Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методичка юридич психолог.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
631.81 Кб
Скачать

Тема 2. Развитие юридической психологии в России и за рубежом.

План:

1. Развитие юридико-психологических представлений за рубежом.

2. Основные направления зарубежной психологии.

2. История юридической психологии в России.

3. Взаимодействие психологии и юриспруденции

Развитие юридико-психологических представлений за рубежом подразделяется на 2 периода:

- период предыстории, когда начинают складываться отдельные научные взгляды, подходы, установки;

- период истории, когда наука обретает свои предмет и метод, категориальный аппарат, принципы.

Современному состоянию юридической психологии предшест­вовал длительный исторический путь развития научного знания.

Период середины и второй половины XIX в. характеризовался зна­чительным усилением в Европе интереса к криминальной психоло­гии и криминологии.

Э. Ферри и Р. Гарофало, пересмотрев отдельные положения тео­рии Ч. Ломброзо, дополнили перечень биологических факторов пре­ступления и преступности социологическими, что не помешало им, тем не менее, остаться последователями концепции антропологиче­ской школы. Существенное расширение и углубление юридико-психологических исследований началось в конце XIX в. вместе и на основе воз­никшей экспериментальной психологии (В. Вундт, Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. Бине), приведшее к появлению судебной психологии. Огромную роль в этом сыграл труд основоположника криминали­стики Ганса Гросса «Криминальная психология» (1898).

Понятие юридическая психология в начале XX в. ввел в научный оборот швейцарский психолог Эдуар Клапаред (1873—1940), чи­тавший курс лекций по судебной психологии в Женевском универ­ситете с 1908 г. В 1914 г. в Лейпциге выходит работа М. Липпмана «Основы психологии для юристов». Вопросами судебной психоло­гии в Германии занимались также А. Крамер, В.Ф. Лист, С. Яффа и др. В Англии в начале XX в. выходит книга Р. Гарриса «Школа ад­вокатуры», которую по праву можно назвать учебником по судеб­ной (адвокатской) психологии.

Начало XX в. характеризуется социологизацией кримино­логического знания. Причины преступности как социального явле­ния изучали Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер.

Юридическая психология всегда развивалась в тесном взаимо­действии с теорией права. В начале XX в. юридико-психологические воззрения послужили основой для возникновения правового течения, известного под названием психологической школы права, а в 1920-х гг. ее другого направления - реалистической школы права. В 20-х гг. XX в. юридико-психологические исследования получили новый импульс под влиянием обшепсихологических течений - би­хевиоризма, фрейдизма, гештальтпсихологии, глубинной и когни­тивной психологии, парапсихологии.

В 1960-х гг. в США полицейское управление Лос-Анджелеса про­водило активные исследования по внедрению в криминалистическую деятельность следственного гипноза.

В западной криминологии большое место за­нимают социально-психологические теории преступности, объяс­няющие социально-психологические механизмы усвоения так назы­ваемой делинквентной морали при участии механизмов нейтрализа­ции морального контроля. Социальные психологи США (Д. Май-ере, Р. Мертон), придерживающиеся этих теорий, предприняли ряд оригинальных попыток объяснить способы формирования делин­квентной субкультуры у несовершеннолетних.

Юридическая психология как самостоятельная отрасль психологической науки пока не нашла своего обобщенного теоретико-методологического обоснования. Существуют многочисленные отдельные направления, обеспечиваю­щие психологическое прикладное сопровождение различных облас­тей юридической деятельности - от павоохранительной (полицей­ской) и адвокатской до пенитенциарной и постстрессовой.

В Германии, Польше и Чехии общая психологическая ха­рактеристика личности является необходимым компонентом любо­го вида судебно-следственного дела.

Эксперты-психологи этих стран уделяют большое внимание исследованию несовершеннолетних правонарушителей. По немецкому законодательству должно быть установлено может ли несовершеннолетний нести уголовную ответственность за свои деяния.

В Польше исследова­нию психолога-эксперта подлежат индивидуально-психологические особенности свидетелей, условия, в которых ими воспринимались определенные факты, содержание показаний и некоторые другие обстоятельства.

В Австралии психология находит применение при аттестации экспертов-криминалистов перед выступлением в судебных заседа­ниях с полученными доказательствами. При этом обращается вни­мание на психологическую убедительность доводов экспертов.

Венгерские специалисты Л. Двердь и Ф. Дерек в работе «При­менение психологии в уголовной работе» (1971) рассматривают, в частности, психические состояния негласного сотрудника как су­щественный фактор налаживания контактов полиции со своими агентами. Т. Тураи исследовал криминальную психологию лиц, со­вершивших преступления против собственности (1979). Немецкий автор У. Фюльграбе в книге «Психология преступности» (1983) про­слеживает развитие преступного поведения. В США широко иссле­дуется роль судебного психолога во всех сторонах судопроизводства (Э.А. Мегерджи, 1976; Д. Кук, 1986; И. Велимезис, 1986; Я.К. Гроссман, 1986; Д.Л. Бек, 1987; М. Гринберг, 1987).

Термин «юридическая психология» в зарубежных работах прак­тически не используется, однако содержащиеся в них специфиче­ские психологические идеи и подходы позволяют распространять его на их содержание. Развиваются такие научно-прикладные раз­делы юридико-психологического знания, как правовая, криминальная, судебная, полицейская, пенитенциарная психология.

В 1996 г. в Словакии вышел сборник «Основы полицейской пси­хологии», а в 1998 г. - «Введение в полицейскую психологию». В 1996 г. на базе международной конференции служащих полиции в Любляне (Словения) было опубликовано 'двухтомное издание «Дея­тельность полиции в Центральной и Восточной Европе», где в от­дельной главе «Организационная психология и деятельность поли­ции» рассматриваются вопросы юридической психологии.

Основныеми направлениями зарубежной психологии являются:

I. Психоанализ

Психоанализ восходит к идеям Зигмунда Фрейда. Это первая теория, пытавшаяся объяснить динамикуличности. Основополагающая роль в процессе фор­мирования, развития человека отводится сексуаль­ным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются:

- метод анализа свободных ассоциаций,

- анализ сна и толкование сновидений;

- анализ и толкование различных ошибочных и случайных действий человека.

2 Фрейдизм

Это философски-психологическое учение Зиг­мунда Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Самые существенные сферы фрейдизма:

-теория личности;

-общее учение о человеке;

-теория бессознательного,

-концепции массовой психологии культуры и общества.

Фрейдизм ввел в психологию ряд важных про­блем:

-проблему мотивации бессознательности;

-проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;

-проблему защитных механизмов психики.

Несмотря на то, что юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение психологическо­го знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности в России берет начало в глубо­кой древности. Они базировались на применении знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний.

Для разрешения специальных специфических задач, которые невозможно решить традиционными методами правоведения, было вызвано обращение правовых наук к психологии. Начальный этап развития юридической психологии связан с этой необходимостью. Первым российским автором, изучавших вопросы юридической психологии, был М.М. Щербатов (1733-1790). В своих трудах он требовал, чтобы разработка законов велась с учетом особенностей личности человека. Он первый поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания. Среди работ отечественных ученых XVIII в. выделяются работы И.Т. Посошкова (1652-1726), в которых он доказывал актуальность разработки классификации преступни­ков по «степени испорченности», а также обосновывал и давал некоторые рекомендации об эффективных способах допроса свидетелей и обвиня­емых.В России серьезные исследования в области юридической пси­хологии появились после принятия новых Судебных уставов, став­ших венцом российской судебной реформы 1864 г. Распространение идеи исправления и перевоспитания преступ­ника привело к обращению права к психологии для научного обос­нования этих проблем, над которыми в начале XIX в. в России плодотворно работали П.Д. Лодий, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, Х.Р. Штельцер и другие ученые.

В начале ХIХ были попытки использовать психологические знания в уголовном процессе. А судебные реформы 60-х годов ХIХ века создали предпосылки для использования психологии ( А.А. Фрезе «Очерки судебной психологии», 1874г.). Еще ряд работ по юридической психоло­гии появилось в России во второй половине XIX в.: «Взгляд на науку уголовного законоведения» И.С. Баршева, «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиоло­гии» К.Я. Яновича-Яневского. В этих работах рассматривались ряд уголовно-правовых понятий с психологических позиций, высказывались идеи использования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов. Так, И.С. Баршев, писал, что если судья не знает психологии, то это будет «суд не над живыми существами, а над трупами».

Развитие психологии, психиатрии и права в конце XIX — начале XX в. привело к необходимости оформления юридиче­ской психологии как самостоятельной научной дисциплины, т.е. впервые был поставлен вопрос о разделении психопатоло­гии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

В России и в Европе в конце XIX в. появился це­лый ряд научных публикаций, посвященных пробле­мам юридической психологии, а именно работы И. Гофбауера «Психология в се основных применениях к судебной жизни» (1808), И. Фридрейха «Система­тическое руководство по судебной психологии» (1835), К. Я. Яневич-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии» (1872), А. У. Фрезе «Очерк судебной психологии» (1874), Л. Е. Владимирова «Психические особеннос­ти преступников но новейшим исследованиям» (1877), Г. Гросс «Криминальная психология» (1898) и др.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. наблюдалось интенсивное развитие психиатрии, психологии, уголовного права и других юридических наук. Изучением этих наук зани­мались известнейшие ученые В. М. Бехтерев, С. С. Кор­саков, В. П. Сербский, Д. А. Дриль, А. Ф. Лазурский, А. Ф. Кони. В России возникла Психологическая школа права, основателем которой явился криминолог Л. И. Петражицкий. Но психологические знания меха­нически использовались для объяснения отдельных правовых явлений.

В. М. Бехтерев в 1908 г. создал Научно-исследователь­ский психоневрологический институт, а в 1909 г. на его базе — Криминологический институт (при участии Д. А. Дриля). Интенсивно изучался вопрос, связанный с психо­логией свидетельских показаний и их достоверности, такими учеными, как М. М. Хомяков, М. А. Лазарев, В. И. Валицкий, Л. Р, Лурия, А. Е. Брусиловский.В первые годы после Октябрьской ре­волюции судебная (криминальная) пси­хология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. Уже на I Всероссийском съезде по психоневрологии в 1923 г. работала сек­ция криминальной психологии под руководством юриста С.В. Познышева. Государственный институт по изучению преступ­ности и преступника был создан в Москве в 1925 г. Круг рассматриваемых проблем расширился: появи­лись обширные исследования различных групп пре­ступников, психология исправления преступников, судебно-психологическая экспертиза. В России в начале XX в. интересные исследования прово­дил психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 году при Московской губернской прокуратуре, в которой А.Р. Лурия в те­чение пяти лет провел ряд опытов с целью выяснить, возможно ли объективным путем установить наличие аффективных следов, оставшихся от пре­ступления в памяти преступника, и отли­чить причастного к преступлению от непричастного. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования пре­ступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачитель лжи» (лай-детектор). В1928 году он разрабатывает сопряженную моторную методику с целью диагностики аффективных следов.

Однако с начала 30-х и почти до середины 60-х гг. XX в. юридической психологии практически не суще­ствовало. Только в 1964 г. началось ее возрождение после принятия ЦК КПСС постановления «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улуч­шению юридического образования в стране». В 1966 г. Министерство высшего и среднего образования СССР провело Всесоюзный семинар по вопросам, связанным с преподаванием курса юридической психологии. На этом основании в том же году в программу обучения в юридических вузах ввели учебные курсы по общей и юридической психологии. Был опубликован целый ряд работ: В. Л. Васильев «О значении судебной пси­хологии в работе следственных органов» (1965), И. Кэртес «Тактика и психологические основы допроса на предварительном следствии» (1965), А. Р. Ратинов «Судебная психология для следователей» (1967), А. В. Глоточкин, В. Ф. Пирожков «Психология состоя­ния человека, лишенного свободы» (1968). В мае 1971 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция по судебной психологии. На съездах Общества психологов СССР стала функционировать секция «Судебная психология». Был создан сектор психологии в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Во ВНИИ общей и судебной психиат­рии им. В. П. Сербского появилась лаборатория пси­хологии. Возрождению в нашей стране юридической психологии и ее ин­тенсивному развитию в последней трети XX в. способствовал про­гресс психологической науки, рост квалификации психологов. Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли А. Р. Ратинов, В. Ф. Пирожков, В. Л. Васильев, В. В., Ю. В. Чуфаровский, А. М. Столяреико, В. А. Об­разцов, С. II. Богомолова, Г. Г. Шихаицов.

К концу XX в. отечественная юридическая психология оформи­лась в развитую отрасль научно-психологического знания, приобретя качественно новое состояние.

Взаимодействие психологии и юриспруденции рас­сматривают в основном на 3 уровнях:

1) применение психологических закономерностей в юриспруденции в «чистом» виде (психолог выступает в качестве экс­перта, специалиста в гражданском или уголовном про­цессе);

2) использование психологии в юрисп­руденции путем внедрения психологических знаний в правоприменительную, правоохранительную прак­тику, при отборе кадров в правоохранительную систе­му и их психологическое сопровождение;

3) воз­никновение юридической психологии как науки на основе психологии и юриспруденции.

Юридическая психология базируется на общей и социальной психологии, откуда проистекает ее ме­тодология. Осуществляется личностный подход (например, личность изучается в динамике правона­рушения), исследуется процесс деятельности во вза­имосвязи со структурой личности и системой право­вых норм, изучаются система психических процессов, темперамент, характер личности и социальная груп­па, социализация и социальная справедливость, пра­восознание.

.

Литература.

1. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415с.

2. Еналеева И.Д. Юридическая психология: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. -79с.

3.Еникеев М.И. Юридическая психология:Учебник для вузов.-М.: Норма, 2005. – 512с.

4. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. – 384с.

5.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб., доп. – М.: Юристь, 2005. -588с.

6. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую профессию. М., 2002.