Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология труда. Курс лекций.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
860.67 Кб
Скачать

Это интересно!

Алексей Капитонович Гастев (1882-1938), видный деятель нотовского движения в Советской России, организатор и директор Центрального института труда (1920-1938), член Совета по научной организации труда при НК РКИ СССР, участник революционного движения (член РСДРП с 1901г.), пролетарский поэт. Окончил городское училище и технические курсы в Суздале, поступил в Московский учительский институт, откуда был исключен за политическую деятельность, неоднократно подвергался арестам и ссылкам, до 1917 г. находился на нелегальном положении. В этот период эмигрировал во Францию, где учился в Высшей школе социальных наук (Париж) и работал на заводах.

В 1917 – 1918 гг. А.К. Гастев – секретарь Союза металлистов Петрограда, управляющий предприятием, журналист. Назначен председателем комитета стандартизации при Совете труда и обороны (1932 г.), ответственный редактор журналов «Организация труда», «Установка рабочей силы», «Вестник стандартизации». В 1938 г. – репрессирован, погиб, в 1957 г. – реабилитирован.

Фигура А.К. Гастева интересна как пример человека, искренне воодушевленного пролетарской революцией, каждую минуту своей жизни искавшего способ быть полезным трудовому народу своей родины.

А.К. Гастев считал, что трудящимся необходимы идолы, нужна новая форма религии, взамен утраты веры в христианского бога. Религия необходима как способ объединения пролетариата, способ сделать жизнь осмысленной, ибо в основной своей массе рабочий класс – люди малограмотные или совсем неграмотные, они не смогут сразу освоить непростые истины марксизма. Так, например, в стихотворении «Чудеса работы» (1918) описаны ощущения работников, которые, приходя на завод, в котельный цех, воспринимают его как храм, а процесс труда – как переживание чуда.

Инженерный поход к производству квалифицированных кадров сочетался у Гастева с поэтическим отношением к труду, человеку труда. Модель работающего человека для Гастева – это не просто живая машина, это самая совершенная из возможных машин, машина, способная к самосовершенствованию, обладающая замечательным регулятором – мозгом. Вот несколько примеров лозунгов Гастева, обращенных к рабочим, написанных в жанре белого стиха:

«Знающий, но не умеющий – это механизм без двигателя»;

«Научись хорошо исполнять – будешь хорошо распоряжаться»;

«В машине-орудии – все рассчитано и подогнано. Будем так же рассчитывать и живую машину – человека».

Психология труда в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны изучение процессов труда проходило по следующим направлениям:

1. Использование психологии в маскировочной технике. Для сокрытия от врага важных объектов во время войны использовались материалы психологических исследований, накопленные в этой области еще в 20–30-е гг. Так, к работам этого направления относится цикл исследований, проведенных в 20–30-е гг. в Высшей школе военной маскировки под руководством Б.М. Теплова, а также сотрудниками руководимой им лаборатории зрительных восприятий маскировочного отдела Военно-инженерного испытательного полигона РККА. Результата исследований отражены в публикациях Б.М. Теплова: «Психология как основа для маскировочной техники» (1926); «Белый халат» (1927); «Исследование защитных свойств фона, условий погоды и освещения» (1927); «Задачи и методы работы в области изыскания защитных цветов» (1928).

2. Проблемы повышения зрительной и слуховой чувствительности бойцов. В книге К.Х. Кекчеева «Психофизиология маскировки и разведки» (1942) обобщаются данные психологических исследований по всем видам чувствительности, даются конкретные рекомендации для ее повышения и методы борьбы с различными негативными явлениями, обсуждаются вопросы контрастной чувствительности и разрешающей способности глаза, стереовосприятия, восприятия движений, цвета, особенности зрительного восприятия в условиях низкой освещенности, вопросы слухового восприятия, осязательно-двигательного, лабиринтного и обонятельного. К.Х. Кекчеев ставит задачу раскрыть значение человеческого фактора в боевых условиях, хотя бы только в сфере восприятия, и наметить пути его лучшего использования.

По рекомендациям К.Х. Кекчеева, опиравшимся на работы Л.А. Орбели, С.В. Кравкова, Д.Е. Розенблюма и др., оказалось возможным увеличить на 50-100% чувствительность зрения (ночного) и слуха на срок до 1,5 – 2 часов. Метод сенсибилизации органов чувств изложен в книге Кекчеева «Ночное зрение» (1942).

3. Значению личностных, морально-волевых качеств бойцов и командиров были посвящены публикации Н.Д. Левитова «Воля и характер бойца» (Военный вестник, 1944); Н.А. Коновалова «Роль эмоций в боевом действии» (Военный вестник, 1944); М.П. Феофанова «Воспитание смелости и мужества» (Советсая педагогика, 1941); С. Сарычева и Ф. Спиридоновой «К вопросу о воспитании боевой выносливости» (1944). К этому циклу работ относится и исследование Б.М. Теплова «Ум и воля военачальника» (Военная мысль, 1943).

4. Психологи внесли существенный вклад в подготовку военных летчиков. Примером может служить работа группы психологов под руководством И.Н. Шпильрейна, исследовавшей процесс летного обучения в школе военных летчиков. (1934).

5. Психология восстановительной трудотерапии после операций. Психология труда использовалась, прежде всего, в качестве обоснования системы восстановительной трудотерапии при ранениях верхних конечностей. В частности, здесь нашли применение психологические знания о трудовых действиях, принципах регуляции трудовых движений. Методика трудотерапии, предложенная С.Г. Геллерштейн, оказалась достаточно эффективной, положительный результат достигался в 80 % случаев.

Психологи труда помогали инвалидам войны в трудоустройстве: проводили консультирование по подбору подходящей (с учетом дефекта трудоспособности) профессии, давали рекомендации для профессионального обучения, помогали в трудоустройстве.

Использование труда как метода лечения, восстановления функций и социальной реадаптации при ических заболеваниях было начато также еще в 30-е гг. Так, В.Н. Мясищев рассматривал работоспособность личности как один из важных критериев ее психического здоровья. Личностный подход был реализован в практической психологической помощи людям, страдавшим нервно-психическими расстройствами в годы войны, перенесшим трагедию ленинградской блокады.