Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ryabkov_V_M_Antologia_form_prosvetitelnoy_KDD

.pdf
Скачиваний:
575
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
3.62 Mб
Скачать

51

человек. В состав культурно-просветительных кружков входили деревенские коммунисты и местная интеллигенция, вокруг которых объединялась наиболее передовая и сознательная молодежь деревни. Многие кружки имели свои программы и уставы, определяющие систему их организации и содержание работы.

Основой большинства создаваемых в тот период культурно-про- светительных кружков был принцип добровольного членства. Это не исключало, однако, возможности входить в состав кружка без взноса. Членами культурно-просветительных кружков могли быть не только отдельные граждане, но и общественные учреждения и организации, кредитивные товарищества, потребительские общества и союзы, кооперативы, которые имели в культурно-просветительных организациях своих представителей.

Во главе руководства стоял Общественный Совет или правление, избираемые на общем собрании членов. Как правило, кружки и общества, не имея своих помещений, работали на базе школы, кооперативов. Деятельность кружков часто начиналась с простого - постановки своими силами спектаклей или организации концертов - и постепенно переходила к более сложным формам.

Характерным было многообразие целей, которые ставили перед собой культурно-просветительные кружки. Это определялось в одном случае - влиянием городских агитаторов, демобилизованных солдат, партийных коллективов, в другом - эсеровски настроенной интеллигенцией, кулачеством. Так, многие кружки ограничивали свою программу лишь образовательными задачами. "Побольше света и знания в глухую деревню" - таков был девиз множества культпросветкружков Вятской и Тульской губернии.

Существовали культурно-просветительные кружки, особенно широко распространенные в Смоленской и Пензенской губерниях, которые

52

использовали разнообразные методы и средства клубной работы лишь для изучения агрономических наук.

Зачастую программа клубной работы кружка носила расплывчатый характер и была неопределенной. Например, культурно-просветительный кружок деревни Минина Поляна Верхнее -Устюжского уезда Тверской губернии так сформулировал свои задачи: "Осуждая отныне и навсегда озорство, картежную денежную игру, пьянство, сквернословие, курение табака, драки и обиды друг другу, мы искренне желаем проводить наше свободное время разумно".

Многие клубные кружки, особенно Тверской и Костромской губерний, ограничивались лишь постановкой спектаклей развлекательного характера и организацией танцевальных вечеров. Большей частью во главе их руководства стояли представители эсеровского лагеря, которые часто превращали просветительные мероприятия в доходную статью, а учреждение культуры - в место общения наиболее зажиточной части деревни (цены, устанавливаемые на спектакли и вечера, были очень высоки). Функционировали также культурно-просветительные кружки с ярко выраженной контрреволюционной программой.

Однако уже в это время активно работали клубные кружки, целью которых было политическое просвещение широких масс крестьянства, пропаганда мероприятий Советской власти, разоблачение сущности кулачества. "Постановка спектаклей и концертов, лекции о религии и текущем моменте, чтение газет и практические занятия в мастерских", - вот что входило, например, в программу деятельности кружка деревни Большие Пекселы Рязанской губернии. Некоторые такие кружки занимались подготовкой из местных крестьян "агитаторов по вопросам политики и земли". Другие, как, например, молодежь Тихвинского уезда Петроградской губернии, стремились к "поднятию нравственного и культурного уровня путём устройства чтений, лекций, спектаклей и вечеров спайки". В Уставе деятельности этого кружка было также записано: "отказаться от

53

употребления нецензурных слов и песен, стремиться поддерживать своих товарищей в их борьбе с деревенскими богатеями, организовать библиотеку-читальню, приступить к обучению неграмотных, открыть в селе Луге народный дом".

С каждым днем количество кружков с подобной программой возрастало. Они распространяли советские газеты и журналы, знакомили население с декретами и распоряжениями Советской власти. На собранные от спектаклей и концертов деньги выписывали литературу, устраивали чтения, создавали народные дома.

Культурно-просветительный кружок был наиболее распространенной, популярной, но не единственной формой клубного строительства в деревне. Иногда это было первым шагом к созданию нового очага социалистической культуры, началом творческих исканий.

Наряду с возникновением и деятельностью культурно-просветительных кружков и часто по их инициативе в сельской местности (большей частью в волостях или уездах) организуются народные дома. К концу 1918 - началу 1919 года по данным, полученным только из 210 уездов, в республике насчитывалось 1490 народных домов.

Народные дома устраивались в бывших помещичьих имениях, в реквизированных домах кулаков и попов, при волостных правлениях или в специально выстроенных зданиях. Они, по существу, отличались от подобных учреждений культуры, которые существовали в России до революции.

"Народные Дома у нас в России,- писала Н.К.Крупская, - в большинстве случаев влачили жалкое существование и чаще всего сводились к простым чайным. Теперь они могут развиться в то, чем они должны быть - в центры духовной жизни трудового населения". Явившийся естественным завершением деятельности культурно-просветительного кружка или общества, нередко построенный или переоборудованный на средства от культурно-просветительной работы, народный дом должен был

54

удовлетворять культурным запросам населения. Как правило, он представлял из себя комплексное учреждение клубного характера, обладающее возможностями для всестороннего развития личности. Объединяя учреждения различного характера: библиотеку и музей, читальню и кинематограф, волшебный фонарь и театр, всевозможные кружки и детские ясли, агрономический пункт и лавку потребителей, ссудосберегательное товарищество и опытное поле - народный дом являлся тем местом, вокруг которого группировались все сельские и волостные культурные учреждения и кружки, базой для всех культурнопросветительных и общественных организаций окрестных деревень. Народный дом, таким образом, должен был быть не только местом отдыха и развлечений как раньше, но и центром культурно-просветительной и идеологической работы.

Цели и задачи этого комплекса клубного учреждения в первые годы революции определялись в зависимости от того, кем был создан народный дом, какая организация осуществляла финансовую помощь и руководство работой. Иногда это было учреждение для отдыха и развлечений. Это выражено, например, в уставе одного из народных домов Нижегородской губернии, где главное - "добиться развития культурно-просветительных начал среди местного населения и доставление ему возможности разумного использования праздничного и свободного от занятий времени." Шаловский народный дом Лужского уезда Петроградской губернии, возникший 15 декабря 1918 года, стремясь к всестороннему удовлетворению интересов населения, объединял театр, клуб, библиотеку, различные кружки, школу слесарей и кузнецов.

Анатолий Васильевич Луначарский представлял себе народный дом "одновременно, как центр политической, профессиональной и кооперативной жизни". Система работы народного дома была рассчитана на самодеятельность и активное творчество коллектива, но в то же время она подразумевала необходимость систематического влияния советских

55

организаций. Позднее, в 1919 году коллегия Наркомпроса утвердила народный дом как синтез всех внешкольных учреждений данной местности, который в то же время мог выполнять некоторые хозяйственные

иэкономические функции. Вслед за этим, 1-й Всероссийский съезд внешкольников признал народный дом центром местной общественной жизни

иважнейшим очагом культуры.

Таким образом, народный дом был введен в государственную систему народного образования, идейное руководство, финансирование, обеспечение персоналом которого, стало осуществляться Наркомпросом.

Одним из новых типов клубного учреждения, рожденного революционным творчеством масс, явилась изба-читальня. По утверждению профессора Е.Н.Медынского, избы-читальни, выполняя роль, библиотек, существовали уже с 1915 года в Уфимской и Ярославской губерниях в количестве 2 - 2,5. тысяч.

Октябрьская революция, разбудившая сознание и творческую энергию, содействовала появлению нового типа изб-читален - мест широкого

обсуждения острых

вопросов, дискуссий и

споров о

сущности

происходивших событий.

Гражданская война

и классовая

борьба в

деревне вызывают массовый рост изб-читален. Большое число их возникает по инициативе сельских партийных и комсомольских ячеек. Избы-читальни создает для населения и Красная Армия. Уже это определяет особенность данного типа клубного учреждения, его цели и задачи.

В большинстве случаев возглавляемые представителями местных организаций избы-читальни являлись проводниками советского влияния на крестьянство, опорными пунктами власти в деревне. Речь идёт о новом направлении, новом содержании в развитии культуры в деревне, когда инициатива снизу была, умело, направлена государством в нужное для народа в данный момент русло. "Изба-читальня, - по словам Н.К.Крупской, - являлась суммой всех просветительных учреждений в деревне".

56

Крестьянин шел в избу-читальню со своими сомнениями, радостью, горем и жалобами, шел, чтобы понять политику государства, чтобы разобраться в сути налоговых кампаний, при выборах в Советы, при сборах пожертвований и т. п. Подчеркивая огромное значение деятельности избчитален,… Н. К. Крупская рассматривала ее как "самую элементарную ячейку внешкольного образования"//Косенко, Л. Н. Сельские клубные

учреждения в первые годы советской власти/Л.Н. Косенко. - Л.: ЛГИК, 1968. - С. 3 - 14, 28 - 34.

Клубы

С первых дней советской власти перед государственной властью во весь рост встала проблема идейного воспитания и поднятия культурного уровня народа. Эта проблема могла быть решена лишь путем создания системы политической работы в массах. В этой системе отводилось большое место клубным учреждениям. Они получили всестороннюю помощь государства, область культурно-просветительной работы впервые в истории нашей страны стала государственным делом.

Творчески развивая лучшие традиции революционных клубов России,

государство стремилось привлечь

клубные

учреждения к активному

участию в государственном строительстве, в

воспитании и просвещении

трудящихся.

Клубные учреждения в этих условиях, являясь массовыми организациями, как в городе, так и в деревне, должны были занять особое место в государственной системе идейно-просветительной работы, определяемое своим новым положением в социалистическом обществе.

В чем же заключалась эта особая роль клубных учреждений на первом этапе революции, когда культура нового общества еще только складывалась?

Анализ архивных материалов, различных положений и декретов, материалов Наркомпроса, профсоюзов и Красной Армии за первые послеоктябрьские годы, когда шел процесс возникновения, формирования и

57

развития клубных учреждений, показывает, что вопросам клубного строительства уделялось серьезное внимание.

Вопрос о государственной системе клубных учреждений, об организации внешкольного образования отражен в специальных «Положениях», принятых в 1919 году на Первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию. В документах, а также в циркулярах и директивах Внешкольного отдела Наркомпроса изложены основные положения по организации деятельности клубных учреждений.

Развитие клубной деятельности, в тот период, определялось переломом в психологии народных масс, вызванным социалистической революцией. Учитывая это, нужно было пробудить у рабочих и крестьян общественную активность, помочь осознать им, что «государство — это мы», что каждый из них — равноправный член нового строящегося общества. Перед клубными организациями стояла задача активизировать народные массы, дать им возможность раскрыть свои организаторские таланты, приобщить трудящихся к общественной деятельности.

Развитие клубной деятельности определялось также включением клубных организаций во всю систему идеологической работы в массах и было связано с задачами агитации и пропаганды, с проведением в жизнь декретов и постановлений советской власти, с мобилизацией всех сил на разгром врага, на помощь фронту. Известно, что декрет «О мобилизации грамотных и организации пропаганды Советского строя», явился не только руководством в проведении политической линии государства всеми организациями, но и своеобразной программой деятельности всех политико-просветительных учреждений.

Активизация клубной деятельности диктовалась и необходимостью преодоления позорнейшего наследия капитализма — почти сплошной неграмотности и низкого культурного уровня населения.

В тяжелых условиях гражданской войны и разрухи клубные организации были призваны дать знания для просвещения рабочих и крестьян. Эта

58

задача была поставлена перед ними в ряде директивных документов, как «помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян».

Деятельность клубных организаций в анализируемый период обусловливалась задачами идеологической работы в стране, особенностями клубной аудитории, как объекта воспитательного воздействия, состоянием организационного руководства культурнопросветительными учреждениями, развитием теории клубного дела. С учётом этих факторов государство руководило деятельностью клубных учреждений. В то же время работа клубных объединений, созданных в большинстве случаев по инициативе самого населения, базировалась на самодеятельности масс, отражала их интересы, потребности и реальный культурный уровень.

Соединение инициативы и активности рабочих и крестьян в деятельности клубных учреждений с организационной, воспитательной и руководящей деятельностью государства — важнейший принцип клубного строительства, имеющий большое методологическое значение для анализа воспитательного процесса в клубных учреждениях.

Как мы отметили выше, одним из факторов, влияющих на клубную деятельность, было развитие теории клубной работы. Теория клубной работы формировалась в свете новых задач в области педагогической науки в целом, поставленных государством с приходом к власти рабочих и крестьян. Как известно, сущность, характер, принципы, цели и задачи воспитания были заложены в директивных документах, в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского. Это давало возможность определить направление и содержание теории клубной работы, как одного из разделов педагогики взрослых. Центральной проблемой клубной теории в период гражданской войны было выяснение сущности, основных функций и специфики деятельности клубных организаций.

Одним из основных был вопрос об определении сущности клубного учреждения, исходя из его социальной значимости, в тесной связи с его

59

основной задачей — идеологической работой в массах. Если вопрос о клубе как первичной общественной ячейке, основанной на самодеятельности и инициативе масс, созданной на основе добровольного членства, в основном не оспаривался, то вопрос о сущности клуба, с точки зрения содержания его работы, вызвал целую дискуссию. И это естественно, без определения специфики клуба нельзя было решить вопрос о содержании его деятельности.

В отдельных работах, на страницах журналов: «Внешкольное образование», «Народное просвещение», «Вестник культуры и свободы», в брошюрах излагались самые разнообразные, а иногда противоречивые точки зрения по определению сущности клуба. В основном сталкивались мнения авторов, склонных к аполитичному культурничеству, и позиции педагогов, выражающих политику советского государства.

Одни авторы (Н. Орлов, Л. М. Арманд, О. Тумим, П. Логинов, А. Корнеев, С. Корочкин, П. Кнышев и др.), отводя клубным учреждениям значительное место в жизни общества, утверждали, что клубные объединения должны быть независимыми, что задача их внедрить истинное товарищество в свои ряды, оторвать человека от его маленьких личных интересов, организовать ему разумные развлечения и отдых.

Особенно эта тенденция прослеживается в отношении кооперативных клубов. Так, Н. Орлов утверждал, что клубы вообще ничем не должны отличаться от кооперативной лавки и потребительского общества. Здесь налицо стремление увести деятельность клуба на либеральные позиции старого внешкольничества, придав клубу культурнический характер. Представители либеральной интеллигенции, пытаясь отстоять старое либерально-буржуазное направление в клубной деятельности, не были заинтересованы в истинном просвещении народа. Поэтому они отстаивали принципы дореволюционного внешколничества в культурнопросветительной работе.

60

Другая часть авторов (А. А. Петров, В. А. Зеленко, Е. Н. Медынский, Ф. И. Калинин, И. Кубиков, П. Березин, С. Кривцов, С. С. Старый, Крыжановский и т. д.), также говоря о необходимости развития клубных организаций, их самодеятельном характере, о привлечении в них широкой массы населения, считали, что клубные учреждения должны давать ей идеологическое воспитание, помогать осмыслить текущий момент, но в то же время быть политически нейтральными. Так, В. А. Зеленко отмечал, что на данном этапе задачей клуба является политическое воспитание, организация политического мнения и удовлетворение культурных запросов людей. По мнению автора, клубные учреждения должны помогать населению разбираться во многих политических вопросах, просвещать его, способствовать выработке своего мнения. Такая работа, как утверждал автор, нужна для того, чтобы члены клуба решили «для себя по совести, в какую партию вступать. Эту же мысль проводит П. Березин в статье «Новый культурно-просветительный центр», утверждающей, что главной задачей клуба является политическое воспитание с целью подготовки членов клубных коллективов для вступления в ту или иную партию. Наиболее интересной работой в этом направлении является книга А. А. Петрова «Народные клубы (рабочие и крестьянские)», выпущенная в 1919 году. В ней автор пытается теоретически обобщить состояние деятельности клубных организаций, определить понятие клуба и вывести тенденции его развития на данном этапе. А. А. Петров отмечает, что требуется усиленная разработка вопроса о том, каким конкретным содержанием целесообразно наполнить деятельность клубных учреждений, чтобы они были клубами не только по названию. По его мнению, для этого «необходимо вглядеться в социально-психологическую сущность клуба и в те созданные самой жизнью его формы, которые могут дать для нас некоторые руководящие указания в настоящих изысканиях». Анализируя клубную деятельность, А. А. Петров указывает на два направления клубной жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]