Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
61.86 Кб
Скачать

3.Социально-этические и гносеологические представления Средневековья.

Важнейшей частью идеологической надстройки Древней Руси с конца X века становится христианство, провозглашенное при князе Владимире Святославиче государственной религией. Введение христианства (согласно общепринятой точки зрения – 988 год) явилось не только объективным по сути, но и "прогрессивным явлением, способствовавшим установлению и развитию экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами''. Многое сближает соседствующие на историческом поле культуры язычество и христианство. В обеих религиях есть духи добра и зла; кроме реального мира существует еще и неземной, где живут души. Для обеих характерно представление, что силы добра и зла можно расположить к себе просьбой, молитвой, заклинанием либо через жертву.

"Отличаются языческая и христианская идеология с философской точки зрения следующим. Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы, оно было глубоко пантеистическим и по всей своей сути выражало изначальное отношение к миру, сравнимое с непосредственной психологией ребенка. Язычество есть "религия самодавлеющего космоса". Нерасторжимость с миром вечного круговращения природы, политеистическое поклонение ее стихиям, неразличение духовного и материального аспектов бытия, преклонение перед тотемами и культ предков как принципы социальной детерминации – таковы основные особенности языческого мировоззрения. Христианская идеология вырабатывает качествено новую концепцию мироздания. Вместо натуралистического равновесия она вводит противостояние духа и материи. И в мире, и в человеке усматривается непримиримая борьба двух противоположных начал, отождествляемых с душой и плотью, с Богом и дьяволом, добром и злом. Отсюда и всесторонняя зависимость средневековой философии or теологии (от "тео" - бог и «логос" - слово, учение; богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога), а всех средневековых социальных институтов - от церкви. Философия в эпоху Средневековья существовала главным образом в форме схоластики, которая рассматривалась как наука, поставленная на службу теологии, как «служанка теологии».

4.Историософия Средневековья.

Для произведений времени Киевской Руси характерно обращение к социально-политической и этической проблематике. В памятниках разнообразной по жанрам литературы высшей ценностью жизни провозглашается разум, нравственность, человеколюбие, гражданская и политическая мудрость. Характерны панегирики просвещению ("книжному почитанию"). В X-XIV веках были чрезвычайно популярны т.н. "флорилегии" – сборники изречений из Библии, трудов античных и средневековых философов и ученых. С их помощью широкие слои грамотного населения знакомились с основами просвещения. В центре внимания этого жанра – нравственные проблемы, связанные с социально-политическими и гносеологическими вопросами. В их содержании сочетаются христианское мировоззрение, античная философия и народная мудрость. По структуре афоризмы флорилегий близки к народным пословицам и поговоркам. Один из наиболее представительных и читаемых сборников XI-XIII веков носит название «Пчела». Большой популярностью на Руси в средние века пользовалась "Диоптра". Книга имеет компилятивный характер, обобщает многие христианские идеи о человеке, его основных ценностях и месте в мире. Обильно цитируется Библия и работы "отцов церкви". "Диоптра" утверждает, что земной мир непостоянен, а преходящ и поэтому малоценен. "Жития святых" – прославляли дух сподвижничества и монашеский аскетизм. Их основные идейно-содержательные установки заключали в себе:

- противопоставление преходящей славы и бренности земного мира миру вечному и беспредельному;

- христианскую идею ценности индивидуального человеческого бытия как верности Богу и заповедям христианской веры;

- идею истинности человека, который осуществил сознательный выбор жизненного пути, который есть выбор добра, света, любви и человечности в христианском понимании.

По христианству, истинное слово, знание, книга есть прежде всего познание Бога, а книжник – это посредник между приобщенным к этому знанию и теми, кому еще не открылся новый смысл.

Особое место в историософии Киевской Руси занимаег «Слово о

Законе и Благодати» Илариона. Созданное в середине XI века во время культурных и просветительских начинаний Ярослава Мудрого, оно стало первым дошедшим до нас опытом философии истории в древнерусской мысли. В основе философско-исторической концепции Иллариона – идея равенства всех народов перед христианской "Благодатью". Иларион в своем сочинении, по существу, осуждает провозглашенную в Веьтхом завете идею богоизбранности одного народа – евреев, и говорит о равноправии народов в христианском вероучении. Илларион выдвигает своеобразную религиозно-социологическую концепцию, по которой исторический процесс рассматривается в виде смены форм религии. "Слово..." ставило своей задачей показать и утвердить величие Русской земли, в которой утверждались новые общественные феодальные порядки и христианство. Тогда же была написана первая "русская" летопись - т. н. Древнейший свод.

"Повесть Временных Лет" признает важную консолидирующую и культуросозидающую роль христианства с которым на Русь приходит грамота, книги, новое мировоззрение. Основная его идея - не столько мученичество святых за веру, сколько единство "Русской земли", осуждение княжеских усобиц. Особую идеологическую нагрузку несет включенная в летопись легенда о посещении "Русской земли" апостолом Андреем Первозванным.

Актуальные социально-политические и нравственные проблемы затронуты в «Поучении" Владимира Мономаха (начало XII века). "Поучение" Мономаха было попыткой идеологическими и моральными средствами предотвратить княжеские раздоры и сохранить единство Руси в условиях феодальной раздробленности. Его главная идея - призыв к князьям руководствоваться не личными, а общегосударственными интересами, строго соблюдать новый феодальный правопорядок.

Среди произведений феодальной эпохи особое место не только как замечательное поэтическое произведение, но и как философская поэма занимает «Слово о полку Игореве». Переживая за будущее родной земли, автор обращается ко всем "русским князьям", прежде всего к киевским и полоцким, с призывом одуматься, прекратить междоусобную вражду.

В XIII—XIV веках белорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, и уже в этих государственных рамках идет процесс формирования белорусской народности и ее культуры. Особое значение для выражения идеологического сознания нового государства приобретает белорусско-литовское летописание. В первом общегосударственном летописном своде ВКЛ (Супрасльской летописи 1446 года) звучит идея исторической связи белорусских земель и нового государства с Древней Русью, и само сочинение являет собой пример генетической связи с общерусским летописанием. В более поздних списках белорусско-литовских летописей, таких как Летопись Красинского, Летопись Рачинского, "Хроника Быховца" и т.д. содержится принципиально иная трактовка исторических событий. В них нет ни общеславянской, ни белорусско-литовской частей. С самого начала главенствующими выступают интересы литовской знати, в центре внимания оказывается литовская история в ее абсолютной самостоятельности и суверенности. Так, в "Хронике Великого княжества Литовского..." приукрашается и героизируется прошлое Литвы, умаляется история Руси. Внимание акцентируется на "завоевании" Руси литовцами, на версии об их "римском" происхождении.

Приобщение белорусских племен к новой религии шло в основном мирным, эволюционным путем. На территории Беларуси в течение многих столетий уживалось язычество и христианство. Многовековое сосуществование «поганства» и христианства способствовало становлению веротерпимости, толерантности белорусов. Религиозная терпимость в ВКЛ утверждалась постепенно и неоднократно подвергалась историческим испытаниям. Так, по решению Кревской унии 1385 года господствующей религией был провозглашен католицизм.