Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Инстэк_коллоквиум_шпора.doc
Скачиваний:
556
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
1.24 Mб
Скачать

Выбор в условиях неопределенности.

Факторы, обусловливающие необходимость учета фактора неопределенности многообразны.

● Характеристики некоторых товаров, приобретаемых потребителем, изначально не могут быть точно определены в момент покупки. Например, это касается рискованности и доходности ценных бумаг, выпускаемых компаниями.

● К неопределенности приводит действие внешних факторов (states of the World, state of Nature ) влияющих на выбор, осуществляемый индивидом, но никак от него не зависящих. Например, это может касаться регулятивных, правовых, коньюнктурных и пр. изменений, непосредственно затрагивающих деятельность компании и интересы акционеров.

● Неопределенность может порождаться непредсказуемым поведением контрагентов, например, благосостояние инвесторов в существенной степени зависит от того, насколько эффективным будет руководство компанией, осуществляемое менеджерами, от того окажется политика, проводимая Советом директоров компании и в какой в какой степени, она сможет препятствовать возможным злоупотреблениям со стороны высших

менеджеров и пр.

Санкт – Петербургский парадокс.

Собственно привлекательность лотереи или игры  можно попытаться  оценить, определив уровень ее  среднего выигрыша  , стремящийся при n  к величине  математического ожидания  денежного выигрыша

Е(W) =  

Однако еще в 18 веке такого рода подход начал вызывать серьезные возражения.  В частности, Николас Бернулли в 1728 году  обратил внимание на то, что ни один игрок не будет готов заплатить сколь-нибудь  заметную сумму за участие в игре, математическое ожидание выигрыша в которой  равно бесконечности. Суть рассмотренной им игры состояла в следующем: бросается монета, и в том случае, если  орел выпадает в  i - ом бросании, игрок получает выигрыш, равный 2^i. Вероятность выпадения орла  в  i - ом бросании составляет

 рi=(1/2)i, т.е.1/2, 1/4 и т.д.

Номер игры

1

2

...

n

Выигрыш

2

4

...

2 n

Вероятность

1/2

1/4

...

1/ 2n

Е(W) == (1/2) i 2 i= 1+1+.....+1= ∞

Парадоксальность этой ситуации состоит в том, что  не найдется желающих платить, скажем 1 млн долл, за право участия в подобной игре, несмотря на то, что эта сумма несопоставимо меньше математического ожидания выигрыша - бесконечности.

Собственно, одновременно выдвинутая  Габриэлем Крамером и   Даниэлем Бернулли гипотеза о том,  что важна не сама сумма выигрыша, а та полезность которую получает потребитель1 , не является решением этого так называемого Санкт-Петербургского парадокса , но она способствовала весьма здравому теоретическому переосмыслению проблемы.

Привычные аксиомы потребительского выбора, лишь несколько модифицированные применительно к рассматриваемым ситуациям неопределенности.

Мы будем полагать, что предпочтения индивида на пространстве простых лотерей  L  асимметричны и негативно транзитивны.

Во многом мы повторим традиционные аксиомы анализа поведения потребителя, когда будем говорить о том, что

         - объекты выбора (в данном случае лотереи) должны быть  четко определены;

         -ситуации с одними и теми же исходами должны вести к одинаковым решениям;

         - индивид должен быть в состоянии произвести анализ имеющихся альтернатив;

          -предпочтения относительно лотерей должны быть транзитивны, локально ненасыщаемы и т.д.

Особое положение в перечне исходных аксиом занимает аксиома непрерывности предпочтений индивида относительно  простых лотерей.

Содержательно эта предпосылка важна с той же самой точки зрения, что и в условиях определенности  она позволяет упростить анализ, отказавшись от рассмотрения поведения индивидов, обладающих лексикографическими предпочтениями. Например,  покупка акций, облигаций или прочих товаров, чья покупка сопряжена с той или иной степенью неопределенности,   сопровождается постоянным торгом между  повышением надежностью компании и понижением уровня доходности ценных бумаг. Для индивида с лексикографическими предпочтениями и приоритетом безопасности вложений над экономической выгодой такого рода решение было бы невозможно.