Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОЛОГИЯ.docx
Скачиваний:
122
Добавлен:
17.06.2019
Размер:
180.16 Кб
Скачать
    1. Нарушение межфункциональных взаимодействий.

В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость мышления и речи до двухлетнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости.

Самый сложный – иерархический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, которые позволяют в случае необходимости произвести компенсаторную перестройку психической функции. Это достигается выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, каждый из которых решает свою задачу. Ведущий уровень, разгружаясь от контроля над технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения и развития.

Перестройка и усложнение этих связей подчинены закону гетерохронии – разновременности формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. В патологии же имеет место нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. При олигофрении с явлениями гидроцефалии отмечаются хорошие механическая память и речь. Однако возможности их использования очень ограничены из-за нарушения мышления; поэтому хорошее развитие механической памяти выступает изолированно, внешне богатая речь остается на уровне подражательной.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникают их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Так, пик страхов в норме ограничен сензитивными возрастами 3 и 11 лет. В патологии страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды. Патологическая фиксация приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, что также замедляет развитие. Наиболее страдает в патологии развитие иерархических связей. Иерархические координации в таких случаях нестойки, регрессируют при малейших затруднениях. Так, дети с ЗПР, уже усвоив счетные операции в речи, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах.

В патологии происходит нарушение гетерохронии, наблюдается явление асинхронии, основными проявлениями которой являются:

  • ретардация – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Это наиболее характерно для олигофрении и ЗПР. Для детей с общим речевым недоразвитием характерно патологически длительное сохранение автономной речи (использование ребенком слов, которыми обычно взрослые не пользуются; существует в течение нескольких месяцев на втором году жизни);

  • патологическая акселерация отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влечения при преждевременном половом созревании церебрально-органического генеза;

  • сочетание патологической акселерации и ретардации, например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме.

При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняется механическая память. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Тем не менее они могут формировать простейшие обобщения. Для них составляет трудность охватывание ситуации целиком, и обычно они улавливают только внешнюю сторону событий. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д.

Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Хотя может быть и достаточно большой словарный запас, но речь при этом всё равно бедна и однообразна. Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (вплоть до синдрома саванта): отличная механическая память (без осмысления повторяемого), способность производить в уме сложные арифметические операции, умение рисовать, абсолютный слух и др.. При более тяжёлой степени олигофрении (имбецильности) одарённость также встречается.

Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм.

Дебилы с программой основной общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают начальную или вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Они способны усваивать специальные программы, основанные на конкретно-наглядном обучении в медленном темпе. Наиболее трудными для изучения предметами в школе для них являются физика и математика. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности. Дебилы могут освоить несложную специальность, иногда даже очень хорошо. Эмиль Крепелин отмечал, что «их умение больше, чем знание».

В привычной обстановке дебилы относительно адекватны и самостоятельны. Они могут жить самостоятельно, но чаще всего требуется руководство и поддержка.

Дебилы способны попадать под влияние других людей, так как обладают повышенной внушаемостью. Из-за данной особенности они могут быть использованы как орудие в преступных целях. Они также зачастую легко перенимают чужие взгляды и впоследствии стойко их придерживаются, при этом наблюдается недостаток в собственных суждениях. Им свойственно запоминание различных правил и выражений, которые шаблонно употребляются. Некоторые склонны даже поучать других людей и зачастую рассуждают о том, чего сами не понимают (так называемые «салонные дебилы»). Также у них недостаточно развита способность к подавлению влечений и самообладанию. В целом их волевые и эмоциональные качества развиты лучше, чем у имбецилов. Часто встречается усиление примитивных влечений, в частности полового влечения, сопровождающееся распущенным поведением.

У дебилов отмечается некоторая неуклюжесть, размашистость движений. Иногда встречаются неврологические расстройства и аномалии физического развития, собственно, как и при других формах умственной отсталости.

Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных). Характер их может быть добродушно-ласковым и приветливым, либо агрессивным со злобностью, упрямством и недоверчивостью к окружающим.