Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пезешкиан. Психосоматика и позитивная психотера....doc
Скачиваний:
180
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
3.71 Mб
Скачать

9) Терапевтический подход

Здесь акцент сделан на мышлении и действиях врача; они определяют содер­жание процесса, который выражается в пятиступенчатой терапевтической стра­тегии. Она должна помочь терапевту найти в сфере психосоматической медицины среди овеществленного и инструментального ошибочного понимания болезни до­ступ к мыслимым возможностям решения и альтернативам. В основе мотивации также лежит необходимость создания стратегии конфликтцентрированной пси­хотерапии, которая была бы по возможности действенной и экономичной. Она под­разделяется на стадии наблюдения/дистанцирования, инвентаризации, ситуатив­ного ободрения, вербализации и расширения цели. Эти « 5 ступеней» — модель того, как могут использоваться различные психотерапевтические направления: психоа­налитические, глубиннопсихологические, поведенческие, групповые, суггестив­ные, медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения.

Для врача пятиступенчатая модель является направляющей, которая помо­гает ему структурировать лечение. Это и платформа, с которой он может наблю­дать лечебный процесс, и помощь в ориентировке, которой он может воспользо­ваться для корректировки своих собственных терапевтических намерений. С этой моделью он может двигаться в чужом ему мире пациента и его семьи, не рискуя заблудиться.

Пример лечения наглядно демонстрирует эту стратегию. При этом становит­ся понятным, как в зависимости от индивидуальных потребностей больного и его семьи и от образования и опыта врача могут применяться разные психотера­певтические методы, можно привлекать и других специалистов или коллег. В сво­ей практике я провожу глубиннопсихологическое и аналитическое индивидуаль­ное и групповое лечение. Такие мероприятия, как техники релаксации или пове­денчески ориентированные стратегии, проводятся моими сотрудниками или дру­гими специалистами в зависимости от состояния больного.

Чтобы дать читателю практические советы, некоторые описания клиничес­ких случаев представлены очень подробно (см. ч. II, гл.1 — нервная анорексия и булимия; гл. 4 — страх и депрессия; гл.5 — бронхиальная астма и гипервентиля­ционный синдром; гл.9 — сахарный диабет; гл. 17 — кардиофобия и функциональ­ные нарушения ритма; гл.26 — ревматический артрит и «ревматическое» пораже­ние мягких тканей). Остальные клинические примеры изложены в краткой фор­ме по тому же плану, так что читатель легко сможет восполнить терапевтическую стратегию при соответствующей картине заболевания. Одна история болезни опи­сана в I части (психический срыв — Krisenintervention), остальные 39 — во II час­ти (от нервной анорексии до лечения зубов).

Книга написана так, что она может быть использована для обучения и усовер­шенствования врачей. Кроме того, она может применяться в психологической практике, для консультирования пациентов.

10) Опросник

Этот перечень важнейших вопросов ориентирует терапевта, помогает на мо­дели четырех форм переработки конфликта донести до пациента целостное пони­мание описанной картины болезни. Здесь открываются новые возможности для мобилизации потенциала человека к самопомощи, так что терапевт с разных то­чек зрения «человечнее» влияет на пациента и его семью. Возможно, из этого по­явятся и новые перспективы отношения человека к себе и окружающим. Опрос­ник служит врачу и как документация его деятельности, которая сама по себе или в сочетании с терапевтическими данными может быть статистически обработана

(Peseschkian, Deidenbach, 1988). Диагностические ориентировочные вопросы долж­ны быть систематически «обработаны». Ответы могут при известных условиях оцениваться статистически; главной целью при этом все же является усовершен­ствование терапевтических подходов.

Каково будущее позитивной психотерапии?

Со времен выхода моей первой книги «Тень на солнечных часах: воспитание — самопомощь — психотерапия» (позднее «Психотерапия повседневной жизни», 1974) изложенные в ней в виде набросков размышления о целостной практичес­кой психотерапевтической и семейно-терапевтической системе развились и офор­мились как метод. Предлагаемый подход оценивался на 50 национальных и меж­дународных конгрессах и перепроверялся на 18 научных докладах (США, Фин­ляндия, Венгрия, Индия, Канада, Австралия, Иран, Бразилия, Советский Союз, Китай и др.). С 1969 г. я имею разрешение Объединения врачей и врачебной пала­ты земли Гессен (Hessen) на проведение глубиннопсихологической и аналитичес­кой психотерапии. С 1976 г. я занимаю должность доцента в Академии повыше­ния квалификации врачей при Врачебной палате земли Гессен и веду курс психо­терапии и психосоматики.

С сентября 1990 г. модель «Позитивная психотерапия и позитивная семей­ная психотерапия» была официально признана Врачебной палатой земли Гессен в качестве одного из методов психотерапии (так называемый вторичный метод). «Висбаденский курс повышения квалификации по психотерапии и семейной те­рапии — WIPF» рекомендован для повышения квалификации врачей всех специ­альностей и был претворен в жизнь. Кроме меня, по этой программе усовершенст­вования врачей работают следующие специалисты: профессор, Dr. med. S.Goeppert, Фрайбург, направления — медицинская психология, аналитическая групповая терапия; профессор, Dr. med. R.Battegay, Базель,— аналитическая групповая пси­хотерапия и самопознание; профессор, Dr. sc. med. H.Schulze, Берлин,— невроло­гия, психиатрия, психотерапия; Dr. med. CGartner-Huth, Элтвил,— неврология, психиатрия, психотерапия; Dr. med. F.Killing, Дармштадт, — терапия, психоте­рапия, психосоматика; Dr. med. G.Gerhardt, Майнц,— общая медицина, Балин-товские группы; Dr. med. A.Aziz, Аахен,— психотерапия, ведущий Балинтовских групп; Dr. med. H.Orth, Штейнбах,— терапия, психосоматика; Dr. med., дипло­мированный психолог D.Schon, Регенсбург,— неврология и психиатрия, психотерапия; Dr. phil., дипломированный психолог R.Bohrer, Висбаден,— пове­денческая терапия, клиническая психология; дипломированный психолог Н.Deidenbach, Висбаден,— поведенческая терапия, гипноз, релаксационные тех­ники.

Критика и взаимодействие

Традиционную медицину и психотерапию можно описать по трем критери­ям: а) психопатологический процесс, имеющий целью устранить заболевания, нарушения и конфликты; б) многообразие методов, которые часто похожи; в) пас­сивная позиция пациента. Позитивная психотерапия с ее тремя аспектами: пози­тивный процесс как реакция на психопатологию, содержательный процесс как медиатор для совместной работы различных специальных дисциплин, пятисту­пенчатая модель самопомощи и терапии для активизации пациента, — стремится расширить традиционный подход. В понятие самопомощи входит решение кон­кретных проблем:

  • Как я обращаюсь со своим депрессивным или шизоидным партнером?

  • Как я веду себя по отношению к моему тревожному ребенку?

  • Как я веду себя по отношению к моему несправедливому шефу? и др.

В моей книге «Позитивная психотерапия» я представил различные терапев­тические процедуры (психоанализ, поведенческая терапия, индивидуальная пси­хология, аналитическая психология, логотерапия, недирективная психотерапия, гештальттерапия и т.д.), возможности их интерпретации и пути взаимодействия между разными специальными направлениями.

С самого начала моей работы в 1969 г. у коллег постоянно появлялись крити­ческие замечания. Среди прочих они часто касались трех аспектов: