Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Журнал все вместе.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
1.68 Mб
Скачать

Логическая двойственность

Диалектика есть самоотрицание предмета своими противоположностями в целенаправленном самодвижении. Быть и не быть, одновременно: «…бытие и ничто суть противоположность во всей … непосредственности… Истину как бытия, так и ничто представляет собою единство их обоих, это единство есть становление» «(Гегель Г. Наука логики // Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М.: «Мысль», 1975. – Т.1. - С.222) «Всё есть становление» (Гегель Г. Наука Логики. – М.: «Мысль», 1970. – Т.1. – С.41).

То есть, всякий предмет, объективно, имеет логику движения, определяемую его самоотрицанием, характером противоположностей – двойственным характером. Предмет, одновременно, ничтожен отвлечением от себя для иного, абстрактен, и он же сугубо конкретен, но в себе и для себя. Особое значение этот факт имеет для понимания нашей хозяйственной жизни, в диалектической логике политэкономии.

Маркс определённо утверждал: «… самое лучшее в моей книге: 1) подчеркнутый уже в первой главе двойственный характер труда, смотря по тому, выражается ли он в потребительной или меновой стоимости (на этом основывается всё понимание фактов)…» (М.и Э. Соч. Т.31, с.277. Письма о «Капитале». Письмо Энгельсу, 24.8.1867). Таким образом, логика движения продукта абстрактно-конкретного труда в общественном обмене определяется отношением стоимости и потребительной стоимости этого продукта труда. Все факты общественного хозяйства и мира выражаются своей двойственностью.

Однако логика двойственного характера движения еще не является логикой собственно движения. Самоотрицание выступает лишь условием последовательных переходов, детерминаций, причинно-следственных связей. Но именно это, единственное, условие и существует, в качестве движителя, детерминированных самопреобразований.

Логическая триада

В настоящее время многими философами («правыми» и «левыми») большое внимание уделяется тройственному выражению форм действительности:

всеобщее, особенное, единичное;

тезис, антитезис, синтез;

качество, количество, мера;

причина, действие, результат;

потенциал, функция, продукт;

вступление, главная часть, заключение.

Также предлагается и много других троек, как классически выдержанных, так и субъективно уникальных, формальных и потому весьма сомнительных. Причём, всякая такая тройка имеет, как правило, авторскую трактовку, неоднозначно воспринимаемую при её доказательстве, или же, просто, постулируется. Кроме того, каждый элемент тройки часто выступает у этих авторов либо самостоятельной, корпоративной единицей, либо связанной с другими двумя простым взаимодействием, не образующим детерминирующего, «ступенчатого» преобразования из предыдущего элемента в последующий, что должно быть характерно для триады.

Гегелевское открытие человеческой логики выражено именно триадой форм её строения, что наиболее чётко представлено философом в следующем каноническом определении.

«Логическое по своей форме имеет три стороны: α) абстрактную или рассудочную, β) диалектическую или отрицательно-разумную, γ) спекулятивную или положительно-разумную.

Эти три стороны не составляют трёх частей логики, а суть моменты всякого логически реального, Т.е. всякого понятия или всего истинного вообще». (Гегель Г. Наука логики // Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - М.: «Мысль», 1975. – Т.1. - С.201-202).

Во всех разделах своего учения – о бытии, о сущности, о понятии – Гегель не отступает от триадного выражения форм логического восхождения.

Однако, поскольку гегелевская логическая система со времён Маркса и особенно в советско-апологетический период подверглась жесточайшему остракизму, как «идеалистическая» (а на «идеалистическом» Западе, вообще, забыта), постольку очень многим нынешним социальным исследователям гегелевские «спекуляции» не по нутру. В частности, и данная приведённая триадная гегелевская трактовка логического восхождения не находит практического применения в современной исследовательской (и философской) среде. Да и к вышеприведённым «тройкам» отношение весьма снисходительное, как к архаизмам. И (парадокс!) именно нюансы спекулятивной логики почти все философы понимают в качестве «диалектики» (см. ниже).

В то же время, иной логики, кроме формальной «алгебры логики» (см. Математическая энциклопедия. Гл. ред. И.М.Виноградов. Т.1 – М., «Советская энциклопедия», 1977), кстати, не способной выявить функциональную зависимость (в противовес, напр., аналоговому подходу), еще не открыто для практического использования.