Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
suganskii_hrebet.doc
Скачиваний:
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
25.85 Mб
Скачать

Нахашбита Малая по Западному гребню (маршрут комбинированный и. Сужаева, 5а к/тр.)

От поляны “Нахашбита” (группа 4 человека) вверх по травянистому склону и осыпям правого берега потока ледника Малый Нахашбита до его языка. Далее подниматься по морене правее ледника, затем выйти на ледник и по левой стороне сильно разорванного пологого ледника подойти под седловину Суганского хребта — перевал Доппах, расположенный между массивом Доппах слева и Нахашбитой справа.

С ледника, преодолев бергшрунд, придерживаясь скал, подъем по некрутому 280—320-метровому ледово-снежному склону, затем по, возможно, заснеженным скалам средней трудности кулуара (“живые” камни) на площадку перевала Доппах. При подходе со склонов Доппаха и Нахашбиты возможен камнепад. От поляны “Нахашбита” 4—5 часов.

На перевале свернуть вправо и выйти на скалы Западного гребня вершины Малая Нахашбита. Отсюда по сильно разрушенным скалам 150—200-метрового Западного гребня подойти к мульде с озерцом, далее по острому разрушенному гребню выйти к основанию главной стены гребня. На площадке, не доходя до стены, исходный бивуак. От поляны “Нахашбита” 7—8 часов.

С гребня подъем 30 м по крутым разрушенным скалам выше средней трудности (“живые” камни), затем траверс вправо-вверх по осыпной наклонной 60—80-метровой полке к правой стороне большой скалы “Обелиск”. Правее “Обелиска” подниматься по монолитным, выше средней трудности, скалам сначала внутреннего угла, затем стенки и по узкой неудобной полке, обойдя справа нависающие скалы, выйти в ледово-снежный кулуар.

Траверсом вправо пересечь кулуар в его нижней части. Далее 80—100 м прямо вверх по кулуару или скалам средней трудности его правой стороны, затем 80—100 м вправо-вверх по крутым заглаженным плитам с малым количеством зацепок на площадку под вертикальной стенкой.

Под стенкой траверс 12—15 м по полке вправо до единственной широкой вертикальной трещины. По трещине 30 м прямо вверх (ключевое место маршрута, искусственные точки опоры, лесенки, вытаскивание рюкзаков) на площадку с хорошим выступом для страховки. С площадки по заснеженной полке пройти 90 м вправо-вверх к внутреннему углу. Отсюда вверх, по скалам средней трудности с хорошими зацепками 25-метрового внутреннего угла. Затем 90 м по уходящей влево-вверх заснеженной полке выйти на ледово-снежный склон. По правой стороне 90-метрового склона, затем по 80-метровой полке подняться на Южный гребень. Здесь поворот влево и по простым и средней трудности скалам Южного гребня или его правой стороны подъем 200—300 м на вершину Малая Нахашбита.

От площадки над ключевым местом можно по монолитным блочным скалам подняться 250—300 м вправо-вверх и по 5-метровой стенке с хорошими зацепками выйти на Южный гребень. Отсюда по простым и средней трудности скалам Южного гребня или его правой стороне подъем 400—500 м на вершину Малая Нахашбита. Под вершиной возможен бивуак. От бивуака на Западном гребне 10—12 часов.

Спуск по Восточному гребню с бивуаком на седловине. Продолжительность маршрута 3 дня.

Нахашбита, Малая по Восточному гребню с юга (маршрут комбинированный, 2б к/тр.)

От поляны “Нахашбита” (группа 4—8 человек) прямо вверх по травянистым склонам, затем осыпям и моренам вдоль небольшого потока Южный Нахашбита, вытекающего из-под одноименного ледника, до выхода на его конечную морену. Далее вправо-вверх под западные склоны Южного гребня вершины Главная Нахашбита, правее и выше языка ледника. От поляны “Нахашбита” 2 часа.

Здесь свернуть влево и по крутому ледово-снежному склону (страховка) выйти на ледник Южный Нахашбита. Далее подняться по центру ледника, обойдя трещины (или преодолев их по снежным мостам — страховка), до небольшого снежного плато. Плато пересечь влево-вверх и подойти к скальному мысу восточного склона Южного гребня Малой Нахашбиты. Отсюда подъем 400—500 м по крутому ледово-снежному взлету левой стороны ледника, придерживаясь скал Южного гребня (с гребня возможен камнепад), до большой треугольной скалы верхнего скального мыса Южного гребня. От скалы выйти на середину ледника и по крутому ледово-снежному склону, преодолевая трещины по мостам, подняться 350—400 м на середину седловины массива Нахашбита между его вершинами (крючьевая сграховка). На седловине (на север — карниз) свернуть влево и по широкому снежному гребню подойти к площадке под основанием Восточного гребня Малой Нахашбиты. От поляны “Нахашбита” 6—8 часов.

С площадки по простым разрушенным (“живые” камни) скалам пологого, в верхней части крутого (страховка) 200—300-метрового, местами заснеженного Восточного гребня подъем на вершину Малая Нахашбита. От площадок на седловине около 1 часа. Спуск по пути подъема до поляны “Нахашбита” 5—6 часов. Спуск с седловины из-за камнепадов и лавин совершать рано утром. Продолжительность маршрута 2 дня.