Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И....rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
74.57 Mб
Скачать

Глава VII. Экономическая система

г ого племени и преподносят им подарки двух видов: мва­ли, представляющие собой вырезанные и отполированные браслеты, которые носят по большим праздникам, и су-лава — ожерелья из скорлупы орехов. Те, что привозят мвали, получают в обмен сулава, причем сулава пе­ремещаются с востока на запад, в то время как мвали — в противоположном направлении. Социальная активность этих племен выражается в том, чтобы навещать друг дру­га и обмениваться дарами, не имеющими никакой ценно­сти, но являющимися украшениями, которые некоторое время хранят, которыми гордятся и хвастаются. Для обме­на этими богатствами установлен специальный ритуал. Приезжающие с красивыми мвали надеются увезти еще более красивые сулава, чтобы затем обменять их на еще более красивые мвали и т. д.

Такой обмен, не имеющий никакой экономической базы, ритуализирован в постоянный праздник. Но одно­временно происходит экономический обмен, когда обме­ниваются блага с различной ценностью; туземцы четко разграничивают декоративный обмен и экономический обмен полезными товарами, который носит название гим-вали. Производя декоративный обмен, вы утверждаете, что преподносите дар и недостойны получить такой же хоро­ший подарок взамен. При экономическом обмене товара­ми, не являющимися благородными, вы агрессивно тор­гуетесь «за каждый грош»: «Я вам дам то, что вы хотите, но моя вещь стоит гораздо дороже, чем та, которую вы предлагаете в обмен». Если вы получите очень красивое сулава вместо вашего мвали, вы увеличите свое богатство, потому что украшения в цене. Чем больше у вас красивых мвали и сулава, тем вы богаче, тем выше ваш «социальный статус», как сказали бы на нашем жаргоне.

Другой тип обмена — потлаш — практикуется у индей­цев квакиутл на западе Канады. Суть этого обычая заклю­чается в том, чтобы сделать другому подарок и получить от него взамен еще более богатый подарок. Если тот, кому подарены богато вытканные покрывала и медная пласти­на с узорным орнаментом, не может ответить более доро­гим подарком, он унижен, и даритель торжествует. Кула

Социология

340

п редставляет собой необязательную игру, а потлаш — аг­рессивную и властную. Но в обоих случаях игра базиру­ется на трех фундаментальных правилах, или обя­зательствах: давать, получать и возвращать. Будучи приняты в этот круг, вы обязаны делать подарки, если хо­тите иметь социальный статус. Если вам что-то дарят, вы должны принять это. Если вы ничего не дарите, то ниче­го и не получаете, и, как говорятшндейцы квакиутл, яв­ляетесь «сплюснутым», недостойным имени человека, т. е. теряете лицо.

Некоторые обычаи нашей цивилизации относятся к тому же типу: делать подарки и получать что-то взамен. У буржуазии принято обмениваться обедами, как покрыва­лами или браслетами у тробриандцев или квакиутл. И для хозяйки дома очень важно, чтобы ее обед был чуть-чуть лучше, чем у других, но не настолько, чтобы унизить при­глашенных. Выражения «нельзя быть последними» или «мы должны отблагодарить» показывают, что фундамен­тальная взаимность живо чувствуется и воспринимается.

Историческое развитие рыночной экономики

Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложе­ния натурального хозяйства. В основе этого процесса ле­жало развитие общественного разделения труда и эконо­мическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот про­цесс сделал необходимой и единственно возможной фор­мой связи между экономическими субъектами обмен ре­зультатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть ры­нок в его простейшем определении.

Поскольку рыночная экономика возникла не сразу, в экономической истории общества можно условно выде-

341 Глава VII. Экономическая система

л ить три ступени развития: — «производство», «экономи­ка», «рыночная экономика».

1. «Производство». Такая характеристика первой ступе­ ни не случайна: экономика действительно была сведена к производству, исчерпывалась им. Это царство «натураль­ ного хозяйства» — замкнутой социальной единицы, в кото­ рой производство непосредственно перерастало в по­ требление (семейное, крестьянское, общинное, родовое, помещичье, домашнее хозяйство).

В натуральном хозяйстве экономические связи производителей ограничивались процессом непосред­ственного производства. За пределами этого процесса между производителями не возникало никаких экономи­ческих отношений.

С течением времени натуральное хозяйство видоизменя­лось, так как увеличивалось число участников натурального хозяйствования («семья» —> «род» —> «община»). По мере разрастания субъекта натурального хозяйствования возни­кала уже система общественного разделения труда, кото­рая и обособляет, и объединяет производителей.

Это «разводило» производство и потребление, «вкли­нивая» между ними сначала «распределение», а затем и «перераспределение» (предобмен). В результате возника­ет «экономика» — единство сфер производственного и внепроизводствснного взаимодействия производителей.

2. «Экономика». Переход от «производства» к «экономи­ ке» знаменовал превращение перераспределения в обмен. В экономической теории понятие «обмен» всегда обознача­ ет эквавалентно-возмездный обмен продуктами труда меж­ ду экономически обособленными производителями, связанны­ ми разделением труда.

Только такой обмен превращает продукты труда в «товары», а сам обмен — в «рынок». Но от этого рынка, как особой сферы «экономики», до возникновения «рьшочной экономики» — еще длинный путь, потому что в рамках второй («экономической») ступени рынок продолжает подчиняться производству, это по-прежнему «рынок про­давца», диктующего свои цены покупателю (потребите­лю).

Социология

342

3 . «Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это — «ры­нок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета от производителя к потребителю (т. е. от продавца к покупателю), то нам станет ясна и не­обходимость характеристики новой ступени экономичес­кой истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) — это еще не ры­нок. Таковым он становится только с появлением свобод­ного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя. Диалог взамен монолога — вот что та­кое «рыночная экономика».

Капитализм как экономическая система

Для данного типа экономической организации обще­ства в его «чистой» форме характерно следующее: (1) част­ная собственность на экономические средства производства (то есть капитал) и контроль над ними; (2) направленность экономической деятельности на получение прибыли;

  1. наличие рынка, регулирующего эту деятельность;

  2. присвоение собственниками капитала прибыли, под­ лежащей налогообложению со стороны государства;

  3. труд рабочих как юридически свободных лиц. Капита­ лизм является динамичной, постоянно эволюциони­ рующей формой экономической деятельности. Истори­ чески капитализм развивался, определяя особенности всей экономической жизни европейских обществ, рука об руку с индустриализацией, однако некоторые его черты обнаруживаются в практике торговли в доиндустриальный период и даже в эпоху средневековья. В Англии хорошо развитая система капиталистического сельского хозяйства появилась по меньшей мере за полтора столетия до нача­ ла индустриализации.

343 Глава VII. Экономическая система

К апитализм в индустриализованных обществах прояв­лялся в различных формах, что делает вышеприведенное определение менее строгим. Говорить о капитализме во­обще, не уточняя, о какой его форме идет речь, является ошибкой. Наиболее чистой, классической формой капи­тализма считается ранний индустриальный капитализм XIX в. в Британии и Соединенных Штатах. В то время экономическая деятельность осуществлялась множеством небольших капиталистически фирм, находившихся в соб­ственности отдельных индивидов или семейств, непосред­ственно ими управлявших. Экономическая деятельность регулировалась такой системой рынков, при которой гос­подствовали простая конкуренция между производителя­ми товаров и услуг и простой спрос со стороны потреби­телей. Рынок труда определял величину заработной платы и распределение рабочих между работодателями в со­ответствии с теми же силами спроса и предложения. Эко­номика была воплощением принципов невмешательства (фр. laissez-faire) в том смысле, что государство находилось в стороне от экономической деятельности, предоставляя ее регулирование рынку и сводя свою роль к обеспечению по возможности условий процветания экономики. Такая ранняя форма индустриального капитализма приводила к фрагментации, нестабильности и анархии в экономике, которой было свойственно чередование резких подъемов и спадов.

Однако в XIX — начале XX в. в других европейских странах и в Японии правительства вмешивались в эконо­мику в большей степени, стремясь регулировать и направ­лять развитие зарождавшейся капиталистической эконо­мической системы. Государство занималось тем, что непосредственно субсидировало частных предприни­мателей, осуществляло кредитование и капиталовложе­ния, создавало государственные предприятия (в особен­ности в Японии, Германии и Италии), регулировало рынки труда и продукции политическими средствами, ус­танавливало протекционистские тарифы, предоставляло монопольные права на производство определенных това­ров или на торговлю в определенных районах, предлага-

Социология

344

л о правительственные контракты. Детальный контроль над экономической жизнью считался необходимым усло­вием укрепления государственной власти, поддержания нормального уровня доходов государства и сохранения социального порядка.

В XX в. даже Великобритания и Соединенные Штаты отошли от ранней классической модели. Более поздние формы «монополистического» капитализма, типичные для середины нынешнего века, характеризовались эконо­мической концентрацией и господством на рынке неболь­шого числа крупных фирм вместо конкуренции между многочисленными мелкими фирмами. При таких услови­ях (строго говоря, скорее олигополистических, нежели мо­нополистических) обычной практикой для многих фирм было заключение соглашений об ограничении конкурен­ции и таком манипулировании рынками, которое вело бы к повышению прибыльности и стабильности. Более кон­центрированной стала также и собственность на капитал. Распространение акционерной формы собственности в начале века привело к рассредоточению собственности среди большого числа владельцев акций и к упадку семей­ных фирм. Вследствие этого ослабилось традиционное единство собственности и управления, и контроль за по­вседневной деятельностью фирм стал переходить к про­фессиональным менеджерам. Последние стали определять также и более широкую политику компании в тех случа­ях, когда индивидуальные или семейные держатели акций сами по себе или в союзе с другими владельцами капита­ла не имели такой его доли, которая была бы достаточна для контроля над менеджментом. Однако в последние со­рок лет в торговле и индустрии наблюдаются относитель­ный упадок частного акционирования и увеличение доли институциональной собственности по мере вложения про­межуточными финансовыми институтами (банками, стра­ховыми компаниями, пенсионными фондами) крупных средств в акции компаний, что вело к новой концентра­ции собственности. Некоторые марксисты объясняли раз­витие монополистического капитализма с помощью поня­тия «финансовый капитализм», обозначающего отделение

345