Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ryabkov_V_M_Antologia_form_prosvetitelnoy_KDD

.pdf
Скачиваний:
575
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
3.62 Mб
Скачать

121

Митинги-концерты в эти первые послереволюционные годы проводились на улицах и площадях на фабриках и заводах, в клубных и театральных помещениях; они проходили на огромном подъеме и энтузиазме широких масс. Собирались отзывы о каждом из митинговконцертов, т. е. эти массовые художественно-пропагандистские мероприятия становились важным каналом изучения настроений рабочих, солдат и крестьян.

Для нас такие отзывы-отчеты являются важнейшим материалом при изучении различных сторон этих митингов-концертов: их тематики, организации, массовости, реакции участников и пр. Проходили митингиконцерты по самым различным поводам и тематика их была очень обширна.

Вот, например, темы некоторых митингов-концертов, проходивших в Петрограде в сентябре-октябре 1918 года; "Текущий момент", "С кем мы воюем и кто убивает наших вождей (день памяти М.С.Урицкого)", "Город и деревня",…мигинги-концерты устраивались довольно часто, обыкновенно в них освещается текущий момент, продовольственное положение и т. д.

Волною прокатились митинги, посвященные Парижской коммуне, годовщине революции; на многих освещались решения съездов и т.д. Так на митинге-концерте, который был проведен 21 марта 1919 года в находившемся на передовой линии фронта форте "Тотлебен", первый доклад был посвящен международному положению. Затем, второй докладчик говорил о предательской политике левых эсеров, обрисовал положение Советской республики, стянутой кольцом белогвардейских армий.

Как свидетельствуют эти данные, тематика митингов-концертов была очень разнообразной, но всегда это были наиболее актуальные, животрепещущие вопросы текущей политики, укрепления власти трудящихся, строительства новой жизни.

Отчёт почти о каждом митинге-концерте - это свидетельство их огромной воздействующей силы и энтузиазма самих масс. "Митинг прошёл

122

при полном сочувствии переполненного зала", "Митинг прошел блестяще", "Артисты имели шумный успех", - читаем в различных отчетах агитаторов.

Эти документы интересны, как уже говорилось, и тем, что в них фиксируется общее настроение народа. "Настроение в г. Шлиссельбурге, - пишут агитаторы после проведения там 18 марта 1919 года митингаконцерта, - как среди красноармейцев и матросов, и так же среди населения города - прекрасное, благодаря тому, что усиленно работают… агитаторы. Культурно-просветительная работа также налажена. Ежедневно дают концерты и ставятся спектакли, перед которыми всегда устраиваются митинги". В подобном же духе пишут отчёт агитаторы после проведенного ими митинга-концерта в форте "Тотлебен": "Говоря о настроении красноармейцев, можно с уверенностью сказать, что все они понимают необходимость войны Советской республики против белогвардейцев, посягающих на завоевания Революции"' и т. д.

Мы видим, таким образом, что митинги-концерты в 1918-1920-х годах были очень эффективной агитационно-пропагандистской формой. Митингконцерт, соединяющий слово агитатора с музыкой, песней стихами, представляющий собой синтез рационального и эмоционального, вызывающий сиюминутную реакцию аудитории, действительно оказывал огромное воздействие на массы, вызывая единодушный порыв и подъём. Не случайно, резолюции, принимавшиеся на митингах-концертах, всегда носили особую эмоциональную окраску.

"Мы, красноармейцы воинских частей, находящихся в селе Новоселки, и граждане последнего, заслушав на митинге-концерте т. Ильчукаса и Патрикеева по текущему моменту, приняли следующую резолюцию: "Мы осуждаем позорную и преступную политику левых эсеров и других провокаторов, пытавшихся вызвать рабочих Питера к вооруженному восстанию…".

Для митингов-концертов предоставлялись помещения Смольного в Петрограде, цирка Саламонского в Москве и платформа агиттрамвая,

123

который, продвигаясь по определенному маршруту, организовал, например, 8 августа I920 года ряд митингов-концертов на тему "Неделя крестьянина".

Широкое распространение получили митинги-концерты на агитпунктах вокзалов по линиям железных дорог; проводились они в соответствии с особым решением Совета обороны в момент прибытия красноармейских эшелонов. Для организации их был создан Центрагит, в который вошли представители Политического управления Красной Армии, Наркомпроса и других организаций.

В1920 году на территории PCФCP действовало уже около 380 таких агитпунктов, которые лишь за один 1920 год провели 74,5 тыс. митинговконцертов, лекций и бесед; 7,5 тыс. концертов и спектаклей. Только силами агитпоездов "Красный Восток", "Красный казак", "Советской Кавказ". За два года (I9I8-I920) было проведено около 2 тыс. митингов-концертов, более тысячи лекций, более ста концертов, причем концерты, как правило, проводились после выступления агитатора.

Многие губкомы, формируя агитпоезда, включали в их состав лекторов, агитаторов, театральную труппу и оркестр. Так, Оренбургский губком партии отправил в рейс агитпоезд с группой агитаторов и артистов. Крестьяне и рабочие железнодорожники населенных пунктов вдоль железной дороги с огромным энтузиазмом встречали появление агитпоезда. Газета "Коммунар" в номере от 6 августа 1920 года писала: "Крестьянство и рабочие массы железнодорожников просят чаще присылать такие передвижные агитпросветы".

Всвязи с начавшимся увольнением из Красной Армии красноармейцев

нескольких возрастов перед военными и политико-просветительными органами Республики была поставлена аадача - отпустить с мест красноармейцев после максимальной политической работы и продолжать эту работу в пути следования. В содержание этой работы входило и устройство концертов-митингов.

124

Рыбинским районным политическим отделом был отправлен, например, агитационный поезд по линии от Рыбинска до Бежецка в мае 1920 года. Трибуна для оратора была установлена на товарной платформе, по бокам платформы - сиденья для оркестра духовой музыки и для хористов. Агитационные, хоровые и музыкальные силы поезда - 50 человек. Платформа была украшена березками и большими плакатами с надписью: "Смерть польским панам и всем капиталистам Антанты", "Борьба с разрухой". Все станции были извещены заблаговременно о предстоящем концерте-митинге. Например, на станции "Волга" митинг-концерт был открыт при большом стечении трудящихся (1000 человек). По окончании митинга хор исполнил ряд революционных, народных хоровых песен. Исполнение песен из народного быта вызывало неоднократные требования повторить. Исполнялись также стихи Демьяна Бедного. Присутствовавшие слушали, затаив дыхание. И так - по всему маршруту.

Практика организации митингов-концертов широко была распространена и на Балтийском флоте. Организаторами их являлись политотделы.

Митинг-концерт был признан агитпропом Петроградского комитета партии наиболее эффективной формой воспитания моряков морских транспортов, отправляемых молодей Советской республикой за границу. На основании директивы агитпропа Петроградского комитета партии от 16 мая 1921 года Балтмортранс разработал специальные требования по организации митингов-концертов на 12 судах, уходящих в заграничное плавание. Они предусматривали проведение большого митинга-концерта в день ухода первого транспорта на открытом воздухе непосредственно у стоянки "Трансбалт" и митингов на судах на темы международного характера: " Россия в капиталистическом окружении", "Морской путь как проводник грядущей Революции".

Митинги-концерты стали большим воспитательным резервом и в работе с крестьянской массой.

125

Таким образом, митинг-концерт повсеместно внедрялся агитационно-пропагандистскими органами в воспитательную работу с массами как одна из наиболее эффективных ее форм.

Можно с уверенностью сказать, что с каждым годом форма митингаконцерта все прочнее завоевывала свое место в агитационной и культурнопросветительной деятельности с массами трудящихся. При этом следует отметить, что в результате внедрения художественно — пропагандистских методов изменение и самого понятия слова "агитационность", которое по свидетельству периодической политико-просветительной печати тех лет все более понималось не только как прямое политическое воздействие, но и как особая система воздействия на зрителя, где доминантой является не просто сама идея, а специфический характер ее образного воплощения, отражения реальной политической практики в художественных образах.

Н.К.Крупская писала об этом так: "В жизни трудящихся искусство играет совершенно особую роль; рабочий мыслит обычно образами, и поэтому самое убедительное для рабочей массы - это художественные образы". Искусство вызывает огромный интерес со стороны рабочих и крестьян, инстинктивно сознающих его роль в формировании новых отношений. Одновременно все большее количество деятелей искусства принимает участие в агитационно-пропагандистской работе.

Анализ исторического опыта проведения митингов-концертов 20-х годов как первичной формы художественной пропаганды и агитации позволяет увидеть основные ступени их становления и методического совершенствования.

В самых первых митингах-концертах, речь шла о чисто механическом соединении агитации с искусством, не предполагавшем никаких связей между составными компонентами.

Однако позже, с ростом значения митингов-концертов, ставших официальною формой пропаганды и агитации и потребовавших дальнейшей разработки и методического совершенствования, появились первые

126

попытки логического, смыслового объединения составных частей. Таким синтезирующим началом, как показывает анализ, выступала сама тема митинга, являвшаяся ключом к подбору концертного репертуара. Так, в уже упоминавшемся выше митинге-концерте в форте "Тотлебен", как и в большинстве мероприятий такого рода, концертное отделение содержало "исполнение революционных песен и декламаций стихов пролетарских писателей". В рекомендациях же по организации митингов-концертов на судах "Трансбалта" говорится о том, что нужно использовать коллективнокрасочные исполнения (оркестры, хоры, сцены), программу следует подобрать родственную моряку.

При чтении декретов Советской власти в деревне рекомендовалось: "Для привлечения большего количества посетителей такие чтения желательно сопровождать наглядными демонстрациями при помощи кинематографа или "волшебного фонаря", беллетристическими чтениями и концертными номерами". Речь, как видно из документа, идёт о принципе тематического подбора художественного материала и о расширении выразительных средств митинга-концерта.

От механического объединения слова оратора и выступления актёров появилась возможность, вследствие планомерной репертуарной политики, переходить к художественному иллюстрированию темы максимумом идейно-выразительных средств. Это была качественно новая ступень развития митинга-концерта как художественно-пропагандистского жанра. В дальнейшем постоянно предпринимаются методические попытки соединения компонентов митинга и концерта, нахождения их внутренней логики. Так, например, в Москве при подготовке празднования I мая 1919 года секцией народных празднеств был разработан подробный план торжественного ознаменования Дня Международного пролетарского праздника труда, который включал в себя организацию и проведение митингов-концертов с предварительной подготовкой их программы. Например, митинг-концерт со специальной программой устраивался

127

музыкальным отделом НКП на площади Пречистенских ворот. Здесь были сооружены трибуна для ораторов и эстрада для оркестра и хоров. С речами на темы "Музыка и интернационал", "Интернационализм в музыке" и т.д. выступили ответственные сотрудники музыкального отдела.

Соединенными оркестрами Консерватории и Филармонии и хором хоровой Академии был исполнен марш"1 Мая".

Шёл процесс постоянного усложнения митинга-концерта как агитационно-художественной формы.

В тезисах, выработанных художественным сектором Наркомпроса и Центральным комитетом Всерабиса, в пункте № 3 говорилось:

"Равным образом все области искусства должны быть использованы для поднятия и яркого иллюстрирования агитационно-пропагандистской работы, как ударной, выражающейся в отдельных неделях, днях, кампаниях, так и постоянной. Искусство есть лучшее средство заражать окружающих идеями, чувствами и настроениями. Агитация и пропаганда приобретают особую остроту и действенность, когда они одеваются в привлекательные и

лучшие формы художественности".

 

Митинги-концерты сыграли большую роль в идеологическом

и

художественном воспитании советского народа в первый период становления государства и, завоевав огромную популярность в массах, получили всеобщее распространение. Они явились первой ступенью синтеза слова оратора со средствами искусства, давшими жизнь художественной пропаганде как особой форме культурнопросветительной работы. Это, в свою очередь, сделало возможным переход к следующей ступени - созданию слитных композиций, синтезирующих слово оратора и искусство в едином театрализованном действии. Митинги-концерты подготовили почву для возникновения целого ряда форм пролетарской политико-просветительной работы, в частности массовых представлений и праздников//Тантлевский, Г. И.

Митинг-концерт в системе становления художественной

128

пропаганды/Г.И. Тантлевский//Культурно-просветительная работа и коммунистическое воспитание трудящихся. - Л.: ЛГИК, 1977. - С. 149 - 158.

Беседа

Среди многообразных средств… воспитания значительную роль играет устное слово, которое широко использует построенная на живом общении культурно-просветительная работа.

Формы использования устного слова различны: лекции, доклады, беседы, диспуты, информации и др. Мы остановимся лишь на одной из них - беседе как наиболее интересной и наименее исследованной форме культурно-просветительной работы, ограничившись при этом одним из её видов - беседой научно-просветительного характера, т.е. имеющей своей целью сообщение знаний.

Беседе посвящена значительная литература - педагогическая, методическая, специальные исследования.

Однако подавляющее большинство источников анализирует беседу в условиях школьного обучения или носит характер методических рекомендаций агитаторам, информаторам, пропагандистам. Несмотря на то, что многие источники представляют значительный интерес, использовать их применительно к работе клубных учреждений невозможно, т. к. беседа в клубе носит специфический характер, протекает в особых условиях.

Что же представляет собой беседа как форма культурнопросветительной работы? В практике агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы беседой часто называют монологическое сообщение на какую-либо тему с вопросами слушателей в конце. Несмотря на довольно широкую распространенность такого взгляда, считать его верным нельзя. Конечно, и такая форма передачи знаний, идей возможна, однако она ничего общего с беседой не имеет. Беседа ставит перед собой иные цели, имеет другую структуру и свои специфические признаки. Беседа - это совместное, коллективное обсуждение какого-либо

129

вопроса, которое проводится под идейным и научным руководством определенного лица. Специфическими признаками беседы являются: диалогическая (вопросно-ответная) форма, активность участников беседы, руководящая роль беседчика, которая осуществляется благодаря системе целенаправленных вопросов. Для того, чтобы дать определение беседы, необходимо, прежде всего, решить - к формам или методам культурно-про- светительной работы следует ее отнести. В педагогической литературе беседа, как правило, отнесена к методам обучения и воспитания. Об этом свидетельствуют и специальные исследования, и учебники по педагогике и дидактике, и многочисленные статьи в педагогических журналах. В педагогической энциклопедии беседу называют то формой, то методом обучения: "беседа (в дидактике) - один из методов обучения, применяемых для активизации умственной деятельности учащихся"; "слово используется в обучении в различной внешней форме - рассказ, лекция, беседа ... и т.д."; "... разработаны различные методы использования беседы... и других форм словесного обучения. Например, беседа может проводиться катехизическим и эвристическим методами (их внешняя форма одинакова - вопросыответы...). Педагогическая эффективность методов обучения определяется характером организуемой посредством их познавательной деятельности, а не внешней формой работы учителя". Формой обучения и воспитания считают беседу лишь немногие авторы педагогической литературы.

Если обратиться к литературе методического характера, изданной для агитаторов, пропагандистов, информаторов, то и здесь часть авторов считает беседу методом агитационно-пропагандистской работы, а часть - формой.

Авторы относят беседу либо к методам, либо к формам пропаганды (обучения) без аргументированного обоснования своей точки зрения. Такое обоснование мы находим лишь в "Педагогической энциклопедии" и в статье И.Я. Лернера и И.Н. Скаткина, где они относят беседу, рассказ к формам, которые сами по себе не определяют процесса познания. Определяющими

130

они считают методы подачи материала, логическую структуру содержания. Признание зависимости эффективности обучения от методов, а не формы подачи учебного материала мы находим и у ряда педагогов, считающих беседу методом обучения. Весьма показательна с этой точки зрения диссертация М.С. Трениной, в которой автор утверждает следующее: "Непременным условием повышения эффективности беседы является усиление познавательной активности и самостоятельности учеников при проведении её... Беседа в силу своей природы больше, чей другой словесный метод возбуждает познавательную активность и самостоятельность учащихся. Однако характер ее в значительной мере зависит от методики проведения беседы. Степень познавательной активности школьников... прежде всего зависит от характера вопросов...

Следовательно, дело не только и не столько в форме (подчеркнуто нами. - С.Ч.), сколько в тех реальных мыслительных процессах, которые совершаются в коре больших полушарий головного мозга учеников под воздействием вопросов учителя... при проведении всех видов беседы следует ставить вопросы, которые заставляли бы учащихся анализировать изучаемые факты, явления, события, сравнивать их по основным признакам, доказывать, раскрывать причинные зависимости, закономерности, объяснять явления окружающей действительности, а не просто механически воспроизводить материал".

Что это - как не признание того, что беседа может быть проведена разными методами, сохраняя при этом внешнюю вопросно-ответную форму?

Интересна точка зрения и А.Г. Соломоника: "Активность слушателей зависит от мастерства лектора, от его умения ставить вопросы... существуют два способа постановки вопросов: катехизический и эвристический...

Эвристический метод (подчеркнуто нами - С.Ч.) хорошо развертывается там, где вопрос, поставленный перед участниками беседы, касается причин возникновения явлений, условий его развития". Получается, что беседа - метод, и способы, приёмы, которыми она проводятся, - тоже методы?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]