Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП ''Антикризисное управление''.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
509.44 Кб
Скачать

2.2. Особенности германского законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Процедуры банкротства в Германии регулируются целым рядом законодательных актов. Главным из них является Положение о несостоятельности (Insolvenzordnung), которое вступило в силу 1 января 1999 г. Рассмотрим сходства и отличия российского и германского законодательства о банкротстве.

Процедуры банкротства. ФЗ РФ подразделяет процедуры банкротства на наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение (ст. 27). Действующему законодательству Германии известны только три процедуры: единое производство по делу о банкротстве (Insolvenzverfahren ликвидация, реорганизация или санация должника), предоставление на утверждение суда плана преодоления несостоятельности (Insolvenzplan - как альтернатива законодательным положениям) и внесудебное примирение (aussergerichtlicher Vergleich - санация должника).

Основные термины и понятия действующих Положений Германии раскрываются согласно логике изложения правовых норм, а не концентрируются в одном месте, как в ст.2 ФЗ РФ. Кроме того, некоторые понятия, используемые российским и немецким законодателями, не совпадают. Кроме этого, в законодательстве России и Германии некоторые понятия трактуются по-разному.

Понятие «несостоятельность» прямо не раскрывается немецким законодателем. Толкование этого термина в ст.2 ФЗ РФ, как «несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство)», скорее соответствует описанию неплатежеспособности, содержащемуся в немецком праве. Признаки несостоятельности в Германии не ограничиваются неплатежеспособностью.

Под неплатежеспособностью в германских Положениях понимается длительное отсутствие денежных средств, при котором денежные обязательства должника, не могут быть исполнены в срок, по крайней мере, в значительной своей части (абз. 2 п. 17 Положения Германии о несостоятельности). Таким образом, немецкое законодательство не ставит вопрос об удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме (в отличие от ст. 2 ФЗ РФ) и не устанавливает определенные сроки неисполнения обязательств должником (в ст.3 ФЗ РФ такой срок равен 3 месяцам).

В германском законе о несостоятельности к «денежным обязательствам» относятся как частно-, так и публично-правовые требования. Поэтому в данное понятие включаются и требования федерации, земель, муниципальных и общинных образований, общественных объединений, церкви и пр. (п. 2 и 3 п. 51 Положения Германии о конкурсном производстве). Следовательно, обязательные платежи немецким законодателем специально не выделяются, как в ФЗ РФ (требования кредиторов по денежным обязательствам и уплата обязательных платежей). В связи с эти налоговые и другие органы в Германии относятся к понятию «кредитор», а не выделяются отдельно, как в РФ.

При этом при банкротстве, в отличие от российского, немецкий законодатель принимает во внимание не только денежные обязательства, но и иные имущественные требования. Например, требования на поставку товара. Такие требования при занесении в реестр подлежат пересчету в денежный эквивалент (п. 69 Положения Германии о конкурсном производстве).

В законах РФ и Германии предусмотрены разные основания для подачи заявления в суд и для отказа в его принятии. Важной особенностью немецкого законодательства здесь является неравноправность должника и кредитора. Так, при наличии угрозы наступления неплатежеспособности заявление может быть подано только должником.

Основания для отказа в принятии заявления в российском законодательстве включают маленький объем требований к должнику (п. 2 ст. 6 «требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику – гражданину – не менее десяти тысяч рублей» ФЗ РФ), вопрос о подведомственности дела (ст.33, ст.43) и если в отношении должника уже возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства. А в случае, если имущества должника не достаточно для покрытия судебных расходов, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника (п.1 и 3 ст.7). Положение Германии о несостоятельности указывает, что отказ может стать следствием отсутствия у лица права на обращение с заявлением в суд, несоблюдения оснований подачи заявления и недостаточности имущества должника для покрытия расходов производства по делу о банкротстве.

ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» содержит главу II «Предупреждение банкротства», которая предусматривает, что при появлении первых признаков банкротства до подачи заявления в суд учредители должника обязаны предпринять все меры по восстановлению его платежеспособности.

Немецкой же правовой доктриной сохранение действующих предприятий не рассматривалось в качестве самостоятельной цели при создании законодательства о банкротстве, которое устанавливает лишь правовые рамки для возможной санации должника. В результате меры по предупреждению банкротства в смысле положений главы II ФЗ РФ не входят в указанные Положения Германии.

Итак, рассмотрим процедуры банкротства.

Процедура Наблюдения в немецком законодательстве не является отдельной процедурой при банкротстве и как правовое понятие применяется в различных значениях. Например, управляющий действует под наблюдением суда (п. 58 Положения Германии о несостоятельности). Смысл германского термина «наблюдение» недостаточно точно соответствует логике ФЗ РФ, согласно которому указанная процедура, без сомнения, включает активные действия временного управляющего «в целях обеспечения сохранности имущества должника» /5/.

Также Российское законодательство относит к процедуре наблюдения созыв первого собрания кредиторов (ст.72 ФЗ РФ), на котором определяется дальнейшая судьба должника. Согласно ст. 75 арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении дальнейших процедур банкротства.

В немецком праве предусмотрен другой порядок: только после принятия судом Германии решения по заявлению устанавливаются сроки проведения двух первых собраний кредиторов.

В рамках процедуры единого производства о деле о банкротстве действующее законодательство Германии выделяет ликвидацию (как конкурсное производство) и санацию (как мировое соглашение).

Конкурсное производство в Германии, по сути, направлено на ликвидацию должника, что соответствует одноименному понятию действующего российского законодательства, несмотря на завуалированную формулировку ст.2 ФЗ РФ («в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов»).

Мировое соглашение в Германии подразумевает одну из трех процедур:

  • «принудительное» мировое соглашение в рамках конкурсного производства (Zwarngsverlagleiht; регулируется п. 173-201 Положения Германии о конкурсном производстве) – возникает, когда все кредиторы не могут договориться о способе ликвидации должника. Предпосылкой заключения «принудительного» мирового соглашения является предложение должника. Для его принятия необходимо согласие большинства кредиторов. «Принудительное» мировое соглашение подлежит утверждению судом, каковое является основанием для прекращения конкурсного производства;

  • мировое соглашение в процессе примирительного производства (Vergleichsverfahren; регулируется Положением Германии о мировых соглашениях). В этом случае целью заключения мирового соглашения является санация должника; правом подачи заявления об открытии примирительного производства обладает только должник. Как и при «принудительном» мировом соглашении, здесь предусматривается утверждение предложения должника кредиторами (п. 74 Положения о мировых соглашениях). Суд выносит решение в отношении открытия примирительного производства;

  • внесудебное мировое соглашение. Когда между должником и кредиторами достигается соглашение, направленное на санацию должника, без участия судебных органов.

При этом действующее немецкое законодательство рассматривает примирительное производство в качестве альтернативы конкурсному; поэтому заявление о достижении мирового соглашения не может быть подано в суд после открытия конкурсного производства (кроме «принудительного мирового соглашения»).

Процедура заключения мирового соглашения в Германии предусматривает, что арбитражный управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет об экономическом положении должника, внести предложения по поводу наиболее целесообразных путей удовлетворения требований кредиторов. На основании изданного отчета собрание кредиторов может поручить управляющему разработать план преодоления несостоятельности должника (п. 156). В случае принятия кредиторами такого плана в установленный срок и последующего согласия должника план представляется управляющим в суд. Немецкие суды активно участвуют в разработке плана, в том числе проводят его предварительную проверку.

В России мировое соглашение заключается между должником и кредитором на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, при достижении согласия между сторонами по удовлетворению обязательств.

Арбитражный суд РФ может лишь утвердить его или отказать в утверждении уже заключенного мирового соглашения (ст.125 ФЗ РФ) Мировое соглашение может быть утверждено только в случае погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди.

В немецком праве присутствуют ограничения иного порядка: на момент предоставления плана минимальный размер требований, подлежащих обязательному удовлетворению со стороны должника должен быть 35% или 40% при сроке погашения задолженности более 1 года.

Предъявление требований кредиторов. ФЗ РФ исходит из того факта, что кредиторы вправе предъявлять требования к должнику в любой момент в ходе соответствующей процедуры банкротства. При этом срок устанавливается только в отношении внесения записи управляющего в реестр требований кредиторов (не позднее 2 недель после получения требования). В отличие от этого суды Германии в решении об открытии производства фиксируют определенный срок для предъявления таких требований, который не может быть больше 3 месяцев (п. 28 Положения Германии о несостоятельности). Составление реестра (таблицы) требований кредиторов, согласно немецкому законодательству, должно быть завершено управляющим в течение первой трети интервала между датой истечения срока предъявления таких требований и датой собрания кредиторов, на котором реестр подлежит рассмотрению.

Очередность удовлетворения требований кредиторов. Немецкому законодательству известны так называемые требования из конкурсной массы (Masseverbindchkeiten расходы производства, требования по обязательствам, возникших в результате действий управляющих и пр.), подлежащие удовлетворению вне очереди, и требования кредиторов по делу о банкротстве. При этом важнейшей правовой новеллой Положения Германии о несостоятельности является устранение рангов «очередности» конкурсных требований (п. 61-62 Положения Германии о конкурсном производстве).

Согласно статистике с 2001 года в Германии наблюдался быстрый рост числа фирм-банкротов. Так из десяти крупнейших банкротств в Европе 2002 года семь пришлось на долю Германии. Однако, начиная с 2005 года можно проследить другую тенденцию: число корпоративных банкротств снизилось в Германии в апреле 2006 года на 24,1% в годовом исчислении до 2,596 случаев. С января по май 11,006 корпораций обратились в суд с просьбой защиты от кредиторов.

Это на 12,7% меньше, чем за аналогичный период 2005 года. В то же время, число частных лиц, объявивших о несостоятельности в апреле 2006 года, выросло на 19,3% до 6,607 человек, что на 41,6% выше показателя первых четырех месяцев 2005 года /16/.

Одним из наиболее известных примеров банкротства германских компаний является банкротство германского подразделения фирмы Siemens Mobile. Пружина ситуации начала раскручиваться в 2003 году, когда менеджмент компании принял ряд ошибочных решений. Этот производитель попытался избавиться от проблем, переложив эти проблемы на других. В первой половине 2005 года мобильное положение Siemens ухудшилось, компания теряла от 1.5 до 2 миллионов Евро в день, рыночная доля сократилась в мире до 5.4% к июню 2005 года (данные Strategy Analytics). Поэтому подразделение Siemens Mobile было выведено в отдельную бизнес-единицу (юридическое лицо) и передано компании BenQ. C 1 октября 2005 года компания BenQ Mobile начала свою операционную деятельность, получила доступ ко всему, чем владел Siemens Mobile. Однако такое объединение не помогло. Руководство Siemens Mobile просто не могло закрыть предприятие, так как в этом случае размеры компенсаций работникам компании были бы огромны. В Германии это около 4000 человек, а германские законы весьма строги. Руководство BenQ на пресс-конференции 28 сентября официально заявило о том, что намерено объявить немецкое подразделение банкротом. Оно обратилось к соответствующим германским законам. Государство ввело в компании внешнее управление /17/.