- •Isbn 978-5-904436-18-6
- •Глава 1. Ювенальное право как отрасль права и как учебный курс
- •Предмет и метод ювенального права
- •Ювенальное право как наука
- •Ювенальное право как учебная дисциплина. Система учебного курса
- •Отличие ювенального права от семейного права
- •Глава 2. Ювенальная политика России
- •2.1 Ювенальное право как основное средство ювенальной политики
- •2.2 Принципы ювенальной политики
- •Обратимся к психологической науке.
- •Глава 3. Источники ювенального права
- •3.1 Понятие источников ювенального права
- •3.2 Система источников ювенального права
- •3.3 Нормы ювенального права
- •Глава 4. История формирования и развития ювенального права в России: вопросы периодизации
- •4.1 Дореволюционный период регулирования отношений в сфере защиты прав и законных интересов детей в России
- •4.2 Правовое положение ребенка в период с 1917 года до начала 90 годов хх века
- •4.3 Понимание ребенка субъектом правовых отношений в конце хх века и начале ххi века в России
- •Глава 5. Ювенальные правоотношения
- •5.1 Понятие ювенального правоотношения
- •5.2 Структура ювенального правоотношения
- •5.3 Основания возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений
- •Заключение
- •Библиография Использованная и изученная литература
- •Нормативные акты и комментарии
- •Литература на иностранных языках
- •Программа курса
- •Тема 5. Правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации
- •Тема 6. Право на воспитание и его формы
Глава 5. Ювенальные правоотношения
5.1 Понятие ювенального правоотношения
Один из «вечных вопросов» - это вопрос о правоотношении. Обращаясь к обшей теории права, встречаем у С.С. Алексеева, что правоотношения являются важнейшим и необходимым этапом в процессе воплощения энергии права в организованность и упорядоченность общественных отношений и, следовательно, этапом в процессе достижения целей, результатов правового регулирования. Отсюда вытекает характеристика правоотношений как проводников и вторичных носителей правовой энергии. Если юридические нормы в сложившейся правовой системе являются источником правовой энергии, то субъективные права и обязанности, рассматриваемые в единстве, выступают в качестве своего рода передатчиков этой энергии, ее воплощения в конкретных мерах поведения для данных субъектов271.
По мнению В.М. Сырых, правоотношения – это индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства272.
В целом, можно сказать, что ювенальное правоотношение – это динамическая, юридическая связь между субъектами ювенального права по поводу осуществления и защиты прав и законных интересов ребенка, выражающаяся через действительно существующие ювенальные права и обязанности, закрепляющие строго определенную меру поведения субъектов.
Для того, чтобы возникло ювенальное правоотношение необходимо наличие трёх оснований:
- нормы, служащей поводом для возникновения ювенального правоотношения;
- наличие ювенальной правосубъектности;
- наличие юридического факта, с которым норма права связывает возникновение ювенального правоотношения.
К числу особенностей ювенального правоотношения относятся:
1. Наличие или участие специального субъекта ювенального правоотношения (несовершеннолетнего);
2. Наделение других участников ювенальных правоотношений ювенальными правами и обязанностями, которые они могут реализовывать в границах ювенальных правоотношений для осуществления и защиты прав ребенка;
3. Существование чётко дифференцированной структуризации содержания ювенального правоотношения, включающей в себя его объект, субъект и содержание;
4. Участие государственного органа (если имеет место публично-правовой интерес) в ювенальном правоотношении, наделённого властными полномочиями.
Разработка наукой ювенального права учения о ювенальном правоотношении имеет и прикладное значение, поскольку позволяет выделять особые знания, необходимые для юридически правильного применения норм ювенального права.
5.2 Структура ювенального правоотношения
Традиционно для российского юриста ювенальное правоотношение состоит из следующих составных элементов:
объект ювенального правоотношения;
субъект ювенального правоотношения;
содержание ювенального правоотношения.
Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних.
Можно выделить материальные и нематериальные блага. Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, а также объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др.
Участники ювенальных правоотношений именуются их субъектами. Ими могут быть:
индивидуальные субъекты:
- несовершеннолетние граждане РФ, иностранные несовершеннолетние граждане, несовершеннолетние лица с двойным гражданством и без гражданства;
- представитель (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетнего;
- физические лица, имеющие собственный правовой интерес (заключающие сделки с несовершеннолетними).
коллективные субъекты:
- органы государственной власти и управления Российской Федерации;
- органы государственной власти и управления субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- российские и иностранные предприятия, организации, учреждения разных форм собственности.
Основным субъектом ювенально-правовых отношений является ребенок. Отсутствие возраста совершеннолетия, неспособность самостоятельно осуществлять защиту собственных интересов, позволяет выделить таких лиц, как дети, в особую группу, наделенную специальной правосубъектностью. Содержание правосубъектности несовершеннолетних отражено в Гражданском кодексе РФ в ст.ст. 17,18,21,26,27,28.
Родители, усыновители, опекуны являются представителями несовершеннолетних в силу указания закона, поскольку сами несовершеннолетние не могут полностью осуществлять свои права и нести обязанности.
Субъектами ювенальных правоотношений публично-правового порядка, то есть правоприменителями – лицами, уполномоченными законом применять правовые нормы в сфере ювенального права и правосудия, выступают органы исполнительной и судебной государственной власти и местного самоуправления, которые исполняют обязанности, связанные с охраной детства. В их роли, например, выступают: государственные и муниципальные жилищные фонды, фонд социального обслуживания и социальной защиты, министерство здравоохранения и образования.
Профилактику правонарушений несовершеннолетних осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних.
К коллективным субъектам ювенального права следует отнести и предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности. Среди них выделяют коммерческие и некоммерческие организации, которые участвуют в ювенально-правовых отношениях с частноправовым интересом. Особенность такого рода ювенальных правоотношений зависит и определяется теми объектами, по поводу которых они возникают в сфере ювенального регулирования, то есть при участии детей.
Содержание ювенальных правоотношений составляют права и обязанности участвующих сторон. На наш взгляд, возможно выделение субъективного ювенального права и ювенальной обязанности.
Субъективное ювенальное право – это мера дозволенного поведения субъекта правоотношения, осложненного ювенальным элементом. Правомочия, которыми обладает носитель субъективного ювенального права, следующие:
правомочия требования от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;
правомочия на возможность самостоятельно совершать субъектом фактически и юридически значимые действия;
правомочия на защиту в случае нарушения субъективного права.
Ювенальная обязанность – мера должного поведения участника отношения, которое осложнено ювенальным элементом, суть, которой - совершение или воздержание от совершения действий со стороны обязанного субъекта, могущих или влекущих за собой опасные, вредные последствия.
Так, например, права и обязанности несовершеннолетних работников и работодателя – трудовые отношения, осложненные ювенальным элементом, о чем свидетельствуют нормы главы 42 ТК РФ. Законодатель в части четвертой ТК РФ сам установил особенности регулирования труда для несовершеннолетних, выделив их из всей массы трудовых отношений. Статья 251 ТК РФ определяет «общий подход к особенностям регулирования труда, который заключается в установлении специальных норм: норм-изъятий, т.е. отграничивающих права для некоторых работников по сравнению с общими нормами; норм-льгот, предусматривающих дополнительные гарантии работникам; норм-приспособлений, которые приспосабливают общие нормы к конкретным условиям труда»273.
Другой пример. Права и обязанности родителей и детей – суть содержание семейно-брачных отношений с участием несовершеннолетних, иначе можно сказать, как семейно-брачные отношения с участием «ювенального элемента», о чем вещают нормы раздела IV СК РФ. Полагаем, что при раскрытии содержания данного аспекта правоотношения, необходимо обратиться к такому понятию как родительская власть, сущность которой в настоящее время, и есть права и обязанности родителей и детей (родительское правоотношение). Кто такие родители? По мнению И.А. Павловой, родители – лица, которые в силу факта кровного родства обладают всеми необходимыми родительскими правами и обязанностями, как имущественного, так и неимущественного характера, а в указанных законом случаях и совершеннолетних детей274.
Правовое регулирование отношений родителей (отца) и детей еще в римском праве определялись идей patria potestas, патриархальной и односторонней властью отца,Gai, 1,55: “Quodjuspropriumciviumromanorumest:fereenimnullialiisunthomines,quitaleminfiliossuoshabentpotestatem,qualemnoshabemus“275.
Со временем эта власть изменилась и ослабела, но в течение веков она распространялась как на самую личность детей, так и на все их имущественные приобретения. Так, у отца было неограниченное «jus vitae ac necis» («право жизни и смерти»), он имел право даже продавать своих детей276.
Параграф 1 статьи 95 Семейного и опекунского кодекса Польской народной республики277 гласит, что родительская власть включает, в частности, обязанность и право родителей осуществлять попечение над личностью и имуществом ребенка, а также воспитывать ребенка, а параграф 3 этой статьи предписывает, что родительская власть должна осуществляться так, как этого требуют благо ребенка и общественные интересы.
Родительская власть в странах Западной Европы рассматривалась в трех направлениях по отношению к личности и имуществу ребенка.
Первое направление заключалось в режиме охраны или заботы о личности ребенка. Так, в Швейцарии, родителям принадлежало право направлять профессиональное обучение ребенка. По французскому законодательству, «без разрешения отца ребенок не может покинуть родительский кров, должен испрашивать разрешение на вступление в брак, на то чтобы быть усыновленным или принятым на воспитание, на принятие монашества, на совершение акта, какой бы то ни было важности»278.
В Германии, родители имели право контролировать поведение ребенка, запрещать ему те или иные знакомства, направлять его литературные, артистичные, научные и профессиональные занятия, а также знакомиться с его корреспонденцией, и даже заключить его в тюрьму.
Второе право, которым обладали родители по отношению к детям – право дисциплинарной власти. Так, во Франции, сильно недовольный поведением ребенка, отец, мог заключить его в тюрьму. Если ребенку было до 16 лет, то родитель выступал с просьбой к председателю суда об аресте на срок до одного месяца. Суд обязан был удовлетворить просьбу отца без выяснения каких-либо обстоятельств дела. Когда ребенок достигал 16–летнего возраста, суд принимал решение об аресте в том случае, если найдет мотивы основательными. Мать пользуется аналогичным правом при условии отсутствия мужа при участии двух ближайших родственников с отцовской стороны.
В Германии право дисциплинарной власти выражается в наказании и в помещении детей в исправительно-воспитательные заведения. По швейцарскому законодательству, за злостный характер ребенка, опекунские власти по ходатайству родителей вправе поместить несовершеннолетнего в соответствующее заведение.
В семейном праве Англии сохранилась правовая ответственность родителей за действия детей до достижения ими 18 лет. Акт об образовании 1944 г. возложил на родителей ответственность за получение их детьми образования, а соответственно эта обязанность была возложена на местные власти и на администрации школ. Этот закон установил обязательное школьное образование для детей в возрасте от 5 до 16 лет. При этом родителям была дана возможность выбора формы образования в зависимости от возраста и способностей детей. Закон о детях и подростках 1933 г. предусмотрел защиту детей в возрасте до 16 лет от грубого обращения с ними, от оставления их родителями или изгнания из дома. Сознательное проявление жестокости по отношению к детям, например, побои, могли рассматриваться и как уголовное преступление279.
Третье направление выражения родительской власти заключается в праве управления и пользования детским имуществом. Управление детским имуществом и извлечение дохода из него принадлежало отцу до достижения ребенком 18-летнего возраста во Франции. Осуществлялось такое управление в отличие от опекунского управления безотчетно. Однако опекунские власти, при наличии нарушения интересов ребенка, могли потребовать отчета от родителей и предоставления обеспечения.
Прекращение родительской власти связывали со смертью родителя, наступлением недееспособности родителей, с достижением совершеннолетия детьми или с момента объявления их совершеннолетними. Можно было, и лишить родителей родительских прав. Так, например, в Швейцарии опекунские власти могли отнять ребенка у родителей (в случае, когда они не способны осуществлять родительскую власть, сданы под опеку или повинны в тяжком злоупотреблении родительской властью, в тяжком небрежении по отношению к детям). Несовершеннолетнего признавали нравственно покинутым и помещали в семью или в воспитательное заведение, расходы несли родители.
Таким образом, «главнейшие проявления родительской власти, в период полного действия оной, относятся к праву воспитания и к праву наказания. Воспитание детей составляет, прежде всего, естественную обязанность родителей…Государственная власть вообще не вмешивается в это дело частной домашней жизни,… но есть предметы воспитания, почитаемые на столько важными для государства и общества, что некоторые законодательства объявляют их обязательными для всех и каждого. Это предметы: религиозное воспитание и школьное обучение»280.
Следовательно, родительская власть, выражаясь как проявление воспитания и обучения (забота о личности ребенка), как содержание (alimenta) и как дисциплинарная власть (наказание), трансформировалась в результате преобразований семейных (родительских) отношений в заботу и охрану имущественных и личных прав детей. Дисциплинарная власть, на наш взгляд, переросла в дисциплинарную зависимость родителей от детей (например, родители несут ответственность за неправомерные действия своих детей).
В целом, можно сказать, что независимо от того, как в дальнейшем будут развиваться ювенальные правоотношения и как решится вопрос относительно самого ювенального права, о возможности кодификации ювенального законодательства, все сказанное позволяет судить о специфике правоотношений с участием несовершеннолетних в рамках государственной политики по вопросам охраны детства.