Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
139_7e66b10019bc7a8.docx
Скачиваний:
126
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
1.73 Mб
Скачать

Глава 24. Население. Занятость. Рынок труда. Безработица

sssasassssssssasssssssBS^

Население как фактор развития национального хозяйства

Проблемам воспроизводства населения в отечественных учебниках по по­литической экономии почти не уделялось внимания. В основном в них рас­сматривались вопросы воспроизводства рабочей силы как одного из факторов процесса производства. В научно-исследовательской литературе начиная с 1959-1960 гг., большое внимание уделяется анализу дефицита трудовых ре­сурсов. Однако статистические данные о трудовых ресурсах оставались за­крытыми, что не способствовало повышению уровня научных разработок этой проблемы. Такое отношение к исследованию проблемы объяснялось невос­требованностью практикой: и в данной области хозяйствования центральное правительство принимало, как правило, волевые решения.

Западная экономическая наука и учебная литература относятся к пробле­ме народонаселения с большей заинтересованностью. Это вызвано потреб­ностями развитой рыночной экономики. Количество, структура населения оказывают влияние на потребительский спрос, определяют стратегию госу­дарства на рынке труда, инвестиционную и социальную политику. Переход России к рыночной экономике обязывает экономическую науку изменить отношение к исследованию проблем воспроизводства населения как в целом по стране, так и в региональном аспекте.

Экономическая наука рассматривает население как важнейший фактор экономического и социального развития и одновременно как объект подоб­ного развития. Такой подход является отражением реальности: население — единственный источник трудовых ресурсов страны, забота о воспроизводст­ве которых составляет одну из основных функций любого государства. Чем полнее и достовернее статистика о численности и структуре населения стра­ны, тем более практически полезными могут быть рекомендации экономи­стов в определении государственной политики занятости, инвестиций, пере­распределения доходов и т.д.

Учитывая практическую значимость изменения численности населения и его структуры, почти все экономически развитые страны предпринимают по­пытки планировать демографические процессы. Как показал опыт этих стран, успех планирования зависит от точности диагноза причин изменения числен­ности населения, качества и своевременности переписей, от использования математических методов в моделировании поведения населения, от учета ключевых факторов — биологических, культурных, социальных и экономиче­ских, влияющих на его динамику. Однако моделирование само по себе не мо­жет вскрыть поведенческие факторы подобной динамики, без чего, равно как и без учета воздействия окружающей среды, нельзя проводить реалистиче-

435

скую демографическую политику. Существует и обратная связь: население — ключевой фактор экономического и социального планирования на всех его этапах и уровнях— международном, национальном, региональном. Однако прогнозы народонаселения, как правило, не подтверждались жизнью.

В связи с этим исследования причин и последствий роста населения и дискуссии о них принимают все более глобальный характер. Внимание к данной проблеме особенно усилилось во второй половине XX в. Это объяс­нялось угрозой истощения природных ресурсов в связи с повышением тем­пов экономического роста в большинстве стран мира и ускоряющимся при­ростом населения земного шара. Эта проблема стала предметом рассмотрения на всемирных конференциях по народонаселению в Риме (1954), Бухаресте (1974) и Мехико (1984), в ходе которых предпринимались попытки определить политические средства улучшения управления ростом населения и ресурсами в интересах человечества.

В 60-70-е годы наблюдался «неомальтузианский страх» перед последст­виями быстрого роста населения, особенно в развивающихся странах, и рос­та личного потребления в промышленно развитых странах. Эта тревога на­шла отражение в докладах Римского клуба. Особенно мрачными были прогнозы относительно быстрого увеличения численности населения разви­вающихся стран и угрожающего им наступления голода.

Однако в последнее десятилетие демографическая ситуация изменилась: появилась тенденция к снижению уровня рождаемости, а следовательно, и замедлению темпов прироста населения.

В настоящее время выявлены и действуют несколько закономерностей в изменении динамики роста населения и его структуры, с которыми прихо­дится считаться при выработке экономической стратегии на национальном уровне.

Во-первых, отмечается замедление темпов естественного прироста насе­ления по мере повышения социально-экономического уровня развития стра­ны. Поскольку уровень экономического развития страны определяется мно­жеством взаимосвязанных факторов, то и динамика прироста населения находится под влиянием не меньшего их количества. К числу главных фак­торов, воздействующих на этот процесс, следует отнести переоценку ценно­стей, обусловленную ростом доходов населения, повышением культурного уровня населения, улучшением здравоохранения, сознательным регулирова­нием рождения детей в семье. В этом же направлении действует увеличение занятости женщин в общественном производстве в экономически развитых странах, чему способствовало повышение образовательного уровня женщин, создание новых рабочих мест в сфере социальных услуг, устранение дис­криминации в оплате их труда. В качестве инструментов реализации прав женщины на трудовую деятельность явились принятые в развитых странах соответствующие законы и строгое их соблюдение.

Во-вторых, наибольшее снижение темпов рождаемости и естественного прироста населения во всем мире произошло за счет развивающихся стран. Основная причина появления такой тенденции состоит в повсеместном

436

стремлении стран с наивысшим уровнем рождаемости реализовать планиро­вание семьи как составную часть национальной социально-экономической политики.

Правительства и общественность в данных странах отказались от макро-социальной модели, отрицающей специальный демографический контроль и основывающейся на предположении, что экономические и социальные из­менения в стране должны сами по себе приводить к изменению в численно­сти населения. К 90-м годам враждебность к программам планирования се­мьи, преобладавшая среди лидеров развивающихся стран, ослабла. Контроль за рождаемостью стал рассматриваться как часть политики, направленной на улучшение здравоохранения, социального обеспечения, образования.

В развивающихся странах в эти годы реализуются две модели воздействия на сокращение численности семьи. «Инструментальная» модель рассматрива­ет все население с позиций его способностей регулировать семью и преду­сматривает совокупность внешних мер воздействия на этот процесс. Модель «неповиновения» концентрирует внимание на отклоняющихся группах (под­ростки, пауперы и др.), в отношении которых используются самые различные методы — психологические, экономические (стимулы и принуждение) и т.д.

В результате последние 10-15 лет оцениваются специалистами как исто­рический поворотный момент в мировом демографическом развитии, харак­теризующемся сокращением темпов прироста населения мира. Особенно эффективной политика регулирования рождаемости была в Китае и странах Южной Америки.

В-третьих, произошла переоценка значимости численности населения в экономическом развитии страны. Как следует из анализа экономического развития стран с высоким естественным приростом населения, бедность час­тично объясняется неадекватным использованием человеческих и техноло­гических ресурсов. Рост населения, считают специалисты, не обязательно является препятствием для развития. Производительные способности людей как созидателей богатства недооценивались. «Давление» населения может способствовать экономическому росту и социальным переменам. Об этом свидетельствует опыт новых индустриальных стран, Китая и др.

В-четвертых, в экономически развитых странах явно обнаружилась тен­денция к падению рождаемости и естественного прироста населения. Для стран Западной Европы характерно колебание в динамике народонаселения начиная с 20-х годов. Падение прироста населения во время Второй мировой войны сменилось послевоенным «бэбибумом» и с середины 50-х годов даль­нейшим его повышением благодаря политике стимулирования рождаемости. С конца же 60-х годов в этих странах наблюдаются падение рождаемости, тенденция к нулевому росту населения, а в некоторых из них смертность превышает рождаемость, т.е. наблюдается абсолютное сокращение населе­ния (Германия, Австрия, Болгария, Венгрия, Дания и др.).

В-пятых, все экономически развитые страны, и в первую очередь евро­пейские, переживают процесс постарения населения, который в течение ближайших десятилетий будет усиливаться. По оценке специалистов, к

437

2025 г. четверть населения европейских стран составят лица в возрасте 65 лет и старше. Устойчиво повышается средний возраст населения. Это выра­жается в том, что экономически активное население становится все более пожилым, а среди лиц старше 65 лет растет доля лиц преклонного возраста. Падение естественного прироста населения и его постарение имеют далеко идущие последствия для экономического роста и эффективности производ­ства, пренебрегать которыми было бы большой ошибкой. Прежде всего при­ходится учитывать, что вслед за этими процессами следует снижение темпов (а в некоторых странах абсолютное уменьшение) экономической активности населения. При такой ситуации перспективы экономического роста в стра­нах с высоким естественным приростом населения и трудовых ресурсов бо­лее обнадеживающие, чем в европейских странах.

Старение населения повышает экономическую нагрузку на относительно сокращающееся активное население. Такая ситуация (при неизменных соци­ально-экономических условиях) может привести к конфликтам между поко­лениями, отсюда необходимость их предвидения и поисков средств для пре­дотвращения.

Среди последствий старения экономически активного населения запад­ные исследователи выделяют снижение способности к освоению новых про­фессий и приспособлению к новым технологиям (с точка зрения эффектив­ности производства, старение оказывает отрицательное воздействие, по­скольку со временем величина заработной платы растет, а производитель­ность труда с возрастом падает). Исследователи в связи с этим делают дале­ко идущие выводы об утрате конкурентоспособности предприятий и целых стран, вызванной старением экономически активного населения.

Указанными тенденциями нельзя пренебрегать, но не надо и драматизиро­вать их. Что касается конфликта поколений, то каждое последующее в целом более образованно чем предыдущее и с большей полнотой осознает преемст­венность поколений. Старение населения сопутствует странам с повышаю­щимся уровнем экономического развития, а это значит, что они располагают более производительной и экономически эффективной экономикой.

Производителям потребительских товаров и услуг с постарением населе­ния приходится считаться безоговорочно: каждый возраст имеет особенно­сти в структуре потребления.

Отмеченные здесь тенденции в динамике и структуре народонаселения свойственны в большей или меньшей мере всем экономически развитым и развивающимся странам. Это не исключает различий в протекании данных процессов. Поэтому для выработки экономически и социально эффективной политики необходимо объективное и всестороннее исследование всех аспек­тов динамики и структуры населения каждой страны. Более того, эта про­блема должна изучаться по регионам и социальным группам. Например, ста­рение, присущее всем экономически развитым странам, неодинаково в них по времени, уровню, темпам протекания и т.д. Франция сейчас — наиболее «старая» страна (14% ее населения составляют лица старше 65 лет; в 1900 г. их было 8%). Япония, недавно относившаяся к «молодым» странам (с 5%

438

пожилых в 1960 г.), сегодня в результате резкого снижения рождаемости ис­пытывает стремительное старение населения.

Исследование изменений, происходящих в динамике и структуре населе­ния по странам мира за длительный период, позволило выявить закономер­ную тенденцию, названную демографическим переходом, или демографиче­ской трансформацией.

Демографический переход — это период, в течение которого темпы рож­даемости снижаются до простого воспроизводства населения. Как показывает анализ, все развитые страны прошли для достижения указанного результата три стадии в изменении демографической ситуации в стране. Первая стадия — в течение многих веков современные развитые страны имели неизменное или очень медленно растущее население, что было следствием высокой рождаемо­сти и не менее высокой смертности (болезни, эпидемии, войны). Вторая ста­дия — повышение уровня экономического развития, приведшее к улучшению здравоохранения, питания, снижению смертности и увеличению продолжи­тельности жизни с 40 до 60 лет. Но рождаемость на этой стадии оставалась высокой. В результате значительное превышение рождаемости над смертно­стью привело к резкому увеличению населения по сравнению с прошлыми ве­ками. Однако наступила третья стадия — снижение рождаемости как резуль­тат повышения уровня социально-экономического развития. Это привело к сближению показателей рождаемости и смертности.

Несмотря на объективный характер демографической трансформации, экономисты до сих пор придерживаются двух противоположных взглядов в оценке роста населения на социально-экономическое развитие. Сторонники необходимости сокращения темпов роста населения доказывают наличие отрицательных последствий роста населения на экономическое, социальное, экологическое развитие в мире. В защиту своей позиции они приводят бед­ность, недоедание, плохое здоровье в странах с быстрым увеличением насе­ления. Сторонники этой позиции представляют взаимосвязь бедности и рос­та населения в виде «порочного круга».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]