- •Секция 1
- •Коррупция как главная эндогенная угроза национальной безопасности
- •Некоторые политические и уголовно- правовые проблемы противодействия коррупции
- •Законодательства
- •О соотношении коррупции и организованной преступности
- •Вопросы совершенствования деятельности в сфере борьБы с коррупцией
- •Карагандинского юридического
- •Коррупция как политико-правовой феномен в Республике Казахстан
- •Проблемы использования результатов орд в процессе доказывания по уголовным делам о взяточничестве и вымогательстве
- •Генеральной прокуратуры рф
- •Задачи прокурорского надзора в сфере размещения заказов
- •Т. И. Отческая,
- •СПб юи (филиала) Академии
- •Проблемы противодействия коррупции в сфере обналичивания денежных средств
- •Проявление коррупции в способах совершения преступления, характеризуемого как «корпоративный захват»
- •В. В. Хилюта,
- •СПб юи (филиал) Академии
- •Законность при проведении выборов как способ противодействия коррупции
- •Координирующая роль прокуратуры и избирательных комиссий в противодействии электоральной коррупции
- •О проблемах применения уголовно-
- •Процессуального законодательства
- •В дореволюционной России
- •(На материалах Уфимской губернии)
Проблемы использования результатов орд в процессе доказывания по уголовным делам о взяточничестве и вымогательстве
Российская практика противодействия преступности свидетельствует, что успех борьбы с такими проявлениями коррупции, как взяточничество и вымогательство, обеспечивается только при условии использования наряду с процессуальными средствами (а они остаются основными и составляют содержание предварительного расследования и судебного рассмотрения дела) методов оперативно-розыскной деятельности.
Изучение прокурорско-следственной и судебной практики показало, что в целях выявления и раскрытия фактов взяточничества и вымогательства чаще всего проводится орм оперативный эксперимент. Пристальное внимание к результатам проведения оперативного эксперимента, например передачи взятки под контролем, объяснимо, поскольку именно от его результатов зависит не только решение вопроса о возбуждении уголовного дела, но и успех всего дальнейшего расследования; на результатах данного орм базируются приговоры по большинству уголовных дел о взяточничестве или вымогательстве.
Однако негативным обстоятельством, усложняющим использование результатов ОРМ оперативный эксперимент в доказывании по уголовному делу, является отсутствие в законе и подзаконных актах полного перечня и категорий оперативно-служебных документов, составляемых по результатам проведенного ОРМ. Действительно, в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРМ должны быть отражены в оперативно-служебных документах. Но, к сожалению правоприменителей, данный Закон не определяет содержание оперативно-служебных документов и не предусматривает сроков, в течение которых они должны быть составлены. А поскольку законодателем не определены документы, которые составляются в ходе ОРМ, то перечень таких документов может быть установлен внутриведомственными нормативными актами органа, осуществляющего ОРД. Поэтому на практике органы, осуществляющие ОРД, результаты ОРМ оперативный эксперимент оформляют в соответствии с ведомственными нормативными актами в виде рапорта, сводки, справки, справки-меморандума, акта сотрудников и т. д.). Многие из оперативно-служебных документов составляются оперативными сотрудниками задним числом, по памяти, иногда в спешке, а потому они не всегда достаточно отражают полученную оперативную информацию. Поэтому по делам о взяточничестве и вымогательстве среди ходатайств, заявленных на предварительном следствии и судебном разбирательстве стороной защиты, лидируют ходатайства о признании недопустимыми доказательств, сформированных на основе результатов ОРМ оперативный эксперимент.
В настоящее время порядок представления результатов ОРД для использования в процессе доказывания по уголовным делам регламентирован межведомственной Инструкцией «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 17 апреля 2007 г. (далее — Инструкция от 17 апреля 2007 г.)1.
К сожалению, Инструкция от 17 апреля 2007 г., как и ранее действовавшие ведомственные акты2, содержит предписания, которые могут трактоваться неоднозначно, ее отдельные положения противоречат законодательным актам, наконец, она сохраняет нормативную неопределенность порядка документирования ОРМ.
Методика преобразования результатов ОРД в доказательства и их использования в процессе доказывания составляет важную и сложную проблему, решение которой находится на стыке теории уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не дает четкой регламентации введения результатов орд в уголовный процесс. Более того, ст. 89 УПК РФ предусмотрено, что «в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим кодексом». В связи с этим возникает множество вопросов, поскольку такой подход противоречит идеологии оперативно-розыскного законодательства, закрепленной в ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», декларируемой уголовно-правовой и уголовно-процессуальной политике государства, направленной на борьбу с любыми преступными проявлениями, и отражает недоверие сотрудникам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В сложившейся на сегодняшний день ситуации вокруг использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам о взяточничестве и вымогательстве необходимо четко определить правовой статус результатов ОРД и их значение для процесса доказывания. По нашему мнению, в первую очередь необходимо законодательное разрешение существующих проблем:
1. Внести в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» изменения, предусматривающие обязательное для всех органов, осуществляющих ОРД, форму оформления и содержание.
2. Привести в соответствие с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными законодательными актами Инструкцию от 17 апреля 2007 г.
3. Устранить противоречие между положениями ст. 89 УПК РФ и ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», поскольку отсутствие единого правового механизма использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве порождает различные толкования действующих нормативно-правовых актов, что, в свою очередь, ведет к наличию существенно отличающейся друг от друга на местах следственной и судебной практики.
В связи с тем что оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность осуществляются в разных правовых полях, при формировании доказательств на основе результатов ОРД, полученных в ходе проведения ОРМ, оперативный работник, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, и следователь, производящий расследование, основное внимание должны уделять именно процессу преобразования результатов ОРД в доказательства по уголовному делу. А для этого необходимо периодически, с учетом постоянно меняющегося законодательства, на основе обобщения прокурорско-следственной и судебной практики составлять методические рекомендации использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам.
В. А. Пак,
декан факультета повышения
квалификации Иркутского юридического института (филиала) Академии
