Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика.doc
Скачиваний:
107
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
4.29 Mб
Скачать

1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в ссср 89

одной из наиболее острых проблем методологического вооружения психологи­ческой науки»1.

Любопытно, что работающий совсем в иных социальных условиях американ­ский психолог О. Брим, анализируя причины негативных установок по отноше­нию к тестам в США, указал на две основных, но собственно к науке отношения не имеющих. Первая — личностные особенности критиков-противников, среди которых преобладают лица авторитарного типа, противящиеся любым социаль­ным переменам и, как правило, принадлежащие к правым политическим форми­рованиям. Вторая причина усматривается в системе социальных ценностей обще­ства. Залогом позитивного отношения к тестам является одобрение обществом принципа конкуренции между его членами, принципа, в соответствии с которым ведущие роли должны быть отданы наиболее талантливым людям.

Ущерб, нанесенный психологической науке разгромом психотехники и борь­бой с «педологическими извращениями», огромен и сопоставим, пожалуй, лишь с теми потерями, которые понесли биология и кибернетика. В 1930-е гг. были лик­видированы те направления исследований, которые являлись связующими звень­ями психологии с практикой.

О психологических тестах советские психологи старались забыть как о страш­ном сне. Судьбы многих психологов, работающих в педологии и психотехнике и бесследно исчезнувших в годы репрессий середины 1930-х гг., становятся извест­ными только сегодня. Многие ученые были уничтожены. Трагическим примером может служить судьба И. Н. Шпильрейна, психотехнические исследования кото­рого были посвящены изучению профессий, научной организации труда, разра­ботке методик отбора для Красной армии. В 1935 г. он был арестован по обвине­нию в антисоветской деятельности, а в декабре 1937 г. — расстрелян.

В предвоенный период (1935-1941) и более чем два послевоенных десятиле­тия советская психология всячески избегает всего того, что связано-с индивиду­ально-психологическими различиями и их измерением2.

В 1960—1970-е гг. в советской психологии, в противовес зарубежной, развива­ется так называемый «качественный подход», реализуемый прежде всего в диаг­ностике умственного развития. Такой подход предполагает изучение способно­стей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способ­ности к овладению которой исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной для решения сравнительно узкого крута задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, т. е. неприспо­собленности к запросам практики, не могла заменить тесты.

Можно достаточно точно указать на время возрождения тестологических (пси­ходиагностических) исследований в советской психологии. В марте 1969 г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была призна-

Петровский А. В. История советской психологии. — М.: Просвещение, 1967. — С. 156. Разгром психологии был продолжен на Павловской сессии 1950 г., сохранившей о себе недобрую память в среде психологов. В начале 1950-х гг. советская психология, в основном замкнувшись на внутренних проблемах, даже не пыталась искать какие-либо точки соприкосновения с пронизанной идеологией общественной практикой; существовала как подавленная физиологией схоластично-академическая дисциплина, представленная чуть более чем шестью сотнями ученых.

на одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуж­давшейся во внимании со стороны исследователей. И, хотя этому предшествовали публикации ведущих советских ученых1, доказывающих принципиальную несо­стоятельность буржуазных тестов и призывающих разрабатывать диагностиче­ские методики на основе марксистских принципов, большинством психологов ре­шение ЦС ОП СССР было воспринято как долгожданное официальное «разре­шение на тесты».

В период, предшествовавший «разрешению на тесты», звучали не только голо­са тех, кто доказывал их несостоятельность. Следует отметить особо вклад Ленин­градской психологической школы в становление советской психодиагностики. Во многом благодаря инициативе со стороны Б. Г. Ананьева, признанного лидера ле­нинградских психологов, тесты начинают занимать полноправное место в психо­логических исследованиях. Осуществлявшийся под руководством Ананьева гран­диозный проект комплексного исследования человека потребовал привлечения тестов интеллекта, личностных опросников и других малоизвестных тогдашним психологам диагностических инструментов. Не оставался в стороне и основанный Бехтеревым Ленинградский психоневрологический институт. Благодаря работам психологов и психиатров этого научного учреждения, психологическая обще­ственность страны получила возможность познакомиться не только со многими зарубежными методиками, но и с первыми клинико-психологическими исследо­ваниями, проведенными с их помощью.

Говоря об этом времени, хотелось бы обратить внимание на то, что с самого начала именно задача развития психодиагностики, а не, предположим, психоло­гического тестирования или тестологии, ставилась перед советскими учеными. Трудно ответить на вопрос о причине использования именно этого термина. Мож­но предположить, что одной из причин была его «созвучность» с качественным анализом, сравнительно с чужеродными, количественно ориентированными и долгое время опасными тестированием, тестологией. Свою роль, очевидно, сыг­рал и его величество случай. Следом за СССР термин «психодиагностика» вхо­дит в употребление в ряде тогдашних социалистических стран.

Возвращение тестов происходит на фоне дискуссий о предмете марксистской психодиагностики, ее месте в системе психологического знания, принципах и ме­тодах, об отношении к зарубежному опыту. Впрочем, порой ставится вопрос и о це­лесообразности существования этого направления исследований. В этих дискус­сиях значительное место отводилось обсуждению роли тестов в психологических исследованиях. Это связано с тем, что в сознании нескольких поколений психо­логов слово «тест» связывалось с прилагательными «буржуазный» и «порочный»; в лучшем случае указывалось на «слепоту» диагностических методик, подавля­ющее большинство которых «не имеет под собой прочно обоснованной научной базы» (Б. М. Теплов, 1960, 1963).

Критика тестов, их диагностических возможностей нередко проводилась с по­зиций борьбы с «педологическими извращениями», была эмоционально предвзя-

1 Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А, А. О диагностических методах психологического исследова­ния школьников // Советская педагогика. — 1968. — № 7.