Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОСОБИЕ.doc
Скачиваний:
623
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
1.32 Mб
Скачать

1.2.2. Понятие психологического диагноза

Специфика индивидуальной консультативной деятельности свя­зана главным образом с проведением психологического обследо­вания, диагностикой развития ребенка и составлением програм­мы помощи. Центральное место в этой области занимают понятия психологического диагноза, прогноза, коррекции и некоторые другие. Кратко остановимся на них.

Понятие психологического диагноза имеет непростую историю и до сих пор неоднозначно интерпретируется в разных литератур­ных источниках. Первоначально в практической психологии тер­мин «диагноз» получил распространение в предельно широком и неопределенном значении — как констатация количественной или качественной характеристики признака [7; 109]. В зарубежной пси­хологии и психометрии данное понятие является производным от процедур тестового измерения и не имеет, по сути, самостоятель­ного значения. Достаточно сказать, что психологическая диагности­ка определяется как «идентификация психологических характерис­тик индивида с помощью специальных методов» [199, с. 62]. Такое понимание психологического диагноза широко распространилось и в отечественных работах, сохраняя в своих истоках тесную связь с логикой психометрического подхода [104].

Вместе с тем такое понимание психологического диагноза не может расцениваться как адекватное задачам консультативной прак­тики, возникающим по поводу широкого круга проблем детского развития. Остановимся поэтому на ином — содержательном — под­ходе к построению понятия психологического диагноза, предпо­сылки которого были намечены Л.С.Выготским, а затем развиты Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером и другими отечественными уче­ными.

В работах, посвященных детскому развитию, Выготский пер­вым в отечественной науке поставил вопрос о сущности и специ­фике психологического диагноза как диагноза развития [36]. Мате­риалы для острой постановки этого сложного вопроса дала прак­тика педологического консультирования, начавшая активно раз­виваться в нашей стране в 20-х гг.XXв. Первые же шаги обнаружили две характерные особенности: тенденцию к подмене -психологи­ческого диагноза медицинским и склонность к чисто эмпириче­скому описанию картины внешних проявлений неблагополучия ребенка (последнюю Выготский называл «пересказом жалоб» язы­ком научной терминологии). Эти тенденции Выготский в равной мере считал неправомерными и опасными, хотя и вполне понят­ными на начальном этапе развития теоретической и особенно прак­тической психологии1. Он отвергал редукционистский путь в реше­нии вопроса о психологическом диагнозе, подчеркивая, что этот вопрос с самого начала может и должен быть методологически пра­вильно поставлен. Такая постановка означала опору на четкую воз­растную периодизацию, на закономерности «всей последователь­ности хода детского развития», ориентацию на тщательный учет «всех особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основ­ных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» [38, с. 261].

С этой точки зрения недостаточно выявить симптоматику, пред­ставить психологический статус, «определить уровень и характер развития, который достигнут ребенком на настоящий момент» [36, с. 310]. Необходимо установить целостный процесс развития, лежащий в основе этих симптомов или фактических данных. По­этому единственно эффективный путь построения психологиче­ского диагноза Выготский видел в квалификации данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностейвсего психологического онтогенеза, в исследовании механизмов фор­мирования установленных трудностей («видов трудновоспитуемости»).

Подчеркнем, что в сферу психологического диагноза развития Выготский включал не только позитивную характеристику уровня психического развития ребенка, его качественного своеобразия на данной стадии, но также характеристику совокупности условий, его определяющих. Таким образом, даже в случае аномалий разви­тия в центре психологического диагноза ребенка оказывались не его негативные или болезненные проявления, а достигнутый ре­бенком при определенной системе условий уровень развития: «Диа­гноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности» [36, с. 320].

Если суммировать данные представления о психологическом диагнозе и попытаться кратко выразить их на языке современной возрастной психологии, то содержание диагностического заклю­чения о развитии ребенка будет включать в себя следующие базо­вые компоненты: 1) общую оценку психического развития ребен­ка с точки зрения соответствия показателям нормативного возра­стного развития (как в сфере познавательного, так и в сфере лич­ностного развития); 2) описание индивидуальных особенностей развития ребенка, отличительных черт как его личности в целом, так и разных сторон его психической деятельности; 3) психологи­ческую квалификацию характера и степени установленных психо­логических проблем ребенка.

Особое место в ходе построения психологического диагноза, по Выготскому, занимает также выявление каузально-динамиче­ских связей установленных трудностей с источниками и условия­ми их образования — так называемый этиологический диагноз.

Очевидно, что при таком понимании психологического диагноза психолог в ходе обследования ребенка стремится к получению действительно содержательной картины его развития, включающей характеристику наиболее существенных для данного конкретного возраста показателей. Таким образом, диагноз возрастного развития по своей сути не может быть аналогом медицинского диагноза и не имеет ничего общего с действительно опасным «наклеиванием ярлыков».

Позднее Выготский (1932) дополнил указанные требования к психологическому диагнозу еще одним важным требованием: не только определять уровень достигнутого, актуального развития,

но и исследовать «зону ближайшего развития», т.е. характеризовать состояние развития ребенка «как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса» [38, с. 267].

Данное требование означает прежде всего необходимость ис­следования особенностей обучаемости ребенка в ситуации спе­циально организованного сотрудничества со взрослым, но не ис­черпывается этим. Для возрастно-психологического анализа не менее важно обнаружить признаки начальных проявлений различ­ных мотивационных и инструментальных образований (например, складывающихся характерологических особенностей у старшего дошкольника), которые в полную меру заявляют о себе лишь на последующих этапах онтогенеза, в результате структурных изме­нений строения сознания и личности ребенка на рубеже возраст­ных эпох.