Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник по Социологии Политики.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
3.52 Mб
Скачать

6.3. Влияние ценностей на политическую жизнь

Анализ полученного в упомянутом выше исследовании ФОМ [Клямкин 1993, 44] распределения частот выбора респондентами отдельных слов, обозначающих ценности, показывает, что полити­ческие и неполитические ценности образуют блоки на каждом уровне значимости: 50, 40, 30, 20, 10% (рис. 19).

Рис. 19. Ценности российского общества. Всероссийский опрос Фонда «Общественное мнение», 1993 г.

Считается, что к наиболее значимым относятся те ценности, которые выбрали 50 и более процентов опрошенных. На первом Уровне значимости (от 56 до 46%) соседствуют законность и семья, на втором (45—36%) — порядок и достаток, на третьем (35—26%) — свобода и любовь, на четвертом (25—16%) — демократия и дом, на пятом (15—6%) — равенство и собственность. Мы видим, что пер­вые три места в представлении россиян о счастливой жизни зани­мают: семья, достаток и любовь, а также законность, порядок и свобода.

[123]

Межрегиональный опрос, проведенный Научно-исследователь­ским институтом комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Санкт-Петербургского госуниверситета осенью 1995 г. [Сикевин З.В. Расколотое сознание (этносоциологические очерки). СПб., 1996. С. 68], выявил сопоставимые уровни согласия рес­пондентов с некоторыми альтернативными суждениями «этатического» (государственнического) и «либерального» характера: «Инте­ресы государства выше интересов отдельного человека» (46%) и «Интересы отдельного человека выше интересов государства» (54%). 3. В. Сикевич отмечает, что «подобные позиции абсолютно в равной мере отличают всех участников опроса независимо от половой принадлежности, возраста, уровня образования и место­жительства» [Там же, 73].

Внутренняя раздвоенность сознания различных социально-де­мографических групп населения современной России обусловлена не только концентрацией преобладающей части жизненных ресур­сов в руках административного аппарата и зависимостью рядовых граждан от него, но и фактическим совпадением частных и госу­дарственных интересов не только у малообеспеченного и бедного большинства, но и у состоятельного и богатого меньшинства насе­ления России. Российская молодая буржуазия («новые русские») так же нуждается в поддержке государства, как и люди, не имею­щие в собственности ничего, кроме личного имущества. Однако единство взглядов различных классов российского общества разру­шается, когда заходит речь о том, кто и как будет управлять госу­дарством.

Сторонники и противники прихода к власти коммунистов прак­тически одинаково (85,5 и 81,3% соответственно) согласны с тем, что «государство должно заботиться обо всех своих гражданах», од­нако в вопросе о соотношении интересов государства и личности они занимают зеркально противоположные позиции. Если среди сторонников коммунистов за приоритет интересов государства вы­сказались 63%, а за приоритет интересов личности — 37%, то среди противников — 34,9 и 65,1% соответственно. Таким обра­зом, если терминальные ценности (цель политики государства) в сознании большинства населения совпадают, то инструментальные ценности (средства реализации политики) противостоят друг другу.

От ценностных приоритетов людей зависит их голосование на выборах. Кластерный анализ политических ценностей и предпо­чтений (голосования за партии на парламентских выборах 1999 г.) свидетельствует о том, что они вместе образуют обособленные друг от друга группы (пучки) признаков (рис. 20).

[124]

На дендрограмме видны два отделенных в геометрическом пространстве кластера (сверху вниз): 1-й кластер включает пере­менные: «справедливость», «порядок» и «голосование за КПРФ»; во 2-й кластер входят переменные: «свобода», «права человека», «голосование за «Единство» и «голосование за СПС». Таким об­разом, голосование за кандидатов от левой партии (КПРФ) свя­зано с ориентацией на порядок и справедливость, а голосование за кандидатов от правой (СПС) и правоцентристской («Единст­во») партий сочетается с ориентацией на свободу и права челове­ка. Это вполне соответствует современным российским представ­лениям о ценностных основах деления политических группировок на левые и правые.

В качестве подтверждения зависимости между ценностями и идейно-политической позицией людей можно привести данные исследования, проведенного РНИСиНП в конце 1995 г. В этом исследовании ценностные ориентации изучались с помощью суж­дений, выражающих цели развития страны: «обеспечение личных свобод», «наведение порядка» и др. Было получено следующее дву­мерное распределение признаков (рис. 21).

На гистограмме видны существенные различия ценностных ориентации либералов и коммунистов: первые в сравнении со вто­рыми намного больше ценят свободу и намного меньше порядок. В то же время обращает на себя внимание равнозначная ориента­ция на свободу и порядок у либералов и практическое отсутствие ориентации на свободу у коммунистов. Если учесть, что либералов в основном поддерживает молодое поколение, а коммунистов —

[125]

Рис. 21. Ценностные ориентации и идейно-политические позиции

Источник: Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить. М., 1998. С.53.

старшее, то можно сделать вывод о возможности установления в будущем своеобразного симбиоза классического российского либе­рализма и этатизма, но без коммунистического оттенка. В этом нет ничего противоестественного, поскольку все ценности в той или иной степени имеют значение для людей, а их противопостав­ление обусловлено ситуациями, которые складываются в конкрет­ных странах под воздействием соперничества политических сил и идейных течений.