Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ryabkov_V_M_Antologia_form_prosvetitelnoy_KDD

.pdf
Скачиваний:
575
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
3.62 Mб
Скачать

21

к концу 1918 года во многих волостях Петроградской губернии работали справочные столы и пункты. В 1919 году по решению Енотаевского уездного комитета партии Астраханской губернии они были созданы при всех библиотеках и избах-читальнях уезда. Имелись они в это время почти при всех волостных библиотеках и избах-читальнях Северо-Двинской губернии.

Справочная работа являлась органической, составной частью всей политико-просветительной деятельности сельских клубов. Давая справку, разъясняя законы, которые предусматривали льготы для деревенской бедноты, культпросветработники одновременно выступали агитаторами за советскую властъ. Справочные столы, консультационные пункты, отделы вопросов и ответов ежедневно обслуживали десятки посетителей, обращавшихся в избу-читальню, библиотеку или клуб за разъяснением советских законов в целом, а также по вопросам, связанным с конкретными затруднениями в крестьянском хозяйстве, с классовой борьбой, с осложнениями в семье, с устройством быта.

Методы справочной работы носили разнообразный характер. Вместе с устными справками и консультациями, которые давались работниками избчитален, справочных столов, клубов и народных домов, составлялись списки губернских, уездных и местных учреждений и организаций с указанием, куда и по каким вопросам следует обращаться за советом и разъяснением. Справки давались также через специальные бюллетени, стенгазеты, справочные листы и альбомы, издаваемые клубными работниками. В Шуйской волостной избе-читальне, например, в 1921 году регулярно выходил бюллетень «Наша волость», составлялся альбом справок по материалам газет «Беднота»; «Правда», «Волховский рабочий». Помимо индивидуальной справочно-консультационной деятельности избы-читальни, клубы и другие культурно-просветительные учреждения вели большую массовую справочно-разъяснительную работу. Одной из интересных и распространенных форм были вечера вопросов и

22

ответов, массовое развитие которых относится к 1919 — 1920 годам. Эта форма работы пришла в клуб из красноармейских и красногвардейских казарм, где она возникла сразу же после революции в виде ответа представителей военной администрации на злободневные вопросы солдатской массы. В клубах они начали использоваться для разъяснения и популяризации самых разнообразных тем. Содержание вечеров вопросов и ответов составляли проблемы текущей жизни, от сложных вопросов международной политики до повседневных вопросов быта. К проведению их привлекался широкий актив.

Действенность вечеров вопросов и ответов особенно повышалась, если на них присутствовали представители власти. Нередко именно здесь они узнавали и о насущных нуждах бедноты, о злоупотреблениях и мелких преступлениях, которые в сумме своей сильно снижали ценность работы советского аппарата в данном уезде. В результате правильно организованной работы культпросветучреждений значительно ослаблялась деятельность нелегальной платной адвокатуры, разоблачались антисоветские слухи, повышался авторитет сельского Совета, волостного комитета. У крестьян появилось больше доверия к представителям власти.

Большую роль в политическом воспитании трудящихся в 1918 — 1920 гг. играли массовые кампании, представлявшие из себя синтетическую форму агитационно-пропагандистской, культурнопросветительной и художественной работы. Организованные губернскими и уездными комитетами партии, посвященные определенной теме, удачно сочетающие митинг и спектакль, доклад и живую газету, лекцию и инсценировку, беседу и концерт, агитсуд и музыкальный вечер, кино и выставку, проводившиеся, как правило, в течение 3—7 дней и сопровождавшиеся широким распространением листовок, воззваний, политической и специальной литературы, агиткомпании являлись сильной, яркой агитацией, отвечающей запросам момента, были боевым орудием

23

борьбы. Они служили своеобразным трамплином для развертывания систематической, постоянной работы по поднятию политического уровня масс. Клубные учреждения являлись опорными пунктами партийных организаций в проведении агиткампании, так как клубы, избы-читальни, народные дома были в гуще трудящихся масс, в их распоряжении находились все разнообразные средства и формы эмоционального и идейного воздействия. Агиткампании в 1920 году проводились под руководством уездных политпросветов. От них же клубные учреждения получали необходимую литературу, плакаты, лозунги, лекторов и пропагандистов. В своей работе клубы, избы-читальни опирались на комсомольскую, и на все другие общественные организации. Агиткампании в помощь фронту носили остро злободневный политический характер, были чрезвычайно насыщены конкретным материалом текущих событий, а потому отличались необычной эффективностью и действенностью. В июне 1919 года Псковский губернский комитет РКП (б) докладывал о том, что, благодаря широко развернутой агитационно-массовой работе, мобилизация в Красную Армию прошла успешно, всего было сагитировано 461 человек. Только в одном уезде (Лужском) Петроградской губернии за май-июнь было мобилизовано 145 человек.

Осенью 1919 года Петроградский губернский комитет партии с участием культурно-просветительных учреждений организовал по всем уездам агитационно-массовые кампании, посвященные пропаганде Советской власти. Беседы и лекции на темы: сущность социалистической революции, продовольственный вопрос, культура и просвещение, сочетались с митингами-концертами, вечерами-встречами, спектаклями, инсценировками, выступлениями хоровых коллективов, выставками, демонстрировавшими первые достижения производства. Несмотря на элементарный характер, иллюстрирование уже в эти годы занимало здесь немаловажное место. Следует заметить, что агиткомпании являли собой

24

пример не только усложненной, комплексной формы работы, более широкого использования иллюстрации, включения художественных средств, но и попытку организации содержания всех используемых форм и всех средств воздействия: слова, музыки, действия и т. п. Здесь уже можно говорить о методе театрализации, который являлся одним из особых специфических методов культурно-просветительной работы, применяемых не всегда, не в любых, а только в исключительных условиях, соотносящих то или иное реально отмечаемое событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого прошедшего или происходящего события, с его художественной интерпретацией». Стремление выделить какой-либо реальный, особой важности факт, подчеркнуть его исключительное значение, наиболее эмоционально выразить отношение человека к происходящему привело уже в 1919— 1920 годах к использованию в клубной работе метода театрализации, когда, по словам А. В. Луначарского «благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, то есть, прежде всего, действуют не рассуждениями, а живым показом жизни в образах».

Агитационно-пропагандистские формы массовой работы клуба, в которых наблюдалось стремление перейти от элементарной иллюстративности, от механического внесения художественного материала без изменения самой формы к органическому синтезу с искусством, составляли 2-ую группу. Здесь речь шла о композиционно-спаянном единстве, составные части в котором не могли существовать обособленно, раздельно друг от друга. Театрализация выступала не только, как особый метод художественной обработки и подачи материала, но и как особый вид организации людей, их поведения и действия.

Одной из наиболее типичных в этом плане форм идейно-воспитательной работы явился митинг (митинг-концерт-спектакль, митинг-обозрение). Психологическая атмосфера митинга, когда каждый может высказаться

25

открыто, создавала возможность вызвать активность большого количества народа, позволяла вовлечь массы в живое обсуждение того или иного вопроса. Таким образом, митинги играли большую роль в формировании коллективного, общественного мнения.

Такая форма, как митинг-концерт сочетала в себе элементы политического собрания с концертно-зрелищной программой. Нередко в 1917—1918 гг. это объединение не было еще органичным и многообразным, были пение хоровое, выступление оркестра, чтение стихов, однако подобного рода митинги, организуемые в государственном масштабе, играли несравнимо большую роль в воспитании масс, нежели просто митинг или лекция. Примером подобного рода воздействия являлся театрализованный митинг-концерт, устроенный в день празднования первой годовщины Октября в Москве. С чтением своих стихов на митинге-концерте вместе с профессиональными актерами выступал Сергей Есенин.

Большой интерес представлял и театрализованный митинг, посвященный дню революционного календаря — «Кровавому воскресенью». Он организован был народным домом г. Ленинграда 9/22 января 1920 года. Представлял из себя следующую композицию: митинг посреди зала, песня «спаси, господи», шествие через зал, расстрел, пение «Вы жертвою пали» и похоронное шествие. Суд, шествие «ссыльных на каторгу». Каторжная песня. Революционная концовка — речь политического оратора. Общий митинг. Театрализованный митинг, как правило, не ставил задачу всестороннего освещения темы, ее глубокого разбора. Здесь выдвигались узловые, ударные моменты, действовали эмоциональные, агитационные средства, которые будировали массу, пробуждали к действию,, к поступкам, митинги выступали как наиболее эффективная форма решения многих задач периода гражданской войны.

В 1919—1920 гг. развитие метода театрализации находит свое проявление в клубных театрализованных вечерах. Обычно в этом

26

понимании вечер представлял собой определенную программу, предлагаемую тем, кто пришел в клуб, и ограниченную временем и местом действия. Клубные вечера в узком смысле этого понятия даже в первые годы развития были весьма разнообразны: это вечера-встречи с героями гражданской войны, вечера научно-познавательного характера и посвященные искусству, вечера отдыха. К этому времени относится появление театрализованного тематического вечера. «Тенденция соединения художественной работы с политической, тяга к театрализации массовых мероприятий, которые, как указывает Д. М. Генкин — были очень характерны для клуба 20 — 30 годов», проявляются уже в исследуемый период. Интерес к соединению политпросветработы и искусства, который находит свое выражение в организации тематических вечеров, был вызван, прежде всего, стремлением сделать агитацию и пропаганду как можно более доходчивой и эффективной. Среди разновидностей театрализованных тематических вечеров, которые появляются в 1919—1920 гг., были вечера политического образования, состоящие из доклада, отдельных выступлений и художественной части, подкрепляющей идею вечера. Делались попытки инсценировать доклад, который иллюстрировали рядом "живых картин", использовались отдельные интермедии, соединенные одной темой, идеей, вводились аккомпаниаторы, хоровое пение и декламация. В тематике этих вечеров преобладающее место занимали темы революции и гражданской войны, что определялось задачами страны на данном этапе развития. Клубный вечер относился к активным формам массовой работы, давал возможность развивать самодеятельность посетителей клуба.

С первых дней революции одним из действенных и эффективных средств политического воспитания является массовый праздник. Это неслучайно. Один из первых исследователей этой области А. И. Пиотровский, подчеркивая, что массовый праздник очень тесно связан с жизнью, бытом, настроением масс, выделил 3 основные линии развития

27

праздника. Это, во-первых, идущее от масс праздничное оформление революционного быта, во-вторых, новые формы массовых зрелищ,

вытекающие из нового праздничного быта, и,

в-третьих, новые формы

профессионального

искусства,

связанные

с

обслуживанием

революционных празднеств. В период, исследуемый нами, эти линии были тесно переплетены и развивались в сочетании, но наибольшее распространение в 1917—1918 гг. получают массовые театрализованные шествия, демонстрации, манифестации, митинги, где форма политического собрания сочеталась с концертно-зрелищной программой, которая в большинстве случаев, ограничивалась хоровым пением, оркестром. Но уже тогда наблюдаются попытки использования более продуманной и разнообразной театрализации. Так, праздничная демонстрация в Петрограде в октябре 1918 года, посвященная первой годовщине революции, вылилась в театрализованное народное гулянье, на улицах и площадях города, сами колонны представляли собой продуманное и хорошо организованное зрелище. В дальнейшем театрализованные праздничные шествия и митинги трудящихся превратились в основную форму массового праздника. Постепенно устанавливались постоянные даты празднеств. За Первомаем в течение 1918—1919 гг. - к этим датам присоединились дополнительно «Кровавое воскресенье», «День Парижской Коммуны», День Красной Армии, Память Июльских дней. Наряду с развитием основных форм массового шествия, уже в 1919—20 гг. развиваются и другие формы праздничного оформления общественного быта — инсценировки.

Значительную роль в этом сыграла "Красноармейская театральнодраматургическая мастерская", основателем которой был Н. Г. Виноградов, которая представляла собой самодеятельный молодежный театр. Именно красноармейцы являлись и самодеятельными актерами, и активными участниками инсценировок, текст которых был почти полностью импровизированный. Первой инсценировкой такого рода,

28

поставленной в марте 19J9 года, было игрище под названием «Свержение самодержавия», которое состояло из 8 эпизодов: «9 января 1905 года», «Арест студентов-подпольщиков», «Бунт в военной тюрьме», «Взятие арсенала восставшими рабочими», «Разрушение полицейских участков», «Баррикадный бой на улицах», «Революция на фронте» и «Отречение царя в ставке». В октябре 1919 года это («игрище») получило название «Красный год». К основному материалу прибавилось нечто в роде балаганной интермедии с участием буффонадных фигур «капитала», «министра», «генерала» и т. п. Действия участников инсценировки нередко увлекали за собой зрителей, вызывая их активность. Интересно отметить, что эта инсценировка за 9 месяцев 1919 года была разыграна 250 раз. Подобного рода массовые инсценировки, особенно под открытым небом, пользовались большой популярностью и являлись действенным средством воспитания масс, их самовоспитания, утверждения в новом положении — хозяина страны. Анализируя инсценировку «Взятие Зимнего дворца», критик Н. Волков обращает внимание именно на этот момент: «…впервые сделан в колоссальном масштабе опыт превращения десятитысячной, в сущности «не театральной» массы рабочих, матросов, красноармейцев, студентов и циркачей в какого-то сказочного актера — великана. Этот актер в индивидуальном смысле безликий, встает. . . как носитель новых, монументальных театральных форм. Одухотворенный ритмом массовых движений, он перестает поддаваться числовому учету, его количественность успела переплавиться в новую качественность».

Нами сделана попытка рассмотреть агитационно-пропагандистские формы массовой работы клуба. Вскрыть психолого-педагогические основы их воздействия на массы. Несомненно, первые руководители культурно-просветительных учреждений, организаторы массовой работы в клубах, нередко переоценивали возможности иллюстрирования и

29

театрализации, слишком расширяли их границы, механически объединяли художественный и политический материал. Уровень культуры участников художественной самодеятельности был недостаточно высок для их выступлений в качестве агитаторов и пропагандистов, не хватало опытных сценаристов и режиссёров, слаба была и материальная база.

Вместе с тем, опыт массовой работы клубов первых лет Советской власти дает возможность проследить пути ее развития, выявить интересные тенденции, хорошие начинания, которые требуют своего возрождения и развития в наши дни. Возросший уровень сознательности образования и культуры, гражданской ответственности людей играет все большую роль во всех сферах жизни, развития нашего общества//Косенко Л. Н.

Становление агитационно-пропагандистских форм клубной работы в первые годы советской власти/Л. Н. Косенко//Культурнопросветительная работа и коммунистическое воспитание/Тр./Ленингр. гос ин-та культуры. - Л., 1978. - Т. 50. - С. 127 - 142.

Литература:

1. Аксёнов, В. С. Организация массовых праздников трудящихся(1918 - 1920): учеб. пособие/В. С. Аксёнов. - Л.: ЛГИК, 1974. - 75 с.

2. Андреева, М. С. История культурно-просветительной работы в

СССР/М. С. Андреева, А.П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г.И. Чернявский. - Харьков, 1970. - Ч. 2. - 299 с.

3.Андреева, М. С. Главполитпросвет и политико-просветительная работа партии и Советского правительства в годы восстановительного периода (1921 - 1923 гг.): Автореф. дис…канд. ист./М. С. Андреева; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 1950. - 13 с.

4.Андреева, М. С. Агитационно-пропагандистская и политикопросветительная работа Коммунистической партии в восстановительный период (1921 - 1925 гг.): Автореф. дис…докт. ист.

30

наук/М. С. Андреева; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 1968. - 50 с.

5.Андреева, Т. Клубный самодеятельный театр 1920-х годов: Автореф. дис…канд. искусствоведения/Т. Андреева; Ленингр. гос. ин-т театра музыки и кинематографии. - Л., 1977. - 26 с.

6.Блинков, И. Конкурс, как метод клубной работы/И. Блинков//Культурный фронт. - М., 1924. - № 5. - С. 19 - 22.

7.Боженко, Л. И. Культурно-просветительная работа в Сибири в годы восстановления народного хозяйства (1921 - 1925 гг.): Автореф. дис…канд. ист. наук/Л. И. Боженко; Томск. Гос. ун-т им. В. В. Куйбышева. - Томск, 1963. - 21 с.

8.Бройтман, Л. А. Массовая культурно-просветительная работа Бурятии в восстановительный период (1920 - 1925 гг.): Автореф. дис…канд. пед./Л. А. Бройтман; Иркутск. гос. ун-т. - Иркутск, 1973. -

20с.

9.Галлиев, Р. Ш. Культпросветучреждения Татарии в годы восстановления народного хозяйства (1921 - 1925 гг.)/Р. Ш. Галиев//Учён. зап./Казанск. гос. пед. ин-т. - Казань, 1975. - Вып. 145. -

С. 45 - 51.

10.Гарипова, З. Культурно-просветительнвя работа в Татарии в годы первой пятилетки (1928 - 1932 гг.): Автореф. дис…канд. ист. наук/З. Гарипова; Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина. - 1980. - 22 с.

11.Гацоев, А. Е. Культурно-просветительная и массово-политическая работа большевистской партии в годы гражданской войны (1918 - 1920 гг.)(На материалах центральных областей Советской республики: Автореф. дис…канд. ист. наук/А. Е. Гацоев; Моск. гос. ин-т нар. хоз-ва им. Г. В. Плеханова. - М., 1966. - 17 с.

12.Генкин, Д. М. Массовые формы клубной работы/Д. М. Генкин//Клубоведение/Под ред. В. А. Ковшарова, Н. П. Скрипнева, А.Г. Соломоника. - М.: Просвещение, 1972. - С. 102 - 112.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]