Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Попова А.В. - Международное частное право (Завт....doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
1.24 Mб
Скачать

6.2. Коллизионные вопросы права собственности

В законодательстве многих государств проводится различие между правом на недвижимое и движимое имущество. В отношении недвижимости зако­нодательство, судебная практика и доктрина государств придерживаются принципа, согласно которому право собственности на недвижимость регу­лируется законом места нахождения вещи (lex rei sitae). Этот закон опре­деляет содержание права собственности на недвижимость, а также форму и условия перехода права собственности на недвижимость (особенно жестко он проводится по отношению к земельным участкам).

Более сложным является положение с движимым имуществом. К нему обычно относятся права требования, ценные бумаги, транспортные сред­ства, личные вещи и т. д. В отношении этой категории имущества в различ­ных государствах по-разному решается вопрос о значении принципа места нахождения вещи, хоть и в отношении режима движимого имущества ука­занный режим имеет решающее значение.

Во-первых, считается общепризнанным, что если в каком-либо государ­стве вещь правомерно перешла по законам этого государства в собствен­ность определенного лица, то при изменении места нахождения вещи право собственности на данную вещь сохраняется за ее собственником. Таким образом, признается право на вещь, приобретенную за границей.

Подобная схема регулирования вопросов права собственности существует в России, где в отношении как движимого, так и недвижимого имущества исходным является коллизионный принцип lex rei sitae. «Право собствен­ности на имущество, — указывается в п. 1 ст. 1206 ГК РФ, — определяется по праву страны, где это имущество находится. Право собственности на имуще­ство, подлежащее внесению в государственные реестры, определяется по праву страны, где транспортное средство внесено в реестр». Российское за­конодательство также исходит из того, что право собственности на вещь, возникшее по закону места ее нахождения, по общему правилу, не прекра­щается в результате ее последующего перемещения в государство, в котором подобный способ приобретения права собственности законодательством не предусмотрен.

Во-вторых, обычно признается, что объем прав собственника определя­ется законом места нахождения вещи. Из этого следует, что при перемеще­нии вещи из одного государство в другое соответственно изменяется и со­держание прав собственника. При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное государство. Право собственности на вещь, приобретенную иностранцем на своей роди­не, признается, но содержание этого права будет определяться не законом страны его гражданства, а законом места нахождения вещи.

В доктринах МЧП существуют различные точки зрения на то, какой закон регулирует переход права собственности, если вещь приобретается не в том государстве, где она находится. В одних странах доктрина выска­зывается в пользу применения закона места нахождения вещи (например, Франция), в других предпочтение отдается в пользу применения личного закона собственника вещи (например, Великобритания и США).

Таким образом, lex rei sitae (закон места нахождения вещи) определяет, какие вообще вещи могут быть объектом права собственности, а также объем и содержание прав и обязанностей собственника и чаще всего воз­никновение, переход и прекращение права собственности.

Вопросы перехода права собственности и риска случайной гибели вещи имеют особое значение в международной купле-продаже товаров. Проб­лема здесь заключается в том, что законодательство различных стран по- разному определяет момент такого перехода.

В правовых системах одних государств в данном случае используется принцип римского частного права, в соответствии с которым риск переходит с продавца на покупателя в момент заключения контракта, независимо от того, приобретает ли покупатель в этот момент право собственности на проданный товар (Швейцария, Голландия, Япония, некоторые страны Ла­тинской Америки).

Нормативные правовые акты других стран мира, включая Россию, связывают момент перехода риска непосредственно с моментом перехода права собственности.

Момент перехода права собственности и момент перехода риска явля­ются различными гражданско-правовыми категориями. Первое имеет прямое отношение к вещным правам, второе — к обязательственным пра­воотношениям. По этой причине и коллизионные проблемы, возника­ющие в связи с данными категориями, будут разрешаться на основе раз­личных коллизионных норм.

Особые сложности в международной деловой практике вызывают слу­чаи, когда предметом сделки выступает товар, находящийся в пути (res in transitu).

В международном частном праве существует несколько привязок, по­зволяющих продавцу и покупателю определить применимое право для урегулирования их взаимоотношений по переходу права собственности в подобных Случаях: закон страны места назначения вещи, закон страны места отправления вещц, закон промежуточного пункта, закон флага транспортного средства и т. п. Согласно российской доктрине право соб­ственности на имущество, находящееся в пути по внешнеэкономической сделке, определяется по праву страны, из которой это имущество отправ­лено, если иное не установлено соглашением сторон.

Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяется согласно ГК РФ по праву страны, где имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо пре­кращения права собственности и иных вещных прав, если иное не преду­смотрено федеральным законодательством.

Возникновение права собственности и иных вещных прав вследствие приобретательской давности определяется правом страны, где имуще­ство находилось в момент окончания срока приобретательской давно­сти.

К праву собственности и иным вещным правам на транспортные сред­ства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космиче­ские объекты, подлежащие государственной регистрации, и к защите этих прав применяется право страны, где эти средства, суда и объекты внесены в государственный реестр (в отношении имущества, внесенного в госу­дарственный реестр в РФ, применяется российское право).

Коллизионные вопросы отношений, вытекающих из права собствен­ности, регулируются также в отдельных международных соглашениях. Среди них наиболее известной является Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движи­мых материальных вещей, 1958 г.