выявлять, будем ли использовать заданные и выявленные конструкты, какую процедуру предложим испытуемому (ранжирование, оценку, дихотомическое разбиение), какая процедура в целом будет использована (оценочная решетка, импликативная решетка, иерар-хизация и т. п.), какие аспекты структуры или содержания системы конструктов мы собираемся исследо-
150
вать
(неравномерность распределения элементов,
степень структурированности, отношения
между конкретными конструктами типа
«Я» и «идеал Я», степень осознавания
испытуемым собственной системы
конструирования, степень общности
системы конструктов испытуемого и некой
стандартной или усредненной системы и
т. п.)- Нам также придется ответить на
вопрос о способах обработки (определенный
вид кластер-анализа, прямое измерение
совпадения конструктов, общие
показатели структурированности,
показатели неравномерности
распределения и т. д.).
Уже сейчас решетки озадачивают многих исследователей, надеявшихся использовать их как готовый метод, а не как методологию, применение которой вынуждает их решать множество экспериментальных проблем, зачастую не представляющих для них интереса.
Прежде чем перейти к рассмотрению валидности определенных типов решеток, следует оговориться, что мы полностью отвергаем одно из ее определений. В психологии существует традиция, в соответствии с которой валидность методики произвольно приравнивается к степени корреляции с другим тестом и к его способности предсказывать некоторый произвольно выбранный и относительно тривиальный аспект человеческого поведения. Келли, основываясь на теории конструктов, полагал, что валидность надо приравнивать к полезности, и считал наиболее полезным свойством инструмента возможность проникать во внутренний мир человека.
Валидность как полезность
Очевидно, что оценить полезность методики или какого-то показателя весьма сложно. Подобное занятие к тому же лишает исследователя возможности быстро выпустить серию статей, в которых он мог бы привести множество корреляций в доказательство «валидности» своей методики.
Один из путей оценки полезности — непосредственный опыт исследователей. Многие из тех, кто применяет решетки, интуитивно оценивают, насколько они действительно были полезны для решения их задач. Затем они изыскивают формы и способы передачи своего непосредственного опыта другим исследователям, которые в свою очередь подхватывают их находки и делают следующий шаг в разработке стратегии применения этой техники.
151
Мы не сможем, конечно, рассмотреть все работы (количество которых, кстати сказать, лавинообразно увеличивается), а остановимся на тех исследованиях, которые наилучшим образом познакомят вас с различными сферами применения и полезными качествами техники репертуарных решеток.