Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Всё-кратко.doc
Скачиваний:
535
Добавлен:
08.01.2014
Размер:
411.65 Кб
Скачать

42. Французкий материализм 17-18 в – Ламентри, Гольбах, Гельвеций

В работах представителей французского материа­лизма второй половины XVIII в. своих вершин дости­гают материалистические тенденции в развитии пред­революционной буржуазной философии.

Наиболее известная работа Жюльена Офре де Ла­метри (1709—1751) «Человек-машина», которую он издал в 1747 г. под псевдонимом. В его работе изложены почти все основные принципы, которые впоследствии были развиты французскими материалистами. Ламетри однозначно признает объективную основу наших ощущений — внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи. Ламетри высказывает и идеи о не­возможности познания сущности движения и материи. «Сущность движения нам не известна, так же как и сущность материи. Нельзя обнаружить, как движение возникает в материи».

Основной проблемой философии Ламетри была взаимосвязь материи и сознания. Решает он ее материалистически, в соответствии с механистической концепцией, преобладавшей в тогдашнем естествозна­нии. Мышление является способностью определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях.

О механистическом подходе к пониманию челове­ка свидетельствует уже само название работы Ламет­ри «Человек-машина». В соответствии с этим под­ходом он считает душу материальной, «двигателем» живого организма. Различие между человеком и жи­вотным для него лишь количественное — в размерах и структуре мозга.

У Ламетри мы встречаемся с рядом плодотвор­ных" идей, которые ему не удалось полностью раз­вить. Именно эти идеи во многом продолжает следую­щий представитель французского материализма, не­мец по происхождению, Поль Анри Гольбах (1723— 1789). Его «Система природы», наиболее систематическое изложение принципов ма­териализма этого периода. В работе он пытался опро­вергнуть предрассудки и спекулятивные философские и теологические концепции, относящиеся к пониманию природы. Главной идеей этого произведения Гольбаха является принцип редуцируемости — сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. В этом про­является влияние механистического естествознания. Природа, по Гольбаху, не что иное, как совокупность различных движущих сил материи. Против картезиан­ской концепции, заключающейся в том, что движение введено в материю богом, Гольбах выдвигает идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме дви­жущейся материи, ничто не существует. Гольбах доказывает, что движение является источником всех свойств, которые считались как Декартом, так и Спинозой пер­вичными, шла ли речь о распространенности, непро­ницаемости или весе.

При формулировке идеи универсальности движе­ния Гольбах ссылается на Толанда. Он различает два основных вида движения. С одной стороны, дви жение, которое перемещает тела (механическое дви­жение в собственном смысле слова), и с другой-скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных частиц (молекул), из кото­рых состоит тело.

Понимание причинности и детерминизма у Гольба­ха имеет механистический характер.

Другой французский материалист — Клод Адриан Гельвеции (1715—1771) —изложил свои воззрения в двух работах: «О духе» — вышла в 1758 г. и «О человеке». Уже первая работа вызвала большой резонанс.

Он признает объективное существование внешнего мира и подчеркивает его материальный характер. Мир, по Гельвецию,— это не что иное, как движу­щаяся материя. Пространство и время он также по­нимает как формы существования материи.

Так же как Ламетри и Гольбах, Гельвеции отно­сит человека к общей системе природы. Человек не­отделим от природы и подчинен тем же закономерно­стям, что и остальная природа. Гельвеции, как и дру­гие французские материалисты, не смог понять специ­фичности человека и человеческого общества.

Он отвергает бессмертие души. Душу он отождест­вляет со способностью ощущать: «Ни идея, ни разум не являются необходимыми для ее существования. Пока человек чувствует, он имеет душу».

Гельвеции — сторонник строго­го детерминизма В материальной природе все происходит согласно всеобщим законам, которым подчинено всякое движение материи.

Воззрения Гельвеция на общественное устройство находятся под влиянием идеологии осознающей себя политически буржуазии. Общество возникает из «хозяйских семей». Гражданином для него выступает «собственник» в прямом смысле слова. Гельвеции верит в «разумного правителя», «философа на троне». Однако идеальной формой государства он считает рес­публику. Он требует не лик­видации частной собственности, а лишь «равномерно­го разделения».

Французский механистический материализм (иск­лючая материализм Фейербаха) представляет наивыс­шую ступень философского материалистического мыш­ления домарксистской философии. Французские механистические материалисты исходили из традиций как английского, так и французского материализма.