
- •1. Художественный образ: специфика и функции
- •2.Эстетические свойства литературы и искусства
- •3. Литература и искусство как формы познания действительности.
- •4. Литература как вид искусства; другие разновидности искусства.
- •5. Место литературы и искусства в системе культуры.
- •6. Национальная специфика литературы; роль литературы в социально-исторической жизни нации.
- •7. Взаимоотношение между литературой, мифологией и фольклором.
- •8. Миф, его специфика и функции. Мифы древней греции и рима. Их роль в развитии европейской литературы.
- •9. Основные этапы развития мировой литературы.
- •10. Литературное направление, течение, школа.
- •11. Литературные роды и жанры.
- •12. Мифологическая основа «иллиады» и «одиссеи» гомера; переход от мифа к эпопее.
- •13. Античная трагедия и комедия: их происхождение, специфика художественного конфликта и героев, катарсис, организация театральных представлений (эсхил, софокл, эврипид, аристофан)
- •14. Литература, живопись и архитектура западноевропейского средневековья.
- •15. Литература киевской руси: система жанров, проблематика, взаимодействие с другими видами искусства.
- •16. «Слово о полку игореве»: историческая основа и художественный мир.
- •17. Концепция человека и художественные формы его изображения в лирике, новеллистике и
- •18. «Смеховой мир» романов эпохи возрождения («гаргантюа и пантагрюэль» рабле)
- •19. Театр в. Шекспира: специфика художественного конфликта и героев, этико-философская
- •20. Эстетика барокко и его особенности в западноевропейской, украинской и русской литературе.
- •21. Теоретические основы классицизма: взаимовсязь с философией, система жанров, поэтика.
3. Литература и искусство как формы познания действительности.
Советская энциклопедия всемирной литературе в своем подходе к данному вопросу исходит из общности природы литературы и науки, откуда и следует общность характера их познаний. Полнота или ущербность, достоверность или лживость научного знания определяются на каждом данном этапе развития науки положением класса, творящего данную науку. Из фактов различного изображения художниками одного и того же социального явления, одного и того же общественного типа идеалистами неоднократно делался вывод, что литература имеет лишь очень небольшое значение для объективного познания мира. Любое художественное произведение всегда имеет совершенно объективное значение для познания идеологии той социальной группы, бытием которой творчество данного писателя предопределено.
Невозможно оспорить тот факт, что любое произведение подпадает так или иначе под влияние какой-либо идеологии, однако попробуем разобраться, где же находится механизм познавания в литературном произведении и как он работает.
Литературное произведение существует только в процессе: или создание, или восприятие. Выпадение из этого процесса превращает ; в литературный факт музейного бытия.
Любой образ литературы является процессуальным. Есть образы, которые не претендуют на развитие: портрет, пейзаж - образные.
Но есть и образы, которые невозможны без динамики. Элементы сюжета и композиции являются составляющими, которые или раскрываю образ, или заменяют его.
Раскрытие апеллирует к определенным явлениям известным не до конца (заинтересованность читателя). Раскрытие образов неявных для внутренней замены несущественны, так как образы закончены, стационарные. Процессуальность касается только познавательного сюжета.
Заинтриговать реципиента, создать возникновение познавательной интриги - является главным заданием литературного художественного произведения. Любое объективное событие имеет в себе то, что может быть раскрыто интересно. Иногда ценность события лежит на поверхности, однако часто она скрыта внутри. Настоящее литературное произведение способно заинтересовать читателя обычными событиями. События в художественном произведении получают совсем новое качество, стают элементом новой системы, нового организма, где совсем другие правила внутреннего распорядка в отличии от объективного мира. Потенциал разных событий разный, однако момент отбора явлений жизни, раскрытие их потенциала - дело только литературы, и зависит исключительно от мастерства и таланта автора. И статические, и динамические образы только напоминают объективную реальность и принадлежат к реальности искусства. Образы, связи между ними, процессы разворачиваются сообразно законам искусства, а не объективной реальности. Литературный образ, как и произведение в целом, всегда является фикцией в понятии его отношении к реальности: и фантастика, и наиболее последовательный реализм - суть лишь фикция. Реализм же заключается не в приближении к реальности, а в создании параллельной реальности, в реальности гуманной интерпретации мира. Такая интерпретация мира проявляется на всех уровнях образной структуры произведения. Эта интерпретация вырастает из концепции автора, которая кореллирует с культурными стереотипами времени. В ее основе - образ мира - синкретическое культурное образование, которое лишь частично принадлежит автору. Он не придумывает его, а познает его в социальной практике, а со временем придает этому метаобразу форму познавательного сюжета, разворачивает в конкретике своих произведений. Представление про абсолютную миссию человеческой жизни иерархия ценностей, понятия красоты, любви, судьбы, дружбы, власти, страха, стыда, ненависти, предательства, святости, греха - составляющие этого метаобраза - определяют фундаментальную «физику» художественного хронотопа. Таким образом, архетипы, архаические психологические комплексы, являют собой матрицы для создания художественных образов и произведений. Каждый из этих архетипов является атомарной частичкой космоса литературы.
Таким образом, каждое художественное произведение является распространителем моделей мировосприятия и матриц культурной 1 исторической специфики, характерных для определенной эпохи, которые являются ценными в его познавательном плане.
Литература:
7. Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные термины и понятия. -М, 2004.
8. Введение в литературоведение: Хрестоматия / под ред П. А. Николаева. - Москва, 1988.
9. История всемирной литературы: В 9т. Москва, 1983. - Т 6.
10. Теорія літератури / за ред Олександра Галича. - Київ: "Либщь", 2001