Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Макроэкономика (между 1 и 2 частью учебника).doc
Скачиваний:
88
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
2.22 Mб
Скачать

3.3. Кривая Филлипса

Последователи Кейнса в поисках механизма оптимизации социально-экономической политики в развитых капиталистических странах опирались на анализ модели «уровень инфляции – уровень безработицы» новозеландского экономиста О. Филлипса, разработаннойим в конце 50-х годов XX века.

В своем первоначальном виде кривая Филлипса показывала обратную зависимость между уровнем безработицы и инфляцией номинальной заработной платы. Современная интерпретация вместо темпов прироста номинальной зарплаты использует темпы прироста уровня цен (см. рис. 2).

Рис. 2. Кривая Филлипса

Р – темп прироста товарных цен;

Б – уровень безработицы (в процентах).

Обобщив данные об уровнях безработицы и ставках зарплаты в Великобритании с середины XIX до середины XX века, Филлипс обнаружил вышеуказанную зависимость, взятую на вооружение практиками Кейнсианства. Задача состояла в нахождении оптимальногосо-отношения уровней инфляции и безработицы для каждого конкретного состояния экономики (как дополнительная мера тактики «быстрого реагирования»). Например, чтобы быстро простимулировать рост занятости, надо было провести дефицитное финансирование (фактически эмиссия), осуществить разовые меры по налоговой либерализации и так далее, гашение же инфляционных взлетов производить посредствам временного свертывания занятости (например, в начале 80-х годов XX века администрации Р. Рейгана удалось обуздать инфляцию повышением безработицы до самого высокого после Второй мировой войны уровня в экономике США). Но в досрочном плане эта зависимость не работает, что в конечном счете и привело к «сдаче в исторический архив» кейнсианской концепции государственного регулирования и смене ее на новую редакцию неоклассики в виде учения монетаризма.

Монетаристы весьма аргументированно доказали, что кейнсианское регулирование имеет свои исторические и логические пределы. Они, во-первых, доказали ограниченность инфляционного стимулирования как «платы» за занятость. Слишком долгое и перманентное состояние роста цен заставляет экономических агентов ориентироваться в своем поведении на адаптивные предположения о том, что рост номинальных доходов практически ничего не значит в этих условиях, следовательно, надо предпринимать меры противодействия. Как следствие, инфляционное стимулирование теряет силу. Кривая Филлипса в том случае принимает вид вертикали.

Во-вторых, в 70-е годы XX века в экономике Запада обнаружилось такое невиданное ранее кризисное явление, как стагфляция, то есть стагнация + инфляция. Расстройство финансов, снижение тонуса конкурентоспособности на национализированных предприятиях, возникновение устойчивых «расслабляющих» настроений, определенной социально-экономической «уверенности в завтрашнем дне» населения высокоразвитых капиталистических стран в длительном периоде трансформировало кривую Филлипса в кривую стагфляции (см. рис. 3).

Рис. 3. Кривая стагфляции

Стагфляция – это падение эффективности расходования финан-сов: инфляция, ухудшение платежного баланса, снижение ценовой конкурентоспособности на мировом рынке, что само по себе начинает мощно стимулировать рост безработицы (хотя ради снижения безработицы все как раз и затевалось). Крах кейнсианства выдвинул на авансцену учение монетаризма (М. Фридмен).