
- •Неоинституциональные модели потребительского выбора. Модель функционального спроса Ланкастера. Нефункциональный спрос: эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена.
- •Функциональный и нефункциональный спрос.
- •Эффект Веблена.
- •Выбор в условиях неопределенности.
- •Санкт – Петербургский парадокс.
- •Теория ожидаемой полезности Неймана-Моргенштерна и результаты ее тестирования.
- •Парадокс Алле.
- •Теоретические концепции поведения экономических агентов в условиях неопределенности и их тестирование. «Рамочные» эффекты.
- •Стохастическое доминирование.
- •Мера абсолютной несклонности к риску Арроу-Пратта. Саrа- Функции.
- •Обмен в условиях неопределенности.
- •Спрос на страхование.
- •100 Долл. За то, чтобы превратить неопределенное будущее в определенное, и его готовность платить говорит о том, что он не склонен к риску.
- •Равновесие по Нэшу.
- •Усечение игры. Повторяемые игры.
- •Сканирующие контракты.
- •Контракты первого и второго наилучшего.
- •Дискриминация по качеству(первого рода). Дискриминация по количеству(второго рода).
Парадокс Алле.
Парадокс демонстрирует неприменимость теории максимизации ожидаемой полезности в реальных условиях риска и неопределённости. Автор корректно, с позиций математики, объясняет суть парадокса. Парадокс демонстрирует, что реальный агент, ведущий себя рационально, предпочитает не поведение получения максимальной ожидаемой полезности, а поведение достижения абсолютной надежности.
Сам Алле провёл психологический эксперимент, описанный ниже, и получил парадоксальные результаты.
Индивидам предлагают выбор по одному решению из двух пар рискованных решений.
В первом случае в ситуации A есть 100 % уверенность в получении выигрыша в 1 млн франков, а в ситуации B имеется 10 % вероятность выигрыша в 5 млн франков, 89 % — в 1 млн франков и 1 % — не выиграть ничего.
Во втором случае тем же индивидам предлагается сделать выбор между ситуацией C и D. В ситуации C имеется 10 % вероятности выигрыша в 5 млн франков и 90 % не выиграть ничего, а в ситуации D 11 % составляет вероятность выигрыша в 1 млн франков и 89 % — не выиграть ничего.
Алле установил, что значительное большинство индивидов в этих условиях предпочтет выбор ситуации A в первой паре и ситуации C во второй. Этот результат воспринимался как парадоксальный. В рамках существовавшей гипотезы индивид, отдавший предпочтение выбору А в первой паре, должен выбрать ситуацию Д во второй паре, а остановивший выбор на В должен во второй паре отдать предпочтение выбору С. Алле математически точно объяснил этот парадокс. Его основной вывод гласил, что рационально действующий агент предпочитает абсолютную надежность.
Парадокс можно сформулировать в виде выбора между двумя вариантами, в каждом из которых с некоторой вероятностью достаётся та или иная сумма денег:
Здесь X — неизвестная выбирающему сумма.
Какой выбор будет более разумным? Результат останется прежним, если «неизвестная сумма» X — это 100 миллионов? Если это «ничего»?
Математическое ожидание в первом варианте равно
,
а во втором:
,
поэтому
математически второй вариант B выгоднее
независимо от значения X. Но люди боятся
нулевого исхода в варианте B и поэтому
чаще выбирают A. Однако если ,
то психологический барьер устраняется,
и большинство уходит от варианта A.
Теоретические концепции поведения экономических агентов в условиях неопределенности и их тестирование. «Рамочные» эффекты.
Принимая решение в условиях неопределенности, индивид всегда участвует в своего рода лотерее. Например, покупая некую акцию, инвестор может как получить значительный выигрыш, так и лишиться инвестированных средств Обозначив через xi исходы в такого рода лотерее, мы можем записать эту лотерею следующим образом
L1 р о х1
(1
- р) о х2 ,
что означает: "Индивид с вероятностью р получит приз х1 и с вероятностью (1 - р) - приз х2 " Альтернативой участию в этой лотерее может быть покупка иной акции
L2 q о х3
(1
- q) о х4
Какую из этих двух лотерей предпочтет индивид? При совпадении перечня исходов(призов) в обеих лотереях (х1 = х3; х2 = х4 ) ответ на этот вопрос может быть обусловлен вероятностным распределением выигрышей. Изменив вероятности получения призов в сторону увеличения вероятности получения лучшего приза, мы получим новую лотерею, которая будет стохастически доминировать исходную (более подробно о стохастическом доминировании будет сказано позднее). Но это отнюдь не снимает проблему ранжирования лотерей при отсутствии четко выраженного стохастического доминирования, столь частого при большем количестве возможных исходов.
Лотереи. Сведение сложных лотерей к простым.
Простая лотерея может быть описана как
вектор вероятностей выпадения возможных
исходов: L(р)=(р1, р2
, ... , рn), где
i
p i =1 и p i ≥
0 для всех i =1, ... , n.
Геометрически простая лотерея соответствует точке на (n -1)-мерном симплексе
Рис.1.1. n = 2
Рис.1.2. n = 3
Сложные лотерии (compound lotteries)- в отличие от простых лотерей - допускают возможность рассмотрения в качестве возможных исходов не только получение индивидом неких конкретных "призов", но так называемых "вторичных" лотерей. Сложной, например, является лотерея, включающая в перечень возможных призов билеты следующего тура этой лотереи.
Математически сведение сложной лотереи к простой, т.е. определение вероятностей получения конечных призов, может быть осуществлено путем расчета сумм условных вероятностей, т.е. вероятностей получения этих призов во вторичных лотереях, взвешенных по вероятностям выпадения вторичных лотерей:
p(xi)
=
i
p(xi
Lj
) p( Lj).
Например, если призами в первичной лотерее выступают лотереи
L1 =(0.6, 0.4) и L2 =(0.2, 0.8), причем вероятность выигрыша L1 равна 2/3, а вероятность выигрыша L2 равна соответственно 1/3, то такая сложная лотерея будет эквивалентна простой лотерее с вероятностями получения конечных призов
(0.6 х (2/3) + 0.2 х (1/3), 0.4 х (2/3) + 0.8 х (1/3) ) = (14/30, 16/30).
Графически этот процесс сведения этой сложной лотереи к простой представлен на рис. 1.3.а, а следующий рисунок 1.3.б иллюстрирует сходную процедуру в предположении существования ( в каждой из двух вторичных лотерей ) уже не двух, а трех конечных призов.
1.3.а |
1.3.б |
Допустимость подобного сведения сложных лотерей к простым следует оговорить как отдельную предпосылку дальнейшего анализа (RCLA - the reduction of compound lotteries axiom), ибо с точки зрения отдельного индивида различные сложные лотереи, сводимые к одной и той же простой лотерее, могут оцениваться весьма различным образом. В частности, Джошуа Ронен (Ronen,1973) убедился, что даже простая перестановка двух этапов лотереи влияет на ее привлекательность для индивидов,а именно, семидесятипроцентный шанс получить 100 долл с вероятностью 30 % оказался более привлекательным для опрашиваемых, чем тридцатипроцентный шанс получить 100 долл с вероятностью 70 %. Но подобного рода соображения мы пока оставим в стороне, и в дальнейшем будем полагать эквивалентными различные сложные лотереи, сводимые к одной и той же простой лотерее.