Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Толстых. Психология сиротства.doc
Скачиваний:
987
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
3.21 Mб
Скачать

Приложение

ПРАКТИЧЕСКОМУ ПСИХОЛОГУ

В Приложении представлены способы работы с детьми-сиротами, развивающие профессиональные способности практического психолога. Умение психолога точно и безошибочно взаимодействовать с детьми и подростками является основным фактором, позволяющим содействовать решению центральной проблемы этих детей - нарушенному общению со взрослыми.

Часто возникающей проблемой практической психологов, а равно и педагогов, воспитателей, работающих в детских домах, школах-интернатах, является так называемое «эмоциональное выгорание». В учреждениях для детей-сирот, по нашим наблюдениям, эмоциональное выгорание чаще всего проявляется в потере интереса к детям - общение с воспитанниками вызывает у такого взрослого раздражение и скуку, а работа отвращение. Эмоциональное выгорание довольно быстро выходит за пределы работы и распространяется на знакомых, друзей и даже членов семьи.

Происходит это по ряду причин. Во-первых, потому, что у взрослых (педагогов, воспитателей, психологов) не сформированы способы профессионального общения - соответственно психологического или педагогического. Оно заменяется привычными, бытовыми формами общения, в которых педалируется именно эмоциональная сторона. Известно, что оно часто возникает у людей, которые первоначально чрезвычайно эмоционально относились к своим профессиональным обязанностям, готовы были всего себя отдавать детям, «служить делу детской радости», «подарить всем детям свою любовь». Именно такое отношение к работе, к детям представляется воплощением нравственной позиции.

Однако это является не лучшим ни для взрослого, для которого это становится эмоциональным донорством, а в итоге приводит к эмоциональному выгоранию, ни для ребенка, который становится потребителем этой эмоциональности, постепенно приобретает так называемую «рентную установку», постоянно требуя внимания и любви. При этом ребенок не учится любить сам, не учится что-то давать в ответ.

Замена профессионализма эмоциональным отношением - ошибка, которую допускают не только психологи и педагоги, но люди других профессий, например, актеры. Существует категория актеров, которые профессиональную технику склонны заменять «подлинным чувством», перенося на сцену, вкладывая в роль свои собственные «живые» переживания. В итоге это оказывается пагубным для актера, но и далеко не лучшим образом сказывается на его игре. Вспомним эпизод из романа С.Моэма «Театр», когда его героиня - великая актриса Джулия Робертс, потерпев неудачу в своем любовном приключении, начинает буквально выплескивать свои эмоции на сцене. Ей при этом кажется, что она играет гениально (и кой-кому в зале это действительно нравилось). Однако муж Джулии и одновременно профессиональный режиссер был буквально в ужасе от ее игры (цитата).

Во-вторых, эмоциональность, о которой идет речь, не позволяет увидеть, ясно и трезво, реальную проблему ребенка и найти оптимальное ее решение.

И наконец, в третьих, это общение в итоге не приносит удовлетворения взрослому и не ведет к его личностному росту, в то время как психологически правильно выстроенное общение взрослого и ребенка должно приносить удовлетворение и вести к росту того и другого. Сошлемся в этой связи на мнение крупнейшего специалиста по психологической работе с людьми американского психолога и психотерапевта, создателя клиент-центрированной терапии Карла Роджерса, который считал, что для эффективного общения психотерапевта, педагога, воспитателя или родителя и ребенка необходимо соблюдение трех условий: (1) конгруэнтность как подлинность, открытость, честность, соответствие подлинных чувств человека их выражению в поведении; (2) эмпатическое понимание, когда психотерапевт (в нашем случае взрослый) «ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту22. (3) безусловное принятие.

Соблюдение этих трех условий ведет к тому, что происходит личностный рост и клиента, и психотерапевта, происходит их взаимное обогащение.

Справедливо и обратное утверждение. Если у психолога, у взрослого нет ощущения, что от общения с ребенком он сам много получил, если у него есть только ощущение, что он растратился, «всего себя отдал», значит общение было выстроено неправильно. Сделаем небольшой комментарий к третьему сформулированному К.Роджерсом условию. Профессиональное отношение состоит не в том, чтобы любить детей, с которыми Вы работаете, а в том, чтобы принимать их, принимать такими, какие они есть. Отметим, что это весьма непростое профессиональное умение.

Помимо общей профессиональной позиции психолог должен владеть и целым рядом инструментальных навыков. Перечислим основные из них:

  • умение разговаривать с ребенком

  • умение слушать и слышать его

  • умение наблюдать и видеть

  • умение в каждом случае найти или разработать конкретные и адекватные формы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы

  • умение использовать вербальные и невербальные возможности общения.

В Приложении также представлены методики, хорошо зарекомендовавшие себя в работе с детьми и подростками, воспитывающимися в детских домах и школах-интернатах. Эти методики направлены на изучение различных сторон личностного развития детей разных возрастов.

Использование диагностических процедур в детских учреждениях закрытого типа предъявляет особые требования к профессионализму и этической позиции психолога. Обратим внимание на ряд моментов.

Главное требование профессиональной этики - «Не навреди» - приобретает особое значение, поскольку эти дети в наибольшей степени беззащитны.

Участие детей в обследовании должно соответствовать принципу «осведомленного согласия», т.е. детям надо в доступной форме объяснить, зачем проводится исследование и как могут быть использованы его результаты. Естественно, что при этом далеко не вся информация о проведении исследования может быть доведена до учащихся, во-первых, в силу возрастных ограничений, а во-вторых, поскольку многие методики в этом случае потеряют свою валидность.

В любом случае нельзя допустить, чтобы участие ребенка в обследовании привело к снижению его самооценки, повышению тревожности и других отрицательных переживаний.

Следует быть очень внимательным к соблюдению принципа конфиденциальности. Это не означает, конечно, что получаемая в ходе психологической диагностики информация должна быть исключительно достоянием психолога. Несомненно учителя, воспитатели должны получать от психолога необходимую информацию, однако мера этой информированности должна быть определена необходимостью педагогической работы с воспитанником. Ни в коем случае не должны сообщаться полученные в ходе психодиагностики личные сведения о ребенке.

Необходимо также предостеречь от расширительного толкования получаемых данных, четко видеть границы возможностей и применяемых методов, и собственной компетентности, имея в виду особую ответственности перед детьми-сиротами и учитывая специфические условия жизни в закрытом учреждений, где соблюдать права ребенка на частную жизнь и тайну личности гораздо в сложнее, чем в семье и обычной школе.