Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тихомиров Учебник 1940.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
1.39 Mб
Скачать

§ 2. Мемуарная литература первой половины XVIII в.

 

Подлинная мемуарная литература появляется в России только в XVIII в., хотя и от более раннего времени остались кое - какие записки (например, автобиография протопопа Аввакума, записки Сильвестра Медведева и др.). Почти все воспоминания и дневники XVIII в. были составлены представителями господствующего помещичьего класса, — главным образом, дворянами. Лишь в конце XVIII в. появляются записки разночинцев из мелкого чиновничьего круга.

К эпохе Петра I относятся записки Желябужского и Неплюева. Иван Афанасьевич Желябужский принадлежал к кругу московского дворянства средней руки. При царях Петре и Иоанне он дослужился до окольничего. В своих «Дневных записках» он дает краткий обзор событий за 1682—1709 гг., начиная со смерти царя Федора Алексеевича и кончая Полтавской битвой.

 

Время правления Софьи описано Желябужским очень кратко, однако с привлечением некоторых архивных материалов. Более подробным становится рассказ с 1694 г., оставаясь таким еплоть до 1700 г. Эта часть записок Желябужского особенно интересна. Здесь записаны многочисленные случаи казней, расправы и сыска, связанные с заговорами против Петра I. Таково повествование о стрелецком восстании 1698 г. По словам Желябужского, «и в Преображенском те стрельцы распрашиваны порознь... А всех было 20 застенков, и в тех разных застенках было у всякого застенку бояре, и окольничие, и думные дворяне». Некоторые заметки ясно указывают на большую осведомленность Желябужского в делах, например: «В том же году [1698] пытан Микифор Ширнов Рыленин... в государственном великом доводном деле, а то дело в Розряду у подьячего Василья Юдина». Желябужский пишет бесстрастным эпическим слогом, перемежая рассказ о казнях чисто бытовыми заметками: «и на тот богоявленьев день был дождь, и капели великия, и лужи». Менее интересны записки Желябужского за 1700—1709 гг. (главным образом, краткие заметки о военных действиях против шведов).

 

Младшим современником Желябужского был Ив. Ив. Неплюев. В 1716 г. он, был послан за границу для ученья и, по-видимому, вел краткий дневник своего пребывания в Западной Европе (за 1716—1720 гг.), вошедший в состав его записок. По возвращении на родину Неплюев должен был выдержать экзамен у самого Петра. В 1748 г. Неплюев был сделан начальником Оренбургской экспедиции. Его краткие записки об управлении Оренбургским краем во многом интересны, в особенности его рассказ о башкирском восстании Батырши в 1755 г., которое Неплюев подавлял. В частности он сумел поссорить

 

[223]

 

башкир с казахами и натравить последних на восставших башкир. В царской грамоте к киргизскому (казахскому) хану «милует ея величество, т. е. жалует киргизцев женами, и дочерьми, и имением перебежавших к ним башкирцев». Казахи делали такие насилия в Башкирии, что вызвали вооруженный отпор со стороны башкир. «Сие происшествие положило таковую вражду между теми народами, что Россия навсегда от согласия их может быть безопасна», — утверждает Неплюев. В 1758 г. он покинул Оренбург. Остальная часть записок Неплюева, доведенная до 1773 г. (год его смерти), уже менее интересна.

Для истории Украины интересны дневники Николая Денисовича Ханенко. Он был участником украинской депутации, посланной просить Разумовского быть гетманом. Ханенко принадлежал к украинской старшине и уже в 1722 г. был в Москве вместе с гетманом Скоропадским.

По своим бытовым подробностям для истории Украины интересен дневник генерального подскарбия Як. Марковича, охватывающий 1716—1768 гг.

От второй четверти XVIII в. осталось незначительное количество записок. Однако и для этого времени, непосредственно следовавшего за временем Петра I, мы имеем ряд ценных мемуарных сочинений. К их числу принадлежат записки Манштейна. Бестужев-Рюмин называет их «драгоценнейшим» источником, но почему-то относит к запискам иностранцев. Манштейн (1711 —1757) был сыном одного из иностранцев, приехавших в Россию при Петре I. «Пробыв большую часть моей жизни в России, — говорит он, — я успел достаточно познакомиться с обычаями этой страны, выучиться русскому языку и быть свидетелем многих интересных событий». Составленную им на французском языке рукопись Манштейн начал писать в конце 1740 г. Свой рассказ он ведет с царствования Петра II, довольно подробно описывает падение Меншикова и говорит о времени Анны Иоанновны. Для ее царствования и регентства Бирона, а позже — Анны Леопольдовны записки Маыштейна являются особенно ценными. Они охватывают время с 1727 по 1744 г. Манштейн был вместе с фельдмаршалом Минихом в турецких походах и принимал личное участие в свержении Бирона.

 

Интереснейшим памятником мемуарной литературы XVIII в. являются записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой. Княгиня Долгорукая (род. в 1714 г.) была дочерью фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. В начале 1730 г. она вышла замуж за фаворита Петра II, известного князя Ивана Алексеевича Долгорукого, несмотря на возражения родных, предвидевших скорую опалу Долгоруких. Действительно, новобрачные вскоре были сосланы в Березов, а в 1738 г. Долгорукий был отвезен в Новгород и через год мучительно казнен (колесован). После смерти мужа Долгорукая воспитывала своих детей, а в 1758 г. постриглась в одном из киевских монастырей (ум. в 1771 г.).

Краткие записки Долгорукой написаны в 1767 г. Долгорукая вначале рассказывает о своем детстве, встрече с женихом, обручении и браке. Далее следует рассказ о ссылке в деревню, под Касимов, а оттуда в Бе –

 

[224]

 

резов. Записки Долгорукой привлекают задушевностью тона, но отличаются крайним пристрастием. Во фрагменте записок Долгорукая восхваляет своего мужа («я не постыжусь описать его добродетели, потому что я не лгу»). Между тем Иван Долгорукий был одной из отвратительнейших фигур среди фаворитов XVIII в. Ссылка и гонение на фамилию Долгоруких рассматриваются в записках как личное дело Анны Ивановны и фаворита (Бирона): «он старался наш род истребить, чтобы его на свете не было, по той злобе, что когда ее выбирали на престол, то между прочими пунктами написано было, чтобы онаго фаворита... в наше государство не ввозить».

Дополнением к указанным выше сочинениям являются записки графа Эрнста Миниха - сыиа, которые он написал во время ссылки. Миних - сын не играл большой роли, но хорошо был осведомлен в ряде политических вопросов. В его записках имеются интересные подробности о дворе Анны Иоанновны и времени регентства Анны Леопольдовны. Миних - отец, фельдмаршал, также оставил краткую записку «О способе правления в России».