Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Биоэтика. Зачет. 2017.docx
Скачиваний:
341
Добавлен:
30.05.2017
Размер:
239.84 Кб
Скачать

Любая проблема медицинской этики рассматривается исходя из основополагающих принципов:

Ø автономности;

Ø информированности пациента (родителей) о состоянии его здоровья и необходимости получения согласия на медицинские вмешательства;

Ø конфиденциальности;

Ø безопасности для пациента;

Ø уважения достоинства и ценности жизни каждого пациента;

Ø социальной справедливости.

Под автономиейпонимается форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением.

Согласно этому принципу при­нятие надежного в этическом отношении медицинского реше­ния основано на взаимном уважении врача и больного и их ак­тивном совместном участии в этом процессе, требующем ком­петентности, информированности пациента и добровольности принятия решения. Этическим основанием принципа автономии личности выступает признание ее незави­симости и права на самоопределение. Таким образом, уважение автономии относится прежде всего к личности, обладающей возможностью и правом распоряжаться своей жизнью и здо­ровьем, вплоть до сознательного отказа от лечения, даже если это решение будет стоить ей жизни. Принцип автономии лично­сти тесно связан с другим основополагающим принципом био­этики — информированным согласием.

Информированное согласие  принцип медицинской эти­ки, требующий соблюдения права пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья, о существующих способах лечения его заболевания и риске, связанном с каждым из них. В авто­номной модели взаимоотношений этот принцип — не жест доб­рой воли или желания врача, это его обязанность. Пра­вильное информирование о состоянии здоровья и его прогнозе дает пациенту возможность самостоятельно и достойно распо­рядиться своим правом на жизнь, обеспечивая ему свободу доб­ровольного выбора. Добровольность  принцип медицинской эти­ки, связанный с автономией пациента. Это уважение свободы волеизъявления личности, предполагающей самостоятельное принятие решение или согласие на медицинские манипуляции или исследования при условии информированности и отсутст­вия внешнего принуждения — не только физического или мо­рального давления, но и зависимости разного рода.

Впервые правило «добровольного согласия» формулируется в Нюрнбергском Кодексе (1947 год) – первом «Своде правил о проведении экспериментов на людях». Затем принцип «добровольного согласия» стали учитывать в США при разбирательстве судебных дел о возмещении вреда при небрежном лечении. Термин «информированное согласие» закрепился в Европе спустя 10 лет.

В свою оче­редь добровольность и отсутствие зависимости приводят к тре­бованию и ожиданию конфиденциальности.

Конфиденциальность  принцип медицинской этики, про­являющийся во взаимном доверии между врачом и пациентом. Нарушение конфиденциальности ухудшает взаимоотношения пациента и врача и затрудняет выполнение последним своих обязанностей. Принцип конфиденциальности опирается на мо­ральные соображения, по которым каждый индивид имеет пра­во решать, кому и в какой мере он может передать свои мысли, переживания, чувства, обстоятельства жизни. Конфиденциаль­ность предполагает строгое соблюдение врачебной тайны, на­дежное хранение врачом информации, полученной от пациен­та, анонимность проводимых исследований, минимизацию вме­шательства в личную жизнь пациента, тщательное хранение кон­фиденциальных данных и ограничение доступа к ним не только при жизни, но и после смерти пациента.

Врачебная тайна — одно из основных понятий медицин­ской этики. Социальное и врачебное отношение к профессиональной тайне развивалось исторически.

С древнейших времен известно существование поло­жений о врачебной тайне, которые были довольно ши­роко представлены в известной клятве Гип­пократа: «Чтобы при лечении - а также без лечения - я ни увидел и ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разгла­шать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»,а также в задолго предшествовавших ей клятвах жрецов.

Каждый врач, каждый медицин­ский работник должен сознавать себя носителем священ­ной традиции недопустимости разглашения профессиональ­ной тайны.