Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
suganskii_hrebet.doc
Скачиваний:
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
25.85 Mб
Скачать

Суган-Баши по Северо-восточному гребню (маршрут комбинированный м. Лепнева, 3б к/тр.)

От базового лагеря на правом берегу реки Псыгансу, недалеко от языка ледника Нахашбита (группа 4—8 человек), по гребню морены подниматься по ущелью. Затем выйти вправо на ледник Нахашбита, пересечь его вправо-вверх и подойти под правую сторону Северо-восточного гребня вершины Суган-Баши. От базового лагеря 3—4 часа. Путь подхода от поляны “Нахашбита” через перевал Доппах или Суган. На леднике Нахашбита под Северо-восточным гребнем Суган-Баши исходный бивуак.

С ледника по некрутому снежному 600—800-метровому склону влево-вверх в направлении небольшого снежного пятна в центральной части скального пояса Северо-восточного гребня. От склона прямо вверх 120—150 м по крутым гладким скалам средней трудности с многочисленными полками и трещинами (крючьевая страховка) на снежное пятно. По ледово-снежному склону пятна траверс вправо к скальному кулуару. Затем по гладким, средней трудности, скалам кулуара (крючьевая страховка) 120—150 м вверх на ледово-снежный склон. По склону с островками скал подъем 150—180 м (крючьевая страховка) на Северо-восточный гребень вершины Суган-Баши. От ледника 5—6 часов.

Далее по длинному (1200—1500 м), пологому, широкому снежному Северо-восточному гребню или его левой стороне (направо большие снежные карнизы) до выхода на плато под вершинный взлет. На плато (или пройдя по нему на осыпи, расположенные на седловине хребта между вершиной Суган-Баши слева и массивом Центрального Сугана справа) бивуак. От базового лагеря 10—12 часов.

От бивуака на плато, преодолев по снежному мосту большой бергшрунд, по крутому ледово-снежному склону (возможны лавины) Правой стороны Северо-восточного гребня 250—300 м влево-вверх (крючьевая страховка) на Северо-восточный гребень. Отсюда по сильно заснеженному (возможны карнизы), местами разрушенному гребню с несколькими короткими скальными участками средней трудности (“живые” камни — крючьевая страховка), затем по снежному гребню с несколькими ледовыми взлетами подъем на вершину Суган-Баши. От бивуака на верхнем плато 4—5 часов.

Спуск по пути подъема или по Северо-западному гребню. Продолжительность маршрута от базового лагеря 3 дня.

Суган-Баши по Восточной стене (маршрут комбинированный а. Задорожного, 5б к/тр, рис.)

Путь от базового лагеря на правом берегу реки Псыгансу, недалеко от языка ледника Нахашбита (группа 4—8 человек), до исходного бивуака на верхнем снежном плато Юго-западной ветви ледника Нахашбита под Восточной стеной вершины Суган-Баши описан в маршруте 35. От базового лагеря 6—8 часов. Путь подхода от поляны “Нахашбита” до исходного бивуака через перевал Суган.

От бивуака на плато через рантклюфт по крутому ледовому 40-метровому склону перейти на основание нижнего скального пояса Восточной стены вершины Суган-Баши в левой стороне ее нижнего центрального скального мыса. Отсюда прямо вверх по гладким трудным скалам вертикального 40-метрового внутреннего угла на небольшую полку. С полки трудный траверс 25 м с подъемом вправо-вверх по крутым зализанным плитам типа бараньих лбов на наклонную плиту-полку под огромным (6—7 м) нависающим скальным карнизом. Скальный карниз обойти по 10-метровому внутреннему углу, затем по мокрой 60-метровой вертикальной стене с навесом в верхней части (искусственные точки опоры, лесенки) выйти выше карниза вправо на небольшую полку (конец обработки маршрута).

С полки 90 м прямо вверх, затем вправо-вверх по крутым заглаженным плитам, далее 100 м по выше средней трудности крутым мокрым скалам кулуара, переходящего в трудный 40-метровый внутренний угол, упирающийся в стенку. По очень трудной гладкой, с малым количеством зацепок, 80-метровой стенке подъем на нижний скальный пояс, куда вытаскиваются рюкзаки.

Далее 80 м влево-вверх по сильно разрушенным скалам средней трудности на площадку под нависающую “рыжую” стенку у основания (Второго) верхнего скального пояса (возможен камнепад). На площадке бивуак. От плато ледника с предшествующей обработкой стены 8—10 часов.

С площадки обойти по полке справа “рыжую” стенку и через Ребро войти в вертикальный внутренний угол. По гладким, покрытым натечным льдом трудным скалам угла 40 м прямо вверх (лесенки), затем 65 м по трудным крутым обледенелым плитам, далее 40 м по кулуару с ручьем. От кулуара по трудным скалам 20-метровой стенки вверх под карниз, затем по косой, уходящей вправо-вверх полке и по трудной 60-метровой стенке с нависающим участком в верхней части (лесенки) подъем в нишу под большую нависающую скалу. В нише сидячий бивуак. От предыдущего бивуака 6—8 часов.

Из ниши по 10-метровой простой полке обойти карниз большой нависающей скалы и по крутым 60-метровым плитам, затем по крутому 50-метровому залитому льдом кулуару выйти на полочку. С полочки вверх по вертикальной 40—45-метровой трудной стенке (лесенки) на полку под карниз. Карниз обойти справа по 30-метровому узкому камину и подняться на маленькую площадку неявно выраженного скального гребешка.

С площадки 100—120 м влево-вверх по крутым, заглаженным, средней трудности, крупноблочным скалам на Юго-восточное ребро. Дальнейший путь на вершину Суган-Баши. От предыдущего бивуака 6—8 часов.

Спуск по Северо-восточному или Северо-западному гребню. Продолжительность маршрута 4—5 дней. Первопроходители использовали на восхождении шлямбурные крючья.