Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сети связи / Литература / Современные телекоммуникации.doc
Скачиваний:
122
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
5.02 Mб
Скачать

Глава 20.

«Блеск и нищета» российского сектора

программирования

Начиная с 1977 года авторитетная в компьютерном мире орга­низация Association for Computing Machinery (ACM) проводит ежегод­ное командное первенство мира по программированию среди сбор­ных команд высших учебных заведений. Российские команды прини­мают участие в соревнованиях с 1994 года. В 2000 и 2001 годах победи­телем этого престижного турнира стала сборная команда Санкт-Петербургского государственного университета, в 2004 году — сбор­ная команда Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО). В 2006 году 5606 команд из 84 стран мира обошли представители Саратовского государственного университета. К этим победам можно добавить высокие результаты, достигнутые российскими командами на этих и других соревнованиях, что подтверждает высо­кий уровень российской школы программирования.

Безусловно, потенциал российских программистов мог бы обеспечить стране возможности стать крупнейшим мировым экспор­тером программного обеспечения. Вместо этого, Россия стала крупнейшим экспортером специалистов с высшим техническим образованием. «Новая газета», сообщая67 о победе саратовских сту­дентов на первенстве мира по программированию, привела такие цифры: в Саратовском государственном университете аспирант получает 2,5 тысячи рублей в месяц, преподаватель — кандидат наук — 4,5 тысячи рублей, а стартовая зарплата молодого программиста компании Google составляет 70 — 100 тысяч долларов в год. Наша страна не сумела обеспечить соответствующий уровень благосо­стояния специалистов. Более того, многие программисты просто не имеют возможности самореализации. В апреле 2001 года Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с представителями бизнеса в сфере высоких технологий подчеркнул, что невостребован­ность программистов оборачивается тем, что многие из подготавливае-мых в стране 300 тыс. специалистов вынуждены уезжать в США и Западную Европу. Там им создают все условия для благоприятной работы. Так, в 2000 году в США был принят закон «Американская кон­курентоспособность в XXI веке», согласно которому процесс получе­ния виз российским эмигрантам — IT-специалистам существенно упростился. Реакцией на высказывания российского Президента стало создание программы «Электронная Россия». Было сформули­ровано много возможных мер государственной поддержки: прямые бюджетные вливания, налоговые льготы и преференции, создание инвестиционных фондов, строительство технопарков. Но все это не получило практической реализации. Одновременно происходил про­цесс вымывания российского программного обеспечения и активи­зации закупки для государственных органов и государственных орга­низаций программного обеспечения у зарубежных фирм. Т.е. рос­сийские программисты все больше и больше лишались заказов. Наи­более яркий пример — закупка компанией «Связьинвест», в Совете директоров которой доминируют представители государства, про­граммного обеспечения для управления предприятием и для систем биллинга. Летом 2003 г. было объявлено о приобретении «Связьинве­стом» комплекта лицензий на установку программного обеспечения для управления предприятием Oracle E-Business Suite за рекордные 153 млн. долл. В 2004г., как образно выразился один из журналистов, «шопинговая лихорадка» «Связьинвеста» продолжилась. За 480 мил­лионов долларов у израильской компании Amdocs было закуплено программное обеспечение для биллинговых систем. Внедрять его в России будет консалтинговое подразделение IBM. В это же время Президент Российской Федерации на встрече с победителями сту­денческого чемпионата мира по программированию вновь указал, что лишь 30 процентов программистов в регионах имеют возмож­ность найти работу по специальности. В.В. Путин подчеркнул необхо­димость создавать дополнительные возможности обеспечения рабо­той российских компьютерщиков.

Нисколько не умоляя авторитет крупнейшего мирового производи­теля софта — компании Amdocs (тем более, что 10% его сотрудников — наши бывшие соотечественники), укажем, что российская Ассоциация CBOSS имеет опыт успешной конкуренции с этой компанией в различных странах мира. Но не в России, где к участию в конкурсе «Связьинвест» пригласил только три иностранные компании [59]. Нельзя не согласиться с президентом CBOSS Андреем Морозовым, который заявил:

«Россия выбрасывает на приобретение зарубежных прикладных решений миллиарды долларов. Причем в тех случаях, когда у нас есть собственные продукты, к тому же востребованные на внешних рынках. Там мы боремся с зарубежными компаниями на равных, и им, этим фирмам, приходится прилагать немало усилий для победы в конкурсах и тендерах. В России же они нас побеждают без всяких усилий. Причем побеждают благодаря поддержке нашего же госу­дарства».

Между прочим, в самом «Связьинвесте» (точнее, у его дочерней компании «Ростелеком») имеется полезный опыт [86] поддержки национальных производителей волоконно-оптического кабеля в середине 90-х годов прошлого века. Целенаправленная помощь опе­ратора позволила в 1996 году не только отказаться от закупок зару­бежных кабелей, но и осуществлять экспорт оптического кабеля за рубеж.

Другой проблемой, тормозящей развитие российского рынка программного обеспечения, является банальная кража продуктов и их незаконное копирование — «программное пиратство». По разным источникам его размер составляет 85 — 87%. Кого-то может уте­шать, что воруют не только российский программный продукт, но и зарубежный. Однако несложные расчеты показывают, что снижение уровня пиратства только на 15% эквивалентно удвоению объема рос­сийского программного продукта.

Сегодня уже трудно говорить о чисто российском рынке про­граммного обеспечения. В стране открыты филиалы или представи­тельства крупнейших зарубежных компаний — производителей софта. В некоторые успешные российские компании также пришли зарубежные инвестиции. В марте 2005 года российская «Аэлита», производящая системы управления доступом, была куплена амери­канской «Quest» более чем за 100 млн. долларов. «A4Vision», разра­ботчик биометрических систем распознавания человека на основе трехмерной фотографии лица, почти полностью принадлежит ино­странцам. Мировой лидер в разработке систем автоматизации про­изводства американская «Honeywell» купила российскую компанию «Петроком», специализирующуюся на программном обеспечении и оказании консалтинговых услуг в сфере оптимизации нефтехимиче­ского производства. В 2005 году происходили сделки с российскими компаниями — разработчиками компьютерных игр. Так, венчурное подразделение «Intel» и «Quadriga Capital Russia» приобрели 30% акций компании «Акелла» за 3 миллиона долларов США. Контрольные пакеты российских производителей компьютерных игр «Нивал» и «Бука» куплены американцами. Производитель антивирусов «Лабо­ратория Касперского» тоже имеет западных владельцев. В 2006 году шведская корпорация «Teleca» приобрела 100% акций нижегород­ской компании «Тэлма», производящей программное обеспечение для мобильной связи. Все эти компании продолжают работать в Рос­сии на благо российской экономики и российских граждан.

На мировом рынке программного обеспечения [77] происходит стремительная консолидация компаний. Поэтому важно правильно определить роль и место российских производителей программного обеспечения на российском и мировом рынке с учетом националь­ных интересов и приоритетов. Автору представляется, что продуман­ная стратегия здесь подменяется отдельными, внешне привлека­тельными решениями.

При анализе возможностей России по использованию тех или иных видов программного обеспечения прежде необходимо оценить критическую для национальной безопасности и национальных инте­ресов массу программного продукта зарубежного производства. Конечно, нельзя полностью оказаться от зарубежных программных продуктов в стратегически важных государственных системах, но необходимы определенные меры по обеспечению информационной безопасности. Несмотря на дополнительные затраты, связанные с разработкой собственного программного обеспечения, многие высокоразвитые страны предпочитают именно такой подход в крити­чески важных сферах.

При оценке роли России на мировом рынке программного обес­печения следует принять решение о доле участия как в разработке программ самого высоко уровня, так в выполнении достаточно про­стых программ, а также о месте на рынке аутсорсинга. В первом слу­чае речь идет о конкуренции или партнерстве с мировыми гигантами софта, во втором — о конкуренции с Индией и Китаем.

При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что западные компании больше заинтересованы иметь в России свои центры про­граммирования, но не отдавать нашим подрядчикам разработку про­грамм самого высокого уровня.

В зависимости от принятой стратегии должны быть определены меры государственной поддержки. В частности, выглядят привлека­тельными идеи создания ИТ-парков на территории России и венчур-ного инвестиционного фонда, ориентированного на 1Т-индустрию. Президент Российской Федерации В.В. Путин отдал соответствую­щие распоряжения. Государственная Дума Российской Федерации приняла изменения в Налоговый Кодекс с целью введения специаль­ного режима налоговой деятельности для российских ИТ-компаний, имеющих высокий экспортный потенциал. В частности, предусма­тривается замена налога на прибыль, имущество и ЕСН единым налогом.

Постановлением Правительства России от 9 августа 2006 г. принято решение о создании Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий.

10 марта 2006 года Правительство России утвердило государ­ственную программу «Создание в России технопарков в сфере высо­ких технологий», назначив Мининформсвязи межведомственным и финансовым координатором проекта.

Технопарки в сфере высоких технологий объединят предприя­тия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные органи­зации и учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организа­ции, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.

Технопарки в сфере высоких технологий в 2006 — 2010 годах планируется создавать на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татар­стан и Санкт-Петербурга.

Отличительной особенностью технопарков в сфере высоких тех­нологий, создаваемых в рамках программы, является то, что объекты их инфраструктуры создаются, в том числе, за счет средств бюджета Российской Федерации.

Государственная поддержка носит адресный характер и не под­меняет рыночные механизмы развития высокотехнологичных отра­слей экономики.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции и местного самоуправления в рамках своих полномочий обеспе­чивают решение земельных и социальных вопросов. Финансовое обеспечение строительства необходимых офисных зданий, произ­водственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней в рамках федеральных и региональных программ и внебюджетных источников.

В целях обеспечения функционирования технопарков в сфере высоких технологий образуется координирующий орган, в состав которого входят представители федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отраслевых ассо­циаций, научных и образовательных учреждений, а также представи­тели инвесторов технопарков в сфере высоких технологий. Функции по созданию технопарка в сфере высоких технологий и управлению им осуществляет управляющая компания, работающая под руковод­ством координирующего органа.

Программа имеет среднесрочный характер и рассчитана на реа­лизацию в течение 2006 — 2010 гг.:

  • 2006 — 2007 годы — создание органов управления технопарка­ми в сфере высоких технологий, проведение предпроектных и про­ектных работ для начала строительства, подготовка базовой инфра­структуры, строительство объектов, разработка программы, напра­вленной на продвижение российских высокотехнологичных пред­приятий на мировой рынок, реализация маркетинговых и других организационных мероприятий;

  • 2008 — 2010 годы — развитие инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий, привлечение ведущих мировых высоко­технологичных компаний для размещения своих производств в тех­нопарках в сфере высоких технологий, реализация программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.

В апреле 2006 года в Санкт-Петербурге в рамках программы началось строительство первого ИТ-парка на базе Государственного университета телекоммуникаций имени проф. М.А. Бонч-Бруевича. Он расположится на территории в 44 гектара недалеко от станции метро «Улица Дыбенко». Планируется, что на территории нового тех-ноквартала разместится образовательный корпус, жилье, а также офисы 300 компаний со всего мира, работающих в сфере высоких технологий.