Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практика 5 цеха.rtf
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
670.21 Кб
Скачать

О мельниках Большого моста

Каждый, кто хочет быть мельником у Большого моста в Париже, может им быть, если он имеет свою или арендованную мельницу. Каждый мельник Большого моста может иметь столько учеников и подмастерьев, сколько пожелает, и молоть ночью, если есть необходимость. Мельники Большого моста не могут молоть в воскресенье, с того момента, как святят воду в церкви Сен-Лефруа до звона к вечерне в церкви Сен-Лефруа. Мельники Большого моста могут брать с каждого сетье пшеницы или другого смолотого зерна один буассо, но больше они не могут брать, кроме как в непогоду, т. е. в большие морозы, в половодье или в маловодье; в это время они могут брать 1 буассо с каждого сетье и, кроме того, могут требовать от 6 до 4 денье или больше, если могут получить. Мельники Большого моста не могут молоть за меньшую плату, чем 1 буассо за 2 сетье, и так могут они делать и брать только с булочников, потому что с горожан и с других людей, живущих в Париже, кроме как с булочников, могут они брать, при непогоде или без нее, летом и зимой, только 1 буассо за 1 полное сетье.

Мельники Большого моста должны нести караул и другие повинности, которыми другие горожане Парижа обязаны королю. Никто из мельников, старше 60 лет или у кого рожает жена, не обязан нести караул, но он обязан сообщить об этом королевским людям.

Статут III

О торговцах пшеницей и всяким другим зерном

Каждый, кто хочет быть торговцем пшеницей, т. е. хорошо и честно продавать и покупать в Париже пшеницу и всякое другое зерно, может быть им свободно, заплатив тонлье и побор, который должен взиматься со всякого зерна. Каждый парижский торговец зерном может иметь столько подмастерьев и учеников, сколько пожелает, и может иметь свою собственную хорошую и доброкачественную мину, помеченную печатью короля, и может ею пользоваться только для измерения одного сетье при продаже и при покупке, если покупатель пожелает; сверх же одного сетье зерна, которое он продает или покупает, он должен дать измерить мерщикам города Парижа, установленным горожанами Парижа, т. е. купеческим старшиной и присяжными. Торговцы зерном имеют друг у друга долю в покупках таким же способом, как горожане имеют долю друг у друга.

Парижские торговцы зерном обязаны тальей, караулом и другими повинностями, которыми другие парижские горожане обязаны королю.

Статут IV

О мерщиках пшеницы и всякого другого зерна

Никто не может быть мерщиком пшеницы или какого бы то ни было зерна в Париже каким бы то ни было способом, если он не утвержден купеческим старшиной и присяжными братства. Каждый, получивший разрешение измерять, обязан прежде, чем он начнет измерять, поклясться на святых, что он будет мерить, как только может хорошо и честно, какое бы зерно он ни мерил, и что он будет хорошо и честно оберегать права продавца и покупателя. Никто из мерщиков не может и не должен требовать с подлежащей измерению тележки зерна больше, чем 4 денье за измерение, 8 денье — с повозки, 1 денье — с вьюка какого бы то ни было животного — будь то осел или лошадь, будь вьюки или тележки больше или меньше, с каким бы то ни было зерном; за это измерение платят продавцы. Если кто-либо продает свою пшеницу или свое зерно, каково бы оно ни было, он может его измерить, если покупатель хочет получить из его рук; но если покупатель хочет, измеряют присяжные мерщики. Если горожанин Парижа или какой-нибудь приезжий дает образчик своего зерна для продажи и мерщик его продает, он должен вручить ему деньги хорошо и добросовестно без какого бы то ни было убытка, и мерщик должен получить с каждого мюида зерна 6 денье за измерение и за продажу; больше он не может ни брать, ни запрашивать и должен иметь с большего больше, с меньшего меньше. Если мерщик измеряет какое бы то ни было зерно, будь то в амбаре или на судне, он получает за измерение с каждого мюида 4 денье, с большего больше, с меньшего меньше.

Никто из мерщиков не может никоим образом мерить зерно мерой, не помеченной печатью короля; если мерщик так сделает, он подлежит суду [318] купеческого старшины; если же мерщик измеряет не помеченной мерой, он должен снести меру в городское собрание (parloir-aux-bourgeois), и там она должна быть осмотрена и помечена. И должен получить тот, кто это делает, за меру, будь-то мина или мино, 4 денье за определение и пометку. Если мина или мино испорчены, т. е. если зерно пересыпается или недосыпается, в силу чего мера неправильно и нечестно измеряет, мерщик не платит никакого штрафа за меру, если он не сделал это из плутовства; в противном случае он отвечает перед королем головой и имуществом, ибо это воровство. Как только мерщик заметит, что его мина испорчена, он должен под клятвой принести ее в городское собрание, и если там найдут, что мина нехорошая и неточная, она должна быть разбита и мерщик должен получить обратно железо; если же она хорошая и точная, мерщик должен 4 денье за проверку и всякий раз, как будет совершаться проверка, он должен за пометку и проверку не больше.

Никто из мерщиков не может торговать каким бы то ни было зерном в городе Париже и не может покупать зерно, чтобы отправить его горожанину в город Париж, если горожанин или кто-либо по его поручению не присутствуют при этом. Никто из торговцев зерном, т. е. продавец и покупатель какого бы то ни было зерна внутри города Парижа, не может измерять продаваемое [зерно] больше одного сетье за один раз; а если случается мерить больше, он должен позвать присяжного мерщика, и мерщик должен измерить мюид за 4 денье, с большего больше, а с меньшего меньше. Каждый, кто продает свое зерно в Париже, может позвать мерщика, какого захочет, лишь бы городского присяжного, принесшего клятву, и этот мерщик должен исполнить свое дело хорошо и честно по своей клятве вышеуказанным образом.

Если кто-либо из этих мерщиков нарушает что-либо из вышесказанного, с него следует штраф королю согласно установлению парижского прево, так как горожане Парижа не имеют никакой власти и никакой юрисдикции в вышеупомянутых делах, кроме как давать разрешение на измерение и всякому давать измерять, если им это кажется хорошо и нравится.

Никто из мерщиков не должен нести караул, так как это своего рода наемники. Мерщики обязаны тальей и другими повинностями, которыми другие горожане обязаны королю.

Статут V