Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие МиР.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
736.26 Кб
Скачать

Модуль 2. Теории мышления.

2.1. Истоки психологии мышления.

Первые идеи относительно качественного своеобразия мышления по сравнению с другими психическими процессами появились в середине первого тысячелетия до новой эры. В этот период активно разрабатывались идеи о первоначалах всего сущего (принцип Архе), цикличности и обратимости природных процессов (Гераклит), о структуре и функциях души, видах знаний, об отношениях между человеком и окружающим миром.

Одной из основных категорий древнегреческой философии является «Ум» («Нус»). Этот термин был введен Анаксагором и означает единое организующее и структурирующее начало, высший принцип бытия. Из тех далеких времен до нас дошли такие понятия как дух, душа, эйдос (образ, - Демокрит), атом (неделимая частица, - Демокрит), лектон (мысль, - Хризипп).

Считалось, что разумная душа свойственна только человеку, её функцией является мышление. Были выделены практически все, известные в настоящее время психические процессы, два вида мышления (теоретическое и практическое), воображение, как промежуточная между, с одной стороны, восприятием и памятью, с другой, - мышлением, - форма отражения реальности.

В учении Платона, образ (эйдос) выносился за пределы человеческого тела и помещался в особое пространство – мир идей. В учении Аристотеля душа рассматривалась как первая энтелехия тела, как форма форм. Считалось, что практическое мышление не может существовать вне тела, а теоретическое – не телу обязано своим существованием («теос» - бог).

Основными методами познания в те времена были наблюдение, диалектика (диалог) Сократа, аналитика (силлогистика) Аристотеля и аналогия, как осознанный прием, используемый при разработке учений о структуре макро- и микрокосма.

2.2. Философские традиции. Рационализм и эмпиризм.

Через два тысячелетия наступили новые времена для психологии. Появился новый метод познания психического – интроспекция (самонаблюдение), новые идеи, понятия, концепции. Французский философ Р. Декарт рассматривал мир и человека в нем сквозь систему координат, - в двух измерениях. По одной оси, в его концепции, развиваются физические, телесные, непроизвольные процессы, по другой – метафизические, - духовные, умственные, произвольные. Человек помещается в точку пересечения двух осей.

Телесные и непроизвольные движения осуществляются и регулируются рефлекторными механизмами. Волевые акты, мышление и осознанные психические процессы рассматриваются как свойства духа. Признаком принадлежности к духовному миру являются интроспекция, самосознание, осознание своего «Я». Мыслить, по Декарту, означает осознавать тот факт, что «Я» в данный момент созерцаю, вспоминаю, рассуждаю.

С чего начинается осознанное движение, действие, деятельность в концепции Декарта? По этому поводу Декарт пишет – с осознания факта сомнения в истинности того, что «Я» созерцаю, вспоминаю, о чем рассуждаю; с осознания факта удивления по поводу воспринимаемого рефлексирующим «Я». Согласно Декарту, мышление, опирающееся на чувства, не дает истинного знания. В этом случае нужен метод, - и он разрабатывает правила для руководства ума, которые, по сути дела строятся на индуктивном принципе познания, который до сих пор является одним из основных в биологии, психологии и других науках.

Голландский философ Б. Спиноза выводит мышление из единого целого (субстанция), которая является сознанию человека под разными модусами: протяженности, свойственной материи, и мышления. В его концепции различаются два вида понятий – абстрактные и конкретные. Абстрактными понятиями являются такие как, например, «человек», - потому что одни люди определяют его как прямоходящее, а другие – «без перьев». Истинными понятиями являются конкретные, - содержащие в себе способ порождения явления. Например, окружность – это замкнутая кривая, порождаемая движением отрезка прямой линии, укрепленного одним концом в какой-либо точке.

Исходя из учения Спинозы, следует, что в мышлении нет ничего такого, чего бы не было в материи, поскольку у них общее начало (субстанция). По этому поводу у Спинозы есть изречение, которое на многие годы предопределило направление научных поисков в психологии: «порядок идей тот же, что и порядок вещей».

Г. Лейбниц, как математик, вводит понятие бесконечного предела, а как философ, - понятие «апперцепция», означающее осознанное восприятие, ясные, адекватные, реальные и истинные идеи в сознании человека. Построив серию образов по принципу убывания присущих им признаков: апперцепция – перцепция – малая перцепция, - Лейбниц высказал предположение, что сознанию не все доступно, оно имеет «порог», за пределами которого находятся «бессознательные идеи».

Английский философ Дж. Локк вводит понятия: внешнего и внутреннего опыта, простых и сложных идей, первичных и вторичных качеств; раскрывает операциональную структуру мышления. Внешний опыт – чувственно воспринимаемый, данный нам в ощущениях и восприятии. Внутренний – рефлексия, - открывающаяся человеку в интроспекции.

Атомы души у Локка – это простые идеи (цвет, свет, тепло). Сложные, как например, «солнце», - образуются в результате соединения простых с помощью операций сравнения, соединения и обобщения. Для объяснения причин ошибочных, привычных действий и патологических феноменов, Локк ввел понятие «ассоциация». В попытках отделить истинное от ложного, объективное от субъективного в интроспективном опыте, было введено два вида качеств: первичные и вторичные.

Английский философ Беркли, увлеченный локковскими идеями о происхождении сознательного опыта, приходит к выводу, что человек имеет дело только с идеями, а не с реальной действительностью. Единственное, что связывает его с реальным миром – осязание. Все остальные формы психического отражения представляют собой знаки, уведомляющие его о существовании объективного мира. В отличие от него, Д. Гартли разрабатывает теорию вибраций, с помощью которой пытается объяснить процессы в центральной нервной системе, мышечные реакции, движения, а так же возникновение ощущений и идеаций (образов) в сознании человека.

Д. Юм рассматривает сознание как нечто вроде сцены или арены, платоновского мира идей, где действует принцип ассоциаций. Последняя рассматривалась как инстинкт или механическая сила, скрепляющая элементы сознания. Многообразие ассоциативных связей было объединено в три группы. В первую входили два вида ассоциаций – по сходству и контрасту, во вторую – по смежности в пространстве и во времени.

Действие этих сил объяснялось следующим образом. Если между двумя предметами или явлениями усматривается сходство, то при встрече с одним из них, в сознании возникает образ другого. Многократный опыт усмотрения противоположностей, соучастия в какой-либо ситуации, последовательности явлений, - позволяет человеку достраивать непосредственно воспринимаемое, исходя из имеющегося опыта.

Третий вид ассоциаций – причинные, - был введен для того, чтобы отделить случайные последовательности событий от закономерных. Вся работа по соединению и разделению идей приписывалась мышлению. Единственный психический процесс – воображение – не вписывался в эту схему и приобщался к воле, свободной от привычных связей, сложившихся в опыте.

В концепции английского философа Дж. Милля, ассоциация рассматривалась как универсальный закон сознания, распространяющийся на все явления сознания, в том числе на воображение и волевые акты. Последние рассматривались как действия, ассоциативно связанные с образом.

В учении Милля ассоциативная доктрина достигла кульминационной точки развития. Мышления рассматривалось как репродуктивный процесс, воспроизводящий элементы опыта по ассоциации с непосредственно воспринимаемым. Содержательные аспекты мышления составляли образы и представления.

По меткому выражению Ж. Пиаже, сознание в ассоциативной психологии было представлено как «полипняк» образов. Попытка достроить ассоциативную доктрину, путем введения таких понятий как «спонтанная деятельность» (Т. Браун) или «конструктивные ассоциации» (А.Бэн) только обнажали слабые места ассоцианизма.

Ахиллесовой пятой в ассоциативной психологии является проблема творчества. Ассоцианизм строился на сенсуалистических воззрениях, согласно которым нет ничего в разуме, чтобы ранее не было в ощущениях. В теоретических разработках ассоцианистов порядок построения идей тот же, что и порядок построения ощущений. Мышление, по сути дела, ничего не добавляло к чувственным формам познания.

Развитие сознания было представлено как последовательный переход от простого к сложному, путем сочетания элементов опыта. Все виды ассоциаций рассматривались как результат соположения, наложения и наслоения статичных конструкций, состоящих из элементов чувственного опыта.