Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юр. психологии

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
1.03 Mб
Скачать

становлению морально неустойчивых людей на преступный путь. Отчисление неуспевающих и недисциплинированных, оставление учащегося на второй год

– факторы, после которых ребенок, не полностью сформировавшийся, попадает под дурное влияние, начинает вести неправильный образ жизни, совершает первые преступления и опасные правонарушения. А ведь можно было помочь им и вытащить их из этой трясины путем оказания действенной помощи с учебой, воспитанием, дисциплиной.

Как известно, чаще всего преступления и другие правонарушения несовершеннолетние совершают именно в свободное от работы или учебы в школе время. В советское время тем сдерживающим фактором, который воспрепятствовал избытку свободного времени, были разного рода мероприятия, спортивные секции, кружки и т. д. Если вспомнить, то очень многие были разрядниками и мастерами по разным видам спорта.

В настоящее время заметно снизился интерес к этому. Как следствие этого, в результате незанятости, неумения направить свою молодую энергию на полезные дела несовершеннолетние нередко начинают употреблять спиртные напитки, наркотики и заниматься другими делами, калечащими жизнь молодому организму.

Важнейшим фактором, влияющим на формирование сознания подростка,

являются СМИ. Что в настоящее время показывают по теле- и интернет-

каналам? По большому счету ребенок может просматривать все, что ему заблагорассудится. Большинство программ, в том числе и развлекательных,

транслируемых по центральным вещательным каналам, популяризуют культ насилия, наркотиков, алкоголизма, порнографии, «героизм гангстеров». Это мощнейший фактор, который часто вызывает антиобщественные настроения.

Помимо основных причин и условий существуют менее существенные условия и причины, которые тоже так или иначе влияют на нравственное формирование личности несовершеннолетних или непосредственно содействуют совершению преступлений некоторыми из них.

121

Существенные недостатки встречаются, например, в трудоустройстве и подборке работы, которая подходила бы подрастающему поколению, учитывая индивидуальные качества каждого (Мельникова Э.Б., 2001).

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что преступность несовершеннолетних, как и преступность вообще образовывается и развивается под воздействием одних и тех же причин и сопутствующих условий.

Ликвидация условий, способствующих совершению преступлений, часто заключается в том, чтобы навести должный порядок, обеспечить выполнение тех требований законов и других правовых актов, которые давно существуют.

Вот почему важно не только устранение этих условий, но и, прежде всего,

формирование у несовершеннолетних мировоззрения, моральной стойкости,

являющихся главным средством в предупреждении аморального поведения и совершения правонарушений.

Лишь совместная, объединенная профилактическая и воспитательная работа всех без исключения звеньев воспитательного фронта в конечном итоге приведет к желаемому результату, нравственной закалки молодежи, делающей невозможным совершение преступлений и других антиобщественных проявлений.

Список литературы:

1.Белякова А.М. Правовая охрана детства. М., 1968.

2.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права,

уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2001.

3.Примаченок А.А. Подросток и правопорядок. Минск, 1972.

122

Оптимизация психологического контакта в процессе допроса

Чаплыгина Ю.А., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва Научный руководитель – Калягин Ю.С.

Несмотря на предпринимаемые органами правопорядка меры, уровень криминальных проявлений по-прежнему остается высоким. В этих условиях одной из приоритетных задач является качественное расследование уголовных дел, реализация тезиса о неотвратимости наказания для лица, совершившего преступление. Одним из основных способов добывания и закрепления доказательств в следственной практике является допрос.

Допрос определяется как следственное действие, заключающееся в получении и фиксации в установленном законом порядке показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, экспертов или специалистов об известных им фактах, имеющих значение для расследуемого дела (Филиппов А.Г., 2011). Однако, несмотря на такие серьезные рамки,

наложенные на проведение допроса, его вместе с тем можно определить как специфический вид межличностного общения. Разумеется, продуктивность данного следственного действия зависит от того, удастся ли следователю установить и оптимизировать психологический контакт с допрашиваемым лицом, т.е. достигнуть такого состояния, при котором люди хотят воспринимать информацию, исходящую друг от друга и способны на это

(Порубов Н.И., 1973).

Допрос – это специфический вид межличностного общения. Вслед за А.А. Леонтьевым (Леонтьев А.А, 2005) мы взяли за основу тот факт, что процесс общения, в свою очередь, является особой формой деятельности. Обе стороны допроса (допрашивающий и допрашиваемый) являются активными субъектами этой деятельности. Данное утверждение предполагает тот факт, что во время допроса происходит не одностороннее воздействие одной стороны на другую. Напротив, обе стороны являются активными и воздействуют друг на

123

друга в информативном и эмоциональном плане. Задачей следователя является с самого начала занять лидирующую позицию в диаде «допрашивающий – допрашиваемый» и контролировать процесс общения на всем протяжении допроса.

Любой допрос проходит ряд обязательных стадий. По данным стадиям возможно проследить то, как устанавливается и развивается психологический контакт с допрашиваемым, а так же те факторы, которые данному установлению и оптимизации препятствуют.

Ряд авторов по-разному выделяет стадии допроса, мы же использовали тот перечень, который был предложен В.Л. Васильевым (Васильев В.Л., 2009),

по причине того, что сочли его наиболее полным. Подробнее мы остановились на тех стадиях, на которых главным образом возникает и развивается психологический контакт. Итак, выделяют следующие стадии допроса:

Подготовительная стадия, во время которой происходит сбор информации о допрашиваемом, его личности, социальных ролях в жизни, уровне образования и т.п. Эту стадию можно рассматривать как этап подготовки почвы для будущего контакта между допрашиваемым и допрашивающим;

чем большей информацией будет располагать следователь, тем полнее он сможет составить для себя психологический портрет допрашиваемого,

выработать адекватную тактику допроса.

Вводная стадия. На данной стадии происходит первичная ориентировка в собеседнике, корректировка составленного на предыдущей стадии психологического портрета и первичное установление контакта. Большую роль на данном этапе играет эффект первого впечатления (Волкова А.И., 2007). Также на этом этапе актуален такой психологический прием как подстройка, в основе которого лежит недирективный гипноз М. Эриксона

(Эриксон М., 2007). Кроме того на данном этапе важны умения следователя по внешности человека и по манере его поведения сделать вывод о его индивидуально-психологических особенностях. Полезно также обращать

внимание на его мимику, пантомимику, речь (Леонтьев А.А. и др., 1977). Их

124

полезно будет взять на заметку для построения стратегии и тактики допроса,

а также адекватно использовать психологические приемы, предложенные Л.Б. Филоновым (Филонов Л.Б., 1966) (к примеру, использование слабых сторон личности и обращение к ее лучшим сторонам).

Стадия достижения психологического контакта, на которой уже в полной мере возможно применение таких способов речевого воздействия со стороны следователя, как информирование, убеждение, внушение.

Главная стадия или стадия катарсиса (исповеди).

Стадия, во время которой происходит коррекция показаний допрашиваемого.

Стадия приведения показаний в предусмотренную законом процессуальную форму. Если подготовительную стадию допроса мы рассматривали как

«подготовление почвы» для будущего контакта, то психологический подтекст данного этапа тоже можно определить как своеобразное подготовку к установлению контакта с допрашиваемым в том случае, если планируется повторный допрос.

Из всего вышесказанного можно заключить, что установление и оптимизация контакта с допрашиваемым лицом в процессе допроса является сложнейшей задачей. Фактически мы утверждаем, что продуктивность допроса во многом зависит от того, удастся ли следователю установить контакт с допрашиваемым. Таким образом, сама личность следователя играет большую роль в продуктивности данного процесса. Важно все: начиная от внешнего облика следователя до уровня его образования, культурного уровня,

тактичности, профессиональных и коммуникативных навыков.

Таким образом, по нашему мнению необходима разработка и внедрение в подготовку следователей специализированных тренингов общения, вооружение их современными психологическими знаниями, которые позволят на более качественном уровне решать профессиональные задачи следователя.

125

Список литературы:

1.Криминалистика: Учебник/ под общей ред. А. Г. Филиппова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

2.Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Минск,

1973.

3.Леонтьев А. А. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.

4.Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2009.

5.Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

6.Леонтьев А.А., Шахранович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М.: Главная редакция восточной литературы издательство «Наука», 1977.

7.Эриксон М. Мой голос останется с вами. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.

8.Филонов Л.Б., Давыдов В.И. Психологические приемы допроса обвиняемого// Вопросы психологии, № 6, 1966.

Акцентуации личности как факторы, влияющие на нарушение социализации подростков

Фейзуханова Р.Г., студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва Научный руководитель – Делибалт В.В.

На сегодняшний день значительное место среди всех правонарушений занимают преступления, совершенные несовершеннолетними. Данные факторы свидетельствует о большом проценте нарушения социализации детей и подростков.

Акцентуации характера, наряду с различными нервно-психическими отклонениями и нарушениями могут выступать в качестве психобиологических

126

предпосылок социального поведения, затрудняя социальную адаптацию детей и подростков.

На наш взгляд, важнейший этап социализации происходит именно в подростковом возрасте, так как именно в этот период жизни человек становится на путь осознания всех важнейших жизненных принципов, складывается мировоззрение. Результат социализации ребенка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми.

Наиболее важными в этом процессе являются личность подростки и его индивидуально-психологические особенности.

Объект исследования: особенности социализации подростков.

Предмет исследования: акцентуированные черты личности подростка.

Цель исследования: рассмотреть психологические механизмы влияния акцентуации личности на особенности социализации в подростковом возрасте.

Задачи:

1.Рассмотреть специфику нарушения социализации у подростков.

2.Выявить особенности акцентуированных черт личности подростка.

3.Определить влияние акцентуаций личности на отклонения в поведении подростка.

Гипотеза исследования: наиболее высокий уровень нарушения социализации наблюдается у акцентуированных подростков.

В ходе корреляционного анализа была выявлена связь между гипертимностью как чертой личности и негативным опытом, при этом корреляция отрицательная (-0,45890), т.е. чем выше показатель по шкале гипертимность, тем ниже негативный личный опыт испытуемых, и наоборот.

На наш взгляд это свидетельствует о том, что такие черты личности как повышенное настроение, общительность, энергичность, гибкость способствуют восприятию происходящего как нейтрального или позитивного, не носящего негативный оттенок. Была обнаружена отрицательная корреляция между экзальтированным типом личности и склонностью к делинквентному поведению (-0,53128), другими словами, чем выше показатели по шкале

127

«Экзальтированность», тем ниже показатели, отвечающие за тенденцию к правонарушениям. Это говорит о том, что такие черты характера как чувствительность, эмпатия являются сдерживающим фактором от деликтов.

Обнаружена корреляция между шкалой «Застревание» и завуалированной жестокостью (0,49543). Между тем не было выявлено корреляции между

«Застреванием» и другими формами агрессивного поведения (шкала «Открытая жестокость» и «Склонность к агрессии и насилию»). Это свидетельствует о предрасположенности данного типа акцентуированной личности к проявлению агрессии именно в скрытой форме без явной выраженности. Корреляция между шкалами «Демонстративность» и «Волевой контроль эмоциональных реакций»

(0,39133) свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать проявления эмоциональных реакций у подростков с демонстративными чертами характера.

Одна из наиболее сильных (0,55504) и достоверных (0,001455) связей прослеживается по параметрам «Возбудимость» и «Волевой контроль». Можно предположить, что подростки с возбудимым типом личности скорее нарушат установленные обществом нормы и правила, совершат противоправные деяния,

нежели проявят конформность в поведении. Сниженный контроль эмоциональных реакций не позволяет подавлять агрессивные проявления личности.

Возбудимый тип подразумевает реагирование на раздражающие факторы насильственным путем. Это подтверждается и другими данными. Так, у

подростков с выраженной склонностью к агрессии и насилию, и склонностью к аддиктивному поведению также обнаружена акцентуация по шкале

«Возбудимость». На основании полученных результатов, мы можем предположить, что подростком с акцентуацией личности по типу возбуждения свойственен агрессивный паттерн поведения, проявляющийся в форме насильственных действий, направленных как на других членов общества, так и на себя, в частности: употребление ПАВ, самоповреждающих действиях. Также это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции

128

непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Значительные различия в средних показателях по группам были выявлены в выраженности акцентуаций по шкалам: циклотимность,

тревожность, возбудимость. Это говорит о том, что подросткам экспериментальной группы более характерна (19) постоянная неустойчивость настроения, эмоций, привязанности, нестандартное отношение к миру,

субъективность оценок в отличие от подростков, не имеющих отклонений в поведении (14). Кроме того, в экспериментальной группе уровень тревожности немного выше, чем в группе нормы (11,9 и 7,4 соответственно).

Возможно это связано с тем, что подросткам с отклоняющимся поведением в большей мере свойственна тревога как личностная черта и они воспринимают мир как угрожающую среду. Учитывая что присущие возбудимому типу акцентуации больше выражены у подростков экспериментальной группы (15,2), чем у несовершеннолетних группы нормы

(10,6), данную черту можно относить к фактору, влияющему на асоциальное поведение; такой тип акцентуации наиболее предрасполагает к насильственным деликтам, которые наиболее опасны с социальной точки зрения и имеют серьезные правовые последствия.

Также обнаружены различия между подростками группы нормы и экспериментальной группы в склонности к агрессии. У подростков с нормативным поведением не так ярко выражена склонность к проявлению агрессивных противоправных деяний в отношении окружающих (48,1), в то время как подростки экспериментальной группы демонстрируют свою готовность к реализации агрессивных паттернов поведения (58). Склонность к преодолению норм и правил у школьников с девиантным поведением завышена

(65), в отличие от школьников с нормативным поведением (53,6).

На наш взгляд эта тенденция связана с несформированностью правосознания подростков экспериментальной группы и о более ярком переживании кризиса подросткового возраста, нежели в группе нормы. Далее

129

было выявлено, что делинквентные подростки больше предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о

склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем (55,9), в отличие от их сверстников из группы с просоциальным поведением (47,7). Наибольшие различия были выявлено по шкале

«Негативный личный опыт». Восприятие предыдущего личного опыта взаимодействия с партнерами по деятельности, общению, как негативного в экспериментальной группе (80,33). В свою очередь, испытуемые контрольной группы более позитивно воспринимают свой прошлый опыт (53,6).

Зафиксированные результаты позволяют сделать предположение, что сочетание определенных типов акцентуаций, отношений в группе и к обществу,

негативное или позитивное восприятие опыта – влияют на формирование девиантного поведения.

Такие типы акцентуаций как гипертимность, застревание, возбудимость,

экзальтированность могут стать предпосылками тех или иных форм отклоняющегося поведения. У подростков с возбудимым типом акцентуации наблюдаются нарушения в социализации, причем эти нарушения имеют достаточную вариативность. Им свойственны повышенная агрессивность,

неумение контролировать свои эмоции, переживания и чувства (находит отражение во взрывчатости типа), уход от реальности путем употребления психически активных веществ, пренебрежение нормами и правилами общества.

Полученные данные позволяют предположить наличие группы черт личности (возбудимость, дистимность, циклотимность; тревожность и недостаточная эмоциональная выразительность оценок и действий), влияющих на формирование склонности к определенным типам девиантного поведения.

130