Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в философию_2005_верно.doc
Скачиваний:
94
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Техника и этика. Информационный терроризм

При анализе данной проблемы следует внимательно изучить работу доктора философских наук, профессора Поликарпов В.С., доктора философских наук, профессора Поликарпова В.А. в работе «Этика и технология в начале XXI века».

«На протяжении последних десятилетий в специальной литературе идет обсуждение этических проблем использования компьютерных технологий в деятельности человека34. Понятно, что компьютерные технологии влияет не только на функционирование экономики, но и на духовную жизнь. Какое же воздействие оказывает она на человеческое сознание и мораль? Может ли переложить человек ответственность за совершаемые действия и принимаемые решения на компьютеры? Каким этическим оценкам подлежит компьютеризированная деятельность? Все эти вопросы требуют этического и философского осмысления. Традиционная точка зрения исходит из того, «что компьютеры представляют собой рабочее средство, созданное человеком, дабы преодолеть границы своего интеллекта, т.е. чтобы расширить человеческие возможности и лучше овладеть и управлять объективными процессами»35. Эта позиция подкрепляется следующей аргументацией, исходящей из значимости роли человека в общественной практики, где первостепенную важность имеют процессы принятия решений. Некоторые звенья этих процессов человек может реализовывать благодаря применению интеллектуальных систем, когда подлежащие решению ситуации поддаются программной реализации. К ним относятся сравнительно простые ситуации, хорошо описывающиеся математическими моделями, что позволяет делегировать принятие решений компьютерам. За человеком в этом случае остаются лишь творческие функции, однако в сложных ситуациях такое программирование невозможно.

Человек работает с компьютером в диалоговом, интерактивном режиме, и наиболее эффективны в этом случае экспертные системы. Используя алгоритм и исторический опыт экспертов в различных областях, можно вырабатывать эффективные решения за относительно короткое время. Так как не все ситуации допускают алгоритмическое решение, особенно ситуации уникальные, сугубо индивидуальные, постольку модели компьютерных решений оказываются ограниченными. Следовательно, человек должен сам принимать решения и нести за них ответственность, в том числе и моральную ответственность. Ведь моральные поступки и оценки не поддаются оптимизации и формализации, ибо они связаны с категориями добра и зла, идеологии, социальных и личностных отношений, в которых оценки, воля, эмоции, противоречия между субъектом и объектом и т.д. постоянно меняются, приводятся в соответствие с меняющимися целями. Таким образом, ответственность за решение в этих ситуациях остается прерогативой человека: «О моральной ответственности субъекта или коллектива речь идет тогда, когда реализуются осознанные или неосознанные духовные ценности»36. Так как компьютеры не оперируют подобными категориями, то на них нельзя возложить моральную ответственность. К тому же компьютерные программы, насчитывающие десятки тысяч строк, с технической точки зрения, не могут быть надежными и хорошо контролируемыми. Технические катастрофы последних десятилетий свидетельствуют, что передача ответственности технике не оправдана и чревата тяжелыми последствиями…

Поскольку научно технический прогресс привел к появлению информационного общества, в котором информация является главным фактором управления современным миром и основным инструментом власти, постольку информация является основным источником воздействия на политику. Поэтому очень часто террористические акты имеют политическую окраску, ибо при их помощи пытаются «восстановить справедливость», выдвигая политические требования (политический информационный терроризм). Объектом террористического акта может быть и личность, и общество, и целое государство, и другие социальные объекты системы. В этом случае информационный терроризм квалифицируется как социальный терроризм. Разумеется, в зависимости от того, что берётся за критерий, информационный терроризм можно классифицировать по разному.

В теории и мировой практике известны три основных вида информационного терроризма: «внутренний - соответствующие действия граждан против соотечественников на территории одного государства; транснациональный - соответствующие действия граждан одного государства против соотечественников на территории иностранного государства; международный - соответствующие действия групп граждан, единых или смешанных по национальному составу, против любых лиц на территории различных стран»37. Международный информационный терроризм является глобальной угрозой для государств с развитой информационной инфраструктурой. Благодаря всеобщей компьютеризации можно парализовать работу практически всех социальных объектов; тому же, что является самым страшным, получить доступ к воздействию на военные объекты, ибо это может привести к необратимым последствиям. В тех случаях, когда информационное оружие прямо или опосредованно используют во вред психики человека (или социальной группе), то речь можно вести об информационно - психологическом терроризме.

Внутренней структурой информационного терроризма является сам процесс его протекания, то есть совокупность устойчивых связей, обеспечивающих сохранение и функционирование его основных элементов. Успех деятельности террористов во многом определяется эффективностью взаимодействия этих элементов. Среди них можно выделить:

1) организационно-управленческую деятельность: руководство и планирование операции; обучение и переподготовка террористов; изучение опыта деятельности других террористов; установление и поддержание связей с партийными, общественными и государственными структурами;

2) деятельность по подготовке и материально-техническому обеспечению; подбор, создание и охрана мест укрытия;

3) информационно-разведывательную деятельность; вербовка членов организации;

4) непосредственное исполнение операции.

Внутренняя структура информационного терроризма почти зеркально отражает внутреннюю структуру обычной части специального назначения .Это

свидетельствует о большой опасности и значительных трудностях борьбы с данным явлением.

Информационный терроризм имеет внешнюю структуру, которая «служит формой, «оболочкой» этого явления и характеризует главное - условия и причины его возникновения и развития»38. Первым элементом является субъект террористической деятельности – физическое лицо, организация физических лиц, при этом уровень их «сплоченности» может быть различным. Индивиды могут быть связаны с государством, то есть состоять на государственной службе в специальных подразделениях, или действовать под руководством и контролем государства, по его заданию – это государственный информационный терроризм. Отдельные группы лиц могут выступать самостоятельно – организованный информационный терроризм. Но на практике в информационной сфере встречаются террористы-одиночки, способные действовать на свой страх и риск – так называемый «аффективный терроризм»39. Вторым элементом является мотив террористической деятельности, то есть потребность в различных преобразованиях. Он может отражать интересы отдельных индивидов, организаций, социальных слоев и государства в целом. В основе мотивов могут лежать политические, идеологические, социальные или экономические противоречия. Вместе с тем мотивы на практике чаще всего бывают более сложными, например, социально-политическими, социально-экономическими, и т. д.

Третьим элементом является конечная цель: во-первых, изменение порядка функционирования объекта посягательства: дезорганизация работы и управления; срыв мероприятий, имеющих важное значение; во-вторых, осуществление выгодных террористам тех или иных действий (или бездействия), получение различных уступок; в-третьих, морально-психологическое подавление или ослабление «противника»: возникновение паники; дестабилизация социальной обстановки; в-четвертых, месть за негативную реакцию, агрессивные действия противоборствующей стороны путем привлечения внимания общественности к сути конфликта. Четвертым элементом является арсенал средств, употребляемых террористами. Сейчас они используют компьютерные вирусы «общего и специального назначения, адаптированные к работе в конкретных электронных компьютерных сетях по определённым протоколам (программы, проникающие извне и разрушающие систему)»; логические бомбы – «недокументированный аппаратный набор (микросхема, чип и т. д.), тайно внедряемый в компьютер на этапе заводской сборки, который при активизации парализует работу компьютера»; электронные шпионы «общего и специального назначения, адаптированные к работе конкретных электронных компьютерных сетях по определённым протоколам (программы, проникающие извне и производящие незаметный для пользователя сбор служебной системной и непосредственно личной информации)»40 и др. Как ни парадоксально, но прогресс в науке и технике только помогает увеличению разнообразия их арсенала.

Из каких бы высоких морально-этических целей что-то не создавалось всегда может найтись «злой гений», который повернет это открытие против людей, руководствуясь личными интересами. Практика свидетельствует, что «в выборе средств реализации преступных замыслов для террористов не существует никаких ограничений – ни материальных, ни моральных»41. Пятым элементом является такой объект террористической деятельности, как общественные отношения: с этим объектом тесно связан предмет информационного терроризма, то есть «его собственная материальная сущность»42. Это значит, что информационный терроризм наносит удар прежде всего по сути человека, ядром которой является совокупность этических ценностей и принципов, по отношению между индивидами, скрепляемых эфемерными этическими связями. Именно эти эфемерные этические связи обеспечивают выживаемость социума и его нормальное функционирование. Информационный терроризм стремится к уничтожению этих этических связей, что означает распад социума и исчезновение самого человека. Это связано с сущностью самого современного терроризма, которая квалифицируется следующим образом: «Терроризм сегодня – это глобальные интересы производителей и торговцев наркотиками и оружием, его цель – установление контроля за потоками того и другого плюс иногда попытка взять под контроль энергетические ресурсы. В конечном счете это опять борьба за власть, но не за публичную, а за реальную. Терроризм сегодня борется не за чье-либо счастье, как утверждали когда-то его вдохновители, а за безнаказанность зла»43. Использование современным терроризмом информационных технологий для достижения своих аморальных целей вполне логично, ибо общество нам Западе уже стало информационным, в России оно становится таковым.

Информационный терроризм использует достаточно эффективно и современные телекоммуникационные технологии, воплощенные прежде всего в Интернете. Резкая интенсификация коммуникационных процессов вследствие широкомасштабного использования компьютерных технологий привела к образованию принципиально новых каналов влияния на социально -политическое и экономическое развитие общества. С появлением Интернета возникла новая, универсальная интерактивная информационная среда. Интернет обычно характеризуют как глобальную информационно -компьютерную сеть, однако, правильнее было бы рассматривать его как частный случай глобальных кибернетических систем: «В отличие от компьютерной информационной сети, которая выступает лишь транслятором данных, кибернетическая система способна оказывать активное воздействие на процессы, протекающие во внешней (внесистемной ) среде»44. Ведь Интернет не только служит пространством для разнонаправленных информационных потоков, но и создаёт возможности дистанционного управления объектами, в том числе материальными, обладает определённой внутренней структурой, элементами самоорганизации, интегрирует в себя аппаратные средства, системы коммуникации, людей (пользователей, операторов) и информацию. Иначе говоря, потенциал Интернета как инструмента управления глобальными и локальными процессами гораздо выше, чем может показаться на первый взгляд».