Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОСОБИЕ.doc
Скачиваний:
623
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
1.32 Mб
Скачать

2.4.3. Особенности обследования психического развития младших школьников в ходе консультирования

Остановимся на особенностях обследования психического раз­вития младших школьников и их межличностных отношений в зависимости от сути обращения в консультацию.

В нашей практике неуспеваемость ребенка входила в лсновное содержание запроса в более чем половине всех случаев обращения. В отношении школьников первых-вторых классов речь чаще шла об общей неуспеваемости; в отношении школьников третьего класса на фоне общей неуспеваемости выделяются жалобы на трудности с чтением (что связано отчасти с введением практики промежу­точного контроля скорости чтения в этом классе), с русским язы­ком в целом.

Схема обследования ребенка во всех этих случаях строится ис­ходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах ПШД. В максимально разверну­том виде она включает следующее.

1. Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интел­лект, память, внимание, уровень развития речи, при необходи­мости — ручной праксис). Здесь могут использоваться и методи­ки, направленные на диагностику задержек психического разви­тия.

2. Проверяются обучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью взрослых), сформированность элементов учебной дея­тельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

3. Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

4. Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просмат­риваются его тетради по математике, русскому языку, даются пробы на чтение, письмо, решение задач.

5. Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (удовлетворительным) оценкам, какую получает типичную обратную связь от взрослых — роди­телей и учителей, есть ли сферы деятельности, позволяющие ребенку компенсировать неуспех в обучении; по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ре­бенка.

6. Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности: кто занимается с ним, как много, какие приемы использует. Интересны и анализ стиля родительского вос­питания в семье в целом, роль второго родителя (помимо обратив­шегося в консультацию).

7. Наконец, очень важно выяснить предысторию консульти­руемого случая: собирается подробный анамнез, случаи обра­щения к врачу, какой диагноз был поставлен, как долго и чем лечили. Обязательно выясняется, с чем сами родители связыва­ют плохую успеваемость ребенка, что явилось непосредствен­ным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консуль­тации.

Существуют ли типичные подходы к психологическому об­следованию ребенка, если центр тяжести запроса родителей ле­жит в области его индивидуально-личностных особенностей? Правильно было бы ответить, что единой схемы обследования здесь быть не может — слишком разными по психологическому содержанию являются запросы-жалобы по поводу упрямства и неуправляемости ребенка, страхов и боязни или подозрения на излишнюю женственность сына. Однако есть несколько правил, которые реализуются психологом-консультантом во всех ситуаци­ях и которые наиболее наглядны именно в случаях запроса, роди­телей в терминах индивидуально-личностных особенностей ре­бенка.

Во-первых, психолог всегда должен стараться наполнить Жалобу-запрос родителей конкретным содержанием: какие опре­деленные поведенческие ситуации явились для родителей осно­вой запроса? Необходимо попросить максимально подробно (же­лательно даже в письменной форме) описать эти ситуации. Этим,

с одной стороны, достигается идентификация понятийных сло­варей психолога и родителей в описании личностных черт ребен­ка, а с другой — в распоряжении психолога оказывается матери­ал, описывающий личностные качества ребенка через ситуации, в которых присутствуют значимые для ребенка люди, их чувства и переживания, и через поступки ребенка в этих ситуациях как «сплав» его деятельности и индивидуально-личностных особен­ностей.

Во-вторых, независимо от первого правила необходимо обеспечить по возможности «стереоскопичность» взгляда на си­туацию. Принцип стереоскопичности диагноза, впервые сформу­лированный в семейном консультировании, отражает довольно очевидный факт: выносимая на консультацию ситуация должна быть «зафиксирована» и субъективно — с позиций входящих в эту ситуацию членов семьи, и объективно — с позиции и сред­ствами психолога-консультанта. Принцип стереоскопичности с необходимостью распространяется как на анализ межличностных отношений, так и на индивидуальную диагностику. Более того, это принцип всей консультативной работы, а не только этапа постановки диагноза. Вообще, в ходе работы психолог-консуль­тант не должен стремиться к монополии на стереоскопичность картины предложенной ему ситуации. Наоборот, он должен ста­раться по возможности раскрыть стереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами — как взрослыми, так и детьми.

В-третьих, в любой ситуации работа психолога состоит не только в констатации (подтверждении) наличия того или иного личностного «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде слу­чаев только и ждет от психолога родитель!), а в выдвижении со­вместно с родителем гипотезы об истории его развития и путях последующего преодоления (или, наоборот, путях принятия ро­дителем этого качества).Например, если это страхи девочки-первоклассницы, то необ­ходимо уяснить, чем они вызваны и как их можно преодолеть, скажем, с помощью терапии рисованием. Если мальчик неоднок­ратно уличался родителями во лжи, но продолжает прибегать к ней, то не связано ли это с «жестким» стилем воспитания в семье (сейчас или прежде — в дошкольные годы), т.е. не является ли это способом защиты ребенка от родителей? Если у мальчика находят упрямство (имеются в виду постоянные конфликты со старшим братом, в которых младший ни в чем не хочет уступать) — причем Упрямство, в котором, по словам мамы, папа мальчика видит как раз положительные качества сына (а папа и по объективным мето­дикам, и по словам мамы более значим для сына), — то не при­дется ли маме «смириться» с этим качеством сына, по крайней мере до момента, когда братья (между ними пять лет разницы в возрасте) смогут сами сознательно и равноправно обсудить свои проблемы.

По-своему наиболее трудными для возрастного психолога яв­ляются случаи, когда центр тяжести запроса родителей с самого начала лежит в области межличностных отношений ребенка (со сверстниками, учителем, самими родителями). Наиболее типич­ным здесь является запрос о трудностях личных взаимоотноше­ний родителя с ребенком. Даже в нашей практике работы в воз-растно-психологической консультации такие случаи составляют до трети, а в практике семейного консультирования их значи­тельно больше.

Известно, что одним из принципов работы возрастного психо­лога-консультанта является принцип отстаивания интересов ре­бенка. Однако представления об этих интересах и о том, как их отстаивать, существенно различаются у разных консультантов-пси­хологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы. Схематично это можно описать так.

Если исходить из устоявшегося в практике семейного консуль­тирования — а оно на сегодняшний день наиболее развито — деления всех случаев обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско-детских отноше­ний, то в области родительско-детских отношений существуют три направления, три способа работы: а) повышение социально-психо­логической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родитель­ского поведения, общей воспитательной осведомленности и т.п.; б) работа с семьей как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии; в) работа преимущественно с ребенком.

Было бы наивно полагать, что какое-то из этих трех направле­ний работы не реализует принципа соблюдения интересов ребен­ка. И возрастной психолог-консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы является отказ от консультирования родителей без об­следования ребенка. Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологической кон­сультации всегда включает в себя достаточно подробное психо­диагностическое обследование ребенка, а не только его межлич­ностных отношений и тем более не только этих отношений глаза­ми родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и пси­хологическое обследование родителей..