- •Isbn 978-5-904436-18-6
- •Глава 1. Ювенальное право как отрасль права и как учебный курс
- •Предмет и метод ювенального права
- •Ювенальное право как наука
- •Ювенальное право как учебная дисциплина. Система учебного курса
- •Отличие ювенального права от семейного права
- •Глава 2. Ювенальная политика России
- •2.1 Ювенальное право как основное средство ювенальной политики
- •2.2 Принципы ювенальной политики
- •Обратимся к психологической науке.
- •Глава 3. Источники ювенального права
- •3.1 Понятие источников ювенального права
- •3.2 Система источников ювенального права
- •3.3 Нормы ювенального права
- •Глава 4. История формирования и развития ювенального права в России: вопросы периодизации
- •4.1 Дореволюционный период регулирования отношений в сфере защиты прав и законных интересов детей в России
- •4.2 Правовое положение ребенка в период с 1917 года до начала 90 годов хх века
- •4.3 Понимание ребенка субъектом правовых отношений в конце хх века и начале ххi века в России
- •Глава 5. Ювенальные правоотношения
- •5.1 Понятие ювенального правоотношения
- •5.2 Структура ювенального правоотношения
- •5.3 Основания возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений
- •Заключение
- •Библиография Использованная и изученная литература
- •Нормативные акты и комментарии
- •Литература на иностранных языках
- •Программа курса
- •Тема 5. Правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации
- •Тема 6. Право на воспитание и его формы
Глава 3. Источники ювенального права
3.1 Понятие источников ювенального права
Сложившееся в общей теории права понятие источника права позволяет сформулировать категорию «источников ювенального права». По мнению Г. Ф. Шершеневич, «…различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников права», однако этот термин считал «малопригодным в виду своей многозначности». Учёный под «источником права» понимал следующее:
- силы, творящие право (напр., это воля Бога, воля народная, правосознание, идея справедливости, государственная власть);
- материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Напр., римское право послужило источником при подготовке германского гражданского кодекса; исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего права» (напр., Русская Правда и др.);
- средства познания действующего права (напр., познание права из закона). Из-за разнообразия значений термина «источник права» Г.Ф. Шершеневич пришел к выводу о необходимости заменить термин «источник права» на другой термин - «формы права» 106. В общей теории государства и права (в юридическом смысле) понятия - «форма права» и «источник права» широко применяются учеными в качестве тождественных понятий.
Если полагать, что наше знание о праве основано на его символической форме объективного выражения107, следовательно, право как информация зависит от своего носителя, а значит, информация воспринимается человеком только с объективно существующего (материализованного) источника.
В настоящее время оформление права представляет собой серьёзную проблему теории и практики. «С тех пор, как возникло право, проблемы источников его образования, форм его организации и существования постоянно привлекали к себе повышенное внимание исследователей – теоретиков, и отчасти практиков. И, это не случайно, имея в виду их трудно переоценимую не только академическую, фундаментальную в плане развития национальных правовых систем и права как такового в целом, но и их сугубо прикладную, практическую значимость. Вопросы, касающиеся источников права, являются своего рода отправной точкой в процессе познания всех иных правовых институтов и самого права» 108.
В научных и учебных изданиях форму (источник) права как способ закрепления правовых велений или как способ выражения «возведенной в закон воли господствующего класса», иногда рассматривают в виде внешней формы права. Выделение внешней формы права привело к необходимости, наряду с ней, выделения и внутренней формы. Последняя рассматривается как система или структура, внутреннее строение права»109, как «распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и отчасти методу правового регулирования110.
В окружающем мире право материально не существует иначе как на уровне правовой информации, описанной языком права и закреплённой на бумажном или электронном носителе. Следовательно, право как текст (и ювенальное право, как разновидность) обретает в нашем сознании смысловое значение, только если оно связано с носителем-источником.
Можно согласиться с мнением Н. А. Пьянова о том, что позитивное право, состоящее из установленных и санкционированных государством норм, всегда так или иначе выражено вовне и имеет различные формы подобного выражения. Это внешние формы позитивного права, которые принято называть его источниками111. Для источников права всего мира, в том числе и для источников права России, характерно их развитие, значительное увеличение их многообразия, включение в перечень источников права новых видов112.
В современной ювенальной науке есть потребность описать категорию «источник ювенального права». Здесь уместно сослаться на мнение Е. Н. Трубецкого, который подметил закономерность сосредоточения в объективном праве совокупности всех правовых норм113.
Принято отождествлять понятие «источник» с понятием «носитель норм права». Причина кроется в самой универсальности природы права, поскольку для человека информация о правовой нормативности не существует вне материального информационного носителя (напр., кодекса или закона).
Под свойством универсальности права следует понимать возможность воспринимать смысл права из содержащего его источника независимо от воспринимающего текст лица.
Стоит различать восприятие текста ювенального права и его последующее толкование. Так, если восприятие текста права не представляет сложности для субъекта и ограничено только его интеллектом, то уже толкование смысла, заложенного в тексте источника ювенального права, потребует юридического образования. Данное условие и есть следствие существования права, в том числе и ювенального права, которое отражено на источнике-носителе в виде специального социального знания, подобно знаниям биологии, медицины, психологии и т.д.
Рассматривая вопрос об источнике права, следует обозначить и другой - вопрос о норме права. Являясь отправной точкой в процессе познания ювенальных норм, источники ювенального права служат основой и базовым комплексом знаний о правовом положении ребенка.
Эти знания имеют постоянно развивающийся, динамичный характер. И если учитывать важность данного правового явления, то необходимо и соответствующее отношение законодателя к формированию и развитию будущих и уже имеющихся источников права, в том числе, и ювенального права.
В юридической доктрине не прекращаются дискуссии об источниках права. Т. Н. Нешатаева отметила, что за столь длительное дискуссионное развитие, в понятии «источник права» образовалась как бы уже бесспорная часть – «неоспоримые источники», к их числу относятся: национальное законодательство и международно-правовые нормы 114.
Таким образом, под источниками ювенального права следует понимать установленные государством в процессе правотворчества формы воплощения ювенально-правовых предписаний, общеобязательных к исполнению, оформленных в электронном или бумажном виде.
В такой трактовке прослеживаются две стороны рассмотрения нормативных актов как формы права. Придерживаясь мнения Алексеева С.С., в том, что «это (форма права) форма юридического выражения воли государства, относящаяся к специально-юридическому содержанию права – собственному содержанию акта, и форма внешнего словесно-документального изложения (построения) акта»115,можно сказать, что, источники ювенального права следует понимать и в смысле правотворческого решения, и в смысле фактического пребывания норм права.