Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История педагогики, лекции.doc
Скачиваний:
272
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
798.21 Кб
Скачать

74.03

Е60

Курс лекций по дисциплине «История педагогики»

Кафедра педагогики

Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет»

Автор: Емельянова М.В., зав. кафедрой педагогики, к.п.н., доцент

Содержание

Тема 15. Развитие педагогической теории в России 60-90-х годов. 87

Тема 1. Введение в историю педагогики

  1. История педагогики как учебный предмет и ее значение.

  2. Деление истории педагогики на периоды.

Литература.

  1. А.Н.Джуринский История педагогики. – М., 2000.

  2. Д.И.Латышина История педагогики. – М., 1998.

  1. Историческое развитие человечества представляет собой постепенный переход от бессознательного состояния к сознательному, от подчинения внешней природе – к полной свободе духа, стремящегося к идеям истины, добра и красоты.

История педагогики рассматривается в контексте всемирной, к которой она относится как часть к своему целому. Специальная задача ее – показать, каким образом понимаема была на протяжении веков идея воспитания теоретически и насколько она была осуществляема практически. История педагогики раскрывает критическую деятельность человеческого разума в области воспитания, образования, обучения.

Изучение истории педагогики помогает представить картину воспитания у разных народов от младенческого периода, когда все исходит от семейного авторитета, а позднее от принципов, установленных общиной до юношеского, когда воспитанием начинает заниматься государство, и периоды мужской зрелости, когда воспитание исходит из свободно выработаны, сознательно принятых истин как о цели, так и средствах ее достижения.

Из сущности истории педагогики вытекаете значение. Осмысливая прошлое, мы лучше можем представить себе воспитательный процесс, исторический опыт – основание для педагогического искусства. История педагогики – это школа педагогической науки. Она представляет нам самую совершенную, самую объективную и научную часть педагогики, в которой нет личных пристрастий, ибо все, о чем нам предстоит говорить , прошло испытание времени и признано лучшим.

2.История педагогики имеет свои периоды развития.

1 период – дохристианское воспитание.

Высшее признание человека в этот период ограничивалось гражданственностью в своем государстве.

Воспитание в дохристианский период подразделяется:

а) субстанциональное воспитание восточных народов, у которых отдельная личность исчезает в общем и воспитывается именно с целью уничтожения;

б) индивидуальное воспитание древнеклассических народов – греков, римлян. Вместо восточной общности в воспитании уже выступает индивидуальность, но в пределах государственности. Идеалам воспитания у греков была прекрасная личность, а у римлян – практическая личность.

в) теократическое воспитание израильского народа, где отдельный человек входит в своего Бога и теряется своим бытием в своем Боге, закон и воля которого служат основанием его воспитания.

2.Христианское воспитание (период гуманного развития человечества и гуманного воспитания).

Этот период делится:

а) на историю педагогики до возрождения наук, когда сначала залагались те основы, которые дало христианство для воспитания, и вознесло монашество, а потом, благодаря рыцарству и развитию городской жизни, воспитание стало высвобождаться от католицизма и схоластики.

б) на историю педагогики после возрождения наук, со времени Реформации, начавшей борьбу с ортодоксально-иезуитским взглядом на воспитание.

3. период – Период общечеловеческого воспитания, которым было воодушевлено все прошлое столетие и которое переняло в христианстве гуманное воспитание нашего времени.

Т.1. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

1. Происхождение воспитания.

2. Зарождение приемов и организационных форм воспитания.

3. Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытного строя.

    1. При рассмотрении вопроса о происхождении воспитания в историко-педагогической литературе длительное время была традиционна критика таких концепций происхождения воспитания, как эволюционно-биологическая (Симпсон, Летурно), сближающуюся воспитательную деятельность людей первобытного общества с наблюдаемой у высших животных инстинктивной заботой о своем потомстве, и психологическая (Монро), объясняющая происхождение воспитания присущим детям, инстинктивно-бессознательным стремлением подражать взрослым.

Эта критика справедлива, ибо нельзя согласиться с теми исследованиями, которые полагают, будто различие между животным и человеком может быть сведено к положительным характеристикам. Они рассуждают так: если человек делает и использует орудия труда, то и у некоторых животных мог потом наблюдать такое самое. Люди строят жилищи, плотины, и бобры создают нечто подобное. В таких рассуждениях теряются качественные отличия человека от животного мира. Данные подходы не вскрывают социально-исторической обусловленности происхождения воспитания. А именно это и является основой происхождения воспитания.

Около 3 млн. лет тому назад из животного мира – отряда приматов – отпочковалась ветвь гоминид (семейство отряда приматов). Она послужила исходной формой эволюции предков человека – австралопитека и древних ископаемых людей – архантропов и палеоантропов. Шаг за шагом на протяжении миллионов лет происходили преобразования присущей инстинктивной заботы родителей о потомстве и присущего потомству инстинкта следования механизму передачи социального наследования культуры предыдущих поколений. Эту динамику можно проследить на этапе палеолитического развития человека. В пределах Евроазиатского региона первобытные люди появились в раннем палеолите (около 700 тыс. лет назад). Первые зачатки трудовой деятельности человека обнаруживаются в нижнем палеолите. К этому же периоду относят и появление примитивной членораздельной речи. В общинах палеоантропов совершенствовались способы изготовления орудий труда, охоты, другие виды коллективно-групповой деятельности. Эволюция хозяйственной деятельности вела к улучшению общих условий жизни. Все это в исторической перспективе подготавливало возникновение условий для зарождения воспитания.

Расширение опыта орудийной деятельности порождало потребность в его сохранении и продолжении. В результате детей стали привлекать к трудовой деятельности вместе со взрослыми (поддержание огня, приготовление пищи, сбор кореньев и плодов, участие в ловле рыбы и т.д.). Улучшалась жизнь – увеличивалась рождаемость. В условиях роста рождаемости происходили качественные изменения в заботе старших поколений о подрастающих детях. Воспитание детей становится коллективным делом, а передатчиками традиций и опыта жизни выступают представители старшего поколения. Безусловно, еще нет специально организованного воспитательного процесса, тем не менее совместный труд взрослых и детей приобретал со стороны старших обучающее направленный характер. При этом следует заметить, что воспитательные отношения с момента возникновения базировались на активности и самостоятельности детей.

Так начался процесс зарождения собственно человеческих форм воспитания с целью передачи не только опыта хозяйственной деятельности, но и воспроизводства необходимого типа личности, соответствовавшего условиям жизни.

    1. Примитивное воспитание в первобытных общинах набирало силу. Оно было равным для каждого, имея целью подготовку всех без исключения к основным видам передовой деятельности. Однако специально организованное воспитание по-прежнему отсутствовало. Субъектом воспитания выступала вся родовая община.

Забота о физической закалке детей, передача опыта трудовой деятельности были первоочередными. Но помимо этого дети включались в ритуальные обряды, т.е. в систему магических действий. Характерны в этом отношении игрушки – талисманы, фигурки животных и т.д. Ритуально – образцовая форма воспитания осуществлялась при помощи таких примитивных приемов, как подражание повадкам животного – тотема, пример поведения предка– героя и инсценировки предстоящей охоты, рыбалки и т.д.

Взаимоотношения всех членов родового коллектива были основаны на равенстве, групповой солидарности, взаимопомощи. Все эти качества составляли непреложный закон и регулятор поведения. Формирование соответствующих норм поведения у детей являлось примером заботы всего сообщества. С этой целью применялись специальные средства обучающе–воспитательного характера: участие в ритуальных церемониях, праздниках, танцах, применялись различные запреты – табу, устрашения, одобрения, порицание, предупреждение. Функцию своеобразного средства воспитания выполнял и устное народное творчество – песни, мифы, легенды, сказания и т.д.

Большую роль в развитии воспитания сыграла семья. Возникновение дуального брака способствовало зарождению домашне–семейной формы воспитания. Семья стала новым фактором воспитания и заботы о детях.

Девочки воспитывались матерью, ее сестрами, другими женщинами, мальчики – братьями со стороны матери. К 5 годам мальчики выходили из-под влияния семьи и воспитывались в общине, в группах сверстников. Это были первые импульсы институционализации воспитания. В этих условиях появилась первая в истории человечества форма воспитания и обучения, известная под названием инициации – совершение магических таинств – ритуальных обрядов посвящения, признания совершеннолетия и перевода юношей и девушек в класс взрослых. Инициации состояли из серии разнообразных испытаний, которые предварялись специальной подготовкой.

Они стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию учебно–воспитательного процесса. Инициацию проходили все подростки, достигшие 10–15 – летнего возраста. Подготовка к инициации осуществлялась в специальных домах, лагерях молодежи – мужские и женские. На время проведения инициации эти дома превращались в своего рода прообразы школ.

Программа обучения в этих домах включала определенный объем знаний и практических умений. Из мальчиков готовили земледельцев, охотников, рыболовов, воинов. Программа обучения для девочек включала знания и умения по домоводству, ткачеству, гончарному делу, плетению и т.д. Предусматривалась и физическая, ритуальная и социально–нравственная подготовка. В центрах подготовки молодежь учила наизусть наставления о ведении хозяйства, родовые предания, мифы, песни, изучали обряды, ритуальные танцы, закаливали волю и характер. В практике проведения инициаций складывались приемы обучающей деятельности. Главным приемом было повторение. Для запоминания использовали болевые ощущения (щипок, укол, удар). Система инициаций привела к тому, что в родовых общинах постепенно выделялись категории лиц, посвятивших себя обучению подрастающего поколения.

    1. Постепенная интенсификация хозяйственной деятельности сопровождалась разделением труда. В родовой общине стали складываться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникала торговля. Это все создавало прибавочный продукт. На его основе в общинах зарождались предпосылки частной собственности и последующего неравенства. В результате внутри инициационной системы начали появляться специализированные знания, к которым не все имели доступ. К этим интеллектуальным знаниям допускались лишь дети родоплеменной знати. В таких инициационных учреждениях шло обучение будущих военачальников, жрецов, врачевателей и т.д. Это были закрытые школы.

Итак, в результате совершенствования производства усложняется содержание воспитания, складываются его организационные формы. Помимо практических знаний и умений дети постепенно начинают получать специальные, необходимые в разных сферах жизни. Возникают предпосылки для возникновения школы. Воспитание постепенно выделяется в самостоятельную область социальной практики.

Литература.

1. Алексеев В.П. Становление человечества – М., 1984.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.