Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экология Багрова.doc
Скачиваний:
200
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава 5. Экологическое состояние региона

5.1. Общая оценка экологической ситуации в Крыму

Экологическая ситуация: нормальная, удовлетвори­тельная, напряженная, опасная, кризисная, катастрофи­ческая; зона экологического бедствия, эколого-социально-экономический оптимум, глобальные нормы эксплуатации территории, экологические доноры.

Экологическая ситуация интегральная оценка качества природной и антропогенной среды и состояния субъектов в пределах определенной территории — крупного региона, в данном случае — Крыма или отдельного его района. Экологическая ситуация формируется под влиянием многих причин: прошлых и современных; социальных, экономических, политических, ресурсных и пр.

При оценке экологической ситуации важно в первую очередь учитывать те характеристики, которые считают важными сами люди. Не случайно в разных странах или в разных регионах одной страны на первое место по важности ставят разные характеристики. Например, в Крыму не входит в число приоритетных такой показатель, как чистота дворов, улиц, общественных туалетов. Свалок в Симферополе тысячи — почти каждый может устроить собственную свалку. Многим нашим автолюбителям ничего не стоит заехать на зеленый газон. Мы мало внимания обращаем на видовые характеристики городских ландшафтов: наши жилые кварталы нередко пересекают отвратительные с эстетической точки зрения, обмотанные толем, ватой, листами жести трубы горячего отопления. Совсем другие ценности в этом смысле в Германии, Австрии, Великобритании, Швеции и многих других европейских странах. Таким образом, можно говорить о качестве окружающей среды, сравнивая его с некими стандартами, а можно дать ее оценку по опросам людей данного региона.

По опросам наиболее важными качествами окружающей среды жители Крыма считают: качество питьевой воды, качество воздуха в населенных пунктах, качество пищи. Для отдыхающих очень важное значение имеет чистота прибрежных морских вод. Многие обращают внимание на состояние лесов.

Для оценки экологической ситуации обычно используется такой ряд: нормальная — удовлетворительная — напряженная — опасная — кризисная — катастрофическая. При устойчивом проявлении катастро­фической ситуации формируется зона экологического бедствия. В законе Украины «Об охране окружающей среды» к ней относятся территории, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В случае, если та или иная территория будет признана зоной экологического бедствия, там в соответствии с законом существенно изменяется режим жизни и деятельности: ограничивается пребывание людей на отдельных участках, вводятся ограничения на производство сельскохозяйственной продукции, производится закрытие некоторых производств и др. Для решения вопроса об отнесении той или иной территории к зоне экологического бедствия необходима оценка экологической ситуации. Для других терминов представленного выше ряда нет официально принятых методик расчета, и у разных авторов описание этих элементов ряда не совсем совпадает.

Для оценки экологической ситуации в городах учитывается состояние воздушной среды, грунтов, качество питьевой воды, чистота улиц и парков, обеспеченность зелеными насаждениями, визуальное восприятие городских ландшафтов, характер городских зооценозов (наличие видов, которые могут служить источником распространения заболеваний). В сельской местности необходимо учитывать те же признаки, но очень большое значение приобретает уровень загрязненности почв, поскольку от этого зависит качество сельскохозяйственной продукции.

При анализе экологической ситуации территории в целом (Крыма или отдельного его района) необходимо учитывать две стороны состояния окружающей среды: 1) территориальное соотношение систем разного функционального назначения — естественных ландшафтов, сельскохозяйственных угодий, селитебных территорий, территорий, занятых промышленными и транспортными объектами; 2) состояние этих систем: все они могут быть в хорошем экологическом состоянии (естественные ландшафты с чистой водой и малым загрязнением воздуха, сельскохозяйственные угодья, на которых используют биологические методы борьбы с вредителями, или экополисы) или значительно загрязненными (загрязненными могут быть и леса, не говоря уже о сельскохозяйственных полях, городах и промышленных зонах).

Качество среды можно изобразить в двухмерной системе координат (рис. 5.1): на одной оси (условно используем для этого горизонтальную ось) изображается соотношение антропогенных (техногенных) и природных ландшафтов, на другой (вертикальной) — качество ландшафтов (как природных, так и антропогенных): содержание загрязняющих веществ в воздухе, воде и почве, количество свалок, размеры складирования отходов производства под открытым небом, нарушенность структуры естественных экосистем (например, лесов, подвергшихся деградации под воздействием деятельности человека, с упрощенной структурой, низкорослых, с уменьшенным числом видов животных и растений и т. д.). Чем правее зона на горизонтальной оси, тем больше антропогенных ландшафтов и тем самым сильнее преобразована природная среда, что создает предпосылки для ухудшения качества воды, воздуха, почвы, даже если антропогенная среда — это городок где-нибудь в Баварии или Баден-Вюртемберге. Чем выше зона на вертикальной оси, тем выше загрязненность, захламленность, упрощенность и пр. Таким образом, зона на рисунке, прилегающая к началу координат (зеленый цвет), соответствует территориям с наилучшим качеством среды, а та часть координатной системы, которая имеет красный цвет, соответствует наихудшим условиям.

Для собственно ландшафтов наиболее естественным состоянием является чисто природное, каким оно было до вмешательства человека. Территорию Крыма в доисторический период покрывали леса (по разным оценкам — от 60 до 80 %), степи с плотной дерниной. Однако в такой среде современный человек жить не сможет, поскольку ему нужны сельскохозяйственные угодья, города и поселки, транспортные системы, а леса должны быть окультуренными, пригодными для прогулок и отдыха. Наличие в лесах большого количества опасных животных также нежелательно для человека. Создание сельскохозяйственного угодья или поселения на месте естественного ландшафта означает ухудшение естественного состояния региона, но в то же время обеспечивает социальные и экономические потребности человека. Города составляют неотъемлемую часть современных государств как информационные и промышленные центры. Поскольку человеку нужны все факторы жизни (не только экологические, но и социальные, и экономические), необходимо добиться такого сочетания природных и антропогенных ландшафтов, которые бы давали оптимальный результат.

Г. Одум и Ю. Одум [Реймерс, 1994] произвели оценку эколого-экономической эффективности соотношения природных и техногенных систем. Эколого-социально-экономический оптимум достигается при примерно 50—60 % естественных ландшафтов и 40—50 % антропогенно преобразованных (техногенных). В этом случае возможно эффективное социально-экономическое развитие при сохранении относительно высокого качества окружающей среды. В целом с этим подходом согласны Н.Ф. Реймерс, К. Доксиадис, В.В. Владимиров.

Учитывая это, мы должны сместить зону наиболее высокого качества окружающей среды к середине горизонтальной оси, то есть туда, где наблюдаются примерно одинаковые площади природных и антропогенных ландшафтов (голубой цвет).

К. Доксиадис предлагает следующие глобальные нормы эксплуатации территорий (табл. 5.1). Он считает, что в промышленности и сельском хозяйстве должно использоваться еще меньше земель, чем предлагается Г. Одумом и Ю. Одумом.

Таким образом, 67 % территории должно сохраняться в естественном состоянии с минимальными антропогенными нагрузками рекреационного характера, 20 % территории может использоваться для активной рекреации с допущением строительства и индустрии развлечений, остальные 13 % территории предназначаются для сельского хозяйства, промышленности и буферных зон.

Сравним ситуацию в регионе с данной моделью (нормой): 1) площадь естественных ландшафтов в Крыму составляет 25—30 %, что значительно ниже нормы по модели; 2) площадь, занятая сельскохозяйственными угодьями в Крыму, составляет 60 %, что значительно превышает норму по модели; 3) площадь, занятая объектами активной рекреации, в Крыму значительно меньше 20 %.

Таковы главные отличия ситуации в Крыму от норм по К. Доксиадису. Однако его модель предназначена для глобальной системы, то есть для земной поверхности в целом. Для более развитых и урбанизированных территорий соотношение может смещаться в сторону менее значительных площадей естественных ландшафтов, поскольку их недостаток здесь в той или иной степени компенсируется наличием больших территорий естественных ландшафтов в Бразилии, России, Канаде, Австралии, Колумбии, Перу и ряде других стран. Но в этом случае встает вопрос о выплате компенсаций этим странам, выполняющим функции экологических доноров.

Учитывая вышесказанное, можно предложить следующие пропорции типов использования земель в Крыму:

  1. Природные ландшафты с минимальными антропогенными воздей­ствиями — 45—50 %.

  2. Территории, предназначенные для активного рекреационного строительства, — 20 %.

3. Территории, предназначенные для сельского хозяйства, промышленности, градостроительства, — 30—35 %.

Таким образом, главная цель перестройки структуры использования территорий в Крыму — сократить площади, занятые в сельском хозяйстве, и соответствующим образом увеличить территории, занятые естественными ландшафтами. Часть из них — примерно 10—15 % — должна иметь заповедный режим.

По отдельным районам Крыма пропорции значительно различаются: в горной части естественные ландшафты (большей частью лес) занимают сейчас 60—70 % территории, в предгорной — 30—40 %, в равнинной степной — 10—20 % (причем в центральной части полуострова всего 5—10 %), в низменной степной (Присивашье) — 15—20 %. Поэтому добиться восстановления в равнинной части 45—50 % естественных ландшафтов в скором времени невозможно. Но это будет в определенной мере компенсироваться тем, что в горном Крыму естественных ландшафтов больше — 60—70 %.

Большая часть равнинного Крыма имеет довольно высокое загрязнение почв, повышенное загрязнение поверхностных вод и воздуха (рис. 5.2). Высокое загрязнение почв и поверхностных вод связано прежде всего с применением в 60—80-е гг. большого количества ядохимикатов и удобрений, особенно на поливных землях (площадь поливных земель составляет 380 тыс. га).

В горной части источников загрязнения мало и уровень загрязнения невысокий.

На Южнобережье в крупных городах и вдоль автомобильных трасс отмечается повышенное загрязнение воздуха, почв и поверхностных вод. В последние десять лет в связи со спадом промышленного и сельскохозяйственного производства уменьшилось количество загрязняющих веществ, поступающих в природную среду, однако возросло удельное загрязнение. В последние годы на территории региона накопилось большое количество твердых бытовых отходов в виде санкционированных и несанкционированных свалок мусора.

Качество прибрежных вод на протяжении большей части побережья удовлетворительное. Снижение качества ниже нормы наблюдается в пик летнего туристического сезона в акваториях городов Ялты, Евпатории, Севастополя, Керчи, Алушты, Феодосии. Главные источники загрязнения прибрежных вод — канализационные стоки, ливневая канализация, в районе Феодосии и Керчи — морской торговый флот, а в районе Севастополя — военный флот (более подробно см. п. 5.7).

Сохранение высокого качества воздуха и вод в курортных зонах Южнобережья зависит прежде всего от состояния горных лесов. Они в отдельных частях подвергаются большим рекреационным нагрузкам (пешеходный и автомобильный туризм): имеет место уплотнение почв, вытаптывание подроста и трав, разрушение подстилки, пожары, несанкционированное строительство дач в водоохранных зонах (более подробно см. п. 5.8).

Основные факторы снижения качества среды в курортных зонах:

  • высокая загрязненность воздушной среды продуктами сгорания автомобильного топлива (свинец, угарный газ, диоксид серы и др.), котельными;

  • устаревшие промышленные технологии и плохие очистные сооружения, отсутствие ливневой канализации являются причинами загрязнения прибрежных морских вод сточными водами;

  • нерешенность вопроса с твердыми бытовыми отходами, загрязненные воды со свалок проникают в подземные горизонты или весьма быстро достигают прибрежных вод поверхностным путем;

  • деградация лесов на ЮБК как из-за антропогенных факторов (рекреационная нагрузка, вырубка лесов под застройку дачами, пожары и др.), так и вследствие нарушенности биогеоценотических взаимоотношений (уничтожение подроста оленями, нанесение ущерба вредителями и др.), истоки которых также связаны с антропогенными воздействиями.

Исходя из сказанного, оценим экологическую ситуацию в основных природных регионах (рис. 5.3), используя две обобщенные характеристики: 1) территориальную структуру типов использования земель (природных и антропогенных ландшафтов) и 2) степень загрязнения и захламления территории.

  1. Горный Крым занимает левую часть графика со смещением вниз: здесь преобладают естественные ландшафты, а загрязненность и захламленность территории в разных районах неодинаковая.

  2. Южнобережный регион характеризуется преобладанием антропогенных ландшафтов (50—70 %) при широком диапазоне загрязнения и захламления — от небольшого уровня деградации (ландшафтные парки, заповедные территории) до значительного уровня деградации (автомобильные трассы, отдельные городские кварталы, карьеры по добыче строительных материалов, необустроенные свалки и др.).

3. Предгорный район имеет сравнительно высокий процент естественных ландшафтов, но одновременно здесь расположены крупные города и промышленные зоны (Симферополь, Севастополь, Бахчисарай, Белогорск). Загрязнение и захламление территории также колеблется в широких пределах. Это наиболее контрастный район по качеству окружающей среды.

4. Степная равнинная часть имеет наибольший процент преобразованных ландшафтов — здесь распаханность достигает 60—80 %. Одновременно значительные площади территории загрязнены и захламлены.

5. Особый район — Красноперекопско-Армянский. Это зона развития химической промышленности, зона транзита транспорта, воды, электроэнергии; по территории проходит Северо-Крымский канал, автомобильная трасса Херсон—Джанкой—Симферополь, линии электропередач. Этот район можно считать самым неблагоприятным в экологическом отношении.

Сравним Крым с другими регионами Украины по степени антропогенной измененности (см. Топчиев, 1996). Крым по уровню загрязненности воздуха значительно уступает промышленному Приднепровью, но превосходит все другие районы. По уровню загрязненности вод он также сильно уступает названным регионам, а также Причерноморью, находится примерно на том же уровне, что и Украинские Карпаты и Левобережное Приднепровье. В остальных районах (Западное Полесье, Подолье, Киевское Приднепровье) воды загрязнены значительно слабее.

Явно лидирует Крым по степени загрязненности почв пестицидами — 16,9 кг/га. Это в 2,5—4 раза выше по сравнению с другими регионами.

При благоприятных в целом природных условиях в Крыму существуют предпосылки для проявления многих неблагоприятных процессов, особенно в условиях техногенной нагрузки. Речь идет о карсте и суффозии, оползнях, (насчитывается более 1 ООО современных оползневых участков), водной и ветровой эрозии (подвержено 40 % земель), селевых потоках. Большая часть территории полуострова имеет сухой климат, что создает предпосылки для проявления иссушения почвы и ветровой эрозии, ускоренной деградации пастбищ при значительных нагрузках, ограничивает семенное возобновление дубовых лесов. Леса Крыма находятся на границе ареала своего существования и поэтому неустойчивы. Черное море заражено с глубины 200 м сероводородом, имеет слабый водообмен, невысокие возможности саморегулирования экосистем. Азовское море мелководное, что определяет его неустойчивость. Высока по сравнению с другими районами Украины площадь загрязнения подземных вод.

В последние годы стали широко использоваться редкие ресурсы: растения, используемые в лечебных целях, полудрагоценные и поделочные материалы (еще 5—6 лет назад на пляжах рядом с Карадагским заповедником можно было встретить яшмы, агаты, халцедоны, сердолики), древесина, используемая для изготовления художественных изделий, лечебные грязи. В связи с этим требуется разработка особой налоговой политики, правовых и административных мер, которые могли бы приостановить этот вид расхищения. Но наиболее сильный фактор, который мог бы ограничить этот неблагоприятный процесс — изменение представлений людей о ценностях, повышение их культуры. Пляж у Карадага — это природный музей минералов. Его каждый мог посетить, тогда как унесенные с пляжа минералы оказываются у кого-то в частной коллекции и перестают играть роль общественного достояния.

Экологическая ситуация в Крыму не может считаться нормальной из-за захламленности городских и пригородных земель (мусор, химическое и визуальное загрязнение), загрязненности сельскохозяйственных земель и воздушной среды городов, плохого качества воды.

Существенным элементом общественной жизни Крыма, Украины, стран СНГ является слабое внимание властей к экологическим проблемам. С одной стороны, это объясняется необходимостью решения иных первоочередных вопросов социально-экономического характера, с другой — связано с приходом к власти людей без экологического менталитета, не нацеленных на перспективу, не уверенных в своем политическом долголетии. Вложение сил и средств в решение экологических проблем дает отдачу через много лет, и нужна большая политическая воля и уверенность, чтобы вложить капитал (не только финансовый, но и интеллектуальный), который даст отдачу через 10—20 лет.

Пока, к сожалению, власти ориентируются на срочные результаты: за них дается вознаграждение. Перспективные интересы учитываются слабо или совсем не учитываются, а те группы людей и коллективы, которые работают на перспективу, не поддерживаются.

Одной из причин плохой экологической ситуации является безразличие населения к экологическим проблемам. Эта угроза связана с совокупностью условий, в которых формировалось правосознание населения в бывшем СССР. В тех условиях все вопросы решало государство, что и породило феномен отстраненности населения от реального участия в общественной деятельности. Эта угроза носит фундаментальный характер, поскольку коренится в оформившемся за многие десятки лет менталитете человека, в сложившемся характере отношений в системе «государ­ство—общество—население». Современная социально-экономическая обстановка, определяющая обнищание основной массы населения, дополнительно способствует безразличию населения к проблемам, прямо не касающимся его экономического благополучия.